издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Доплаты не будет

Бюджетникам региона перестали выплачивать «губернаторские» надбавки к профессиональным праздникам

Указ губернатора № 223-уг «Об установлении единовременной выплаты к профессиональным праздникам отдельным категориям работников в Иркутской области» устанавливал выплату надбавок к профессиональным праздникам для некоторых категорий бюджетников – врачей, учителей, соцработников. В 2019 году – по 10 тысяч рублей, а в 2020 году – уже по 20 тысяч. Но в нынешнем году доплат не будет. Для людей это очень болезненно, хотя отмена надбавок была прогнозируемой изначально.

– У меня просто телефон разрывается от звонков в последнее время, – говорит представитель Иркутского отделения межрегионального профсоюза медработников «Действие» Татьяна Шульга. Она работает фельдшером в Ангарской больнице скорой медицинской помощи. – Люди спрашивают, будут выплаты ко Дню медика или нет. Я отвечаю, что указ не пролонгирован. Полномочия по выплатам теперь возложены на главврачей. А в больницах бюджеты ограничены, мы это понимаем. Мы даже не ставили перед своим руководством этот вопрос – бесполезно.

Причина отсутствия выплат проста. Дело даже не в том, что отменены губернаторские указы, они по-прежнему действуют. Но при этом оснований для выплат больше не существует. Законодательные акты, которые были приняты при экс-губернаторе Сергее Левченко, устанавливали суммы выплат на 2019 и 2020 годы. Но в них ровным счётом ничего не говорится о периоде с 2021 года. Поэтому и деньги в областном бюджете на выплаты не заложены.

Это подтвердила Наталья Дикусарова, депутат Законодательного Собрания, председатель бюджетного комитета ЗС. В 2019 область выделяла на доплаты 1,5 млрд рублей, а в 2020-м закладывали уже 3 млрд рублей. Если учесть, что областной бюджет ещё два года назад был профицитным, а сейчас всё изменилось, и дефицит бюджета только за первые три месяца составил 711 млн рублей, всё становится на свои места. Но и два года назад, когда выплаты только были введены, к ним уже было много вопросов. А депутаты Законодательного Собрания изначально называли меру поддержки популистской.

«Противоречит принципам бюджетного процесса»

В 2019 году врачи и учителя массово жаловались на то, что, получив денежную добавку в виде выплаты к профессиональному празднику, следом теряли стимулирующие выплаты к зарплате. В итоге добавку они вроде бы получали, а вот общая сумма дохода не вырастала. Причём в разных учреждениях ситуация складывалась по-разному. Например, в усольской школе в одном месте прибывало, а в другом – убывало, а вот в саянской – всё шло ровно. То же самое было и в больницах.

Генеральный директор НПЦ «Госучёт», кандидат экономических наук, эксперт в сфере управления госфинансами Роман Ерженин провёл тогда специальное исследование и сделал парадоксальный вывод: выбранная процедура фактически противоречит устоявшимся принципам организации бюджетного процесса. В номере от 17 декабря 2019 года «ВСП» писала о результатах этого исследования.

Дело в том, что в других регионах практика начисления выплат бюджетникам уже давно отработана и не вызывает вопросов. Например, в Самарской области с 2006 года действует указ губернатора, который устанавливает ежемесячные региональные надбавки к зарплатам работников образования и порядок их расчёта. Они проходят по стандартной цепочке: министерство образования – учреждение – работник. Причём всё делается в рамках трудовых отношений, и человек в итоге получает именно прибавку к зарплате.

Но Иркутская область пошла своим путём. По какой-то причине денежные потоки сразу закрепили за министерством финансов, а вовсе не за теми ведомствами, работники которых получали выплату. До работников выплаты доводились разными способами. Один порядок был установлен для государственных организаций (его декларировал указ № 111-уг), второй – для муниципальных (указ № 171-уг). Оба положения достаточно сильно отличались друг от друга.

Например, до медиков, работников культуры, соцзащиты и государственных учреждений образования деньги шли по цепочке: министерство – учреждение – работник. При этом минобр проводил деньги через подведомственное учреждение, а минкульт – напрямую на зарплатные карты сотрудников.

Для работников муниципальных учреждений образования разработали совершенно отдельную схему. Здесь минфин перегонял деньги на счета государственного бюджетного учреждения «Иркутский техникум архитектуры и строительства» (ГБУ ИТАС), которое «раскидывало» выплаты прямиком на банковские карты учителей. Причём сами получатели видели в банковской выписке эти деньги как «зарплату». Однако в расчётках упоминаний о ней не оказалось.

В этой схеме Роман Ерженин отмечал несколько нарушений. Прежде всего между минфином и техникумом архитектуры нет и быть не могло бюджетных правоотношений. То есть перегнать деньги учреждению минфин не имел права согласно Бюджетному кодексу. Техникум относится к ведению минобра и только от него может получать бюджетные ассигнования на исполнение государственного задания.

Понятно, что учителя школ тоже не состоят в трудовых отношениях с архитектурным техникумом. По идее, это означает, что техникум не имел оснований перечислять им выплаты, к тому же на зарплатные карты и с пометкой «заработная плата». Получается, вся эта схема противоречила и трудовому, и бюджетному, и налоговому законодательству одновременно. Кстати, работникам муниципальных учреждений культуры выплаты перечислялись точно таким же образом.

«Доход может быть признан незаконным»

Тогда эксперты отмечали, что из-за некорректно выбранного подхода к оформлению указа губернатора и механизма его реализации возник целый ряд рисков.

Прежде всего расходы учреждений, осуществлявших выплаты, при желании можно было признать нецелевыми. В эту категорию попадают все государственные учреждения, принимавшие участие в исполнении указов № 111-уг и № 171-уг, в том числе министерство финансов и все отраслевые министерства Иркутской области, а также архитектурный техникум. Причина – нарушение межбюджетных отношений.

Поскольку социальная выплата была зачислена на карты работников без уплаты НДФЛ и единого социального налога, организациям, допустившим такое нарушение, можно было начислять пени и штрафы. Кстати, существует письмо минтруда с требованием включить выплату в уровень средней зарплаты.

Наконец, был риск, что у работников просто потребуют вернуть деньги. «Ввиду того, что работниками государственных и муниципальных учреждений получены денежные средства не от своего работодателя, подобный доход с точки зрения бюджетного и трудового законодательства может быть признан незаконным, и полученную сумму работникам учреждений необходимо будет вернуть назад – в бюджет», – отмечал в своём исследовании Роман Ерженин.

В общем, при установке схемы выплат прежнее правительство умудрилось заложить множество подводных камней. Самым точным определением тут было бы «серые схемы», хотя странно использовать такое определение к порядку, установленному правительством. Обычно основной признак «серой» бухгалтерии – это «серая» зарплата. При этом обязательным элементом выступают банки и некие подставные фирмы-однодневки. «В придуманных в Иркутской области схемах по перечислению выплат работникам бюджетной сферы в качестве банка выступило министерство финансов Иркутской области. В качестве «фирмы-однодневки» – государственное бюджетное учреждение», – делал тогда вывод Роман Ерженин.

«Люди уже распланировали, на что потратить выплаты»

Всё это наследство в виде запутанных полулегальных схем и конфликта с Бюджетным кодексом пришлось брать на себя новому правительству региона, после того как Левченко ушёл в отставку. В 2020 году взятые обязательства перед бюджетниками были выполнены.

Указы так и остались недоработанными и вызывали много обид и непонимания у самих бюджетников. Например, люди недоумевали, почему не все категории работников получали выплату. Медики, которые отработали в больнице меньше года, а также водители и младший персонал надбавку не получали. В школах доплачивали учителям, а завучам – уже нет. Свои обиды накопились у работников учреждений культуры и соцзащиты.

Тем не менее отмена выплат весьма болезненна для бюджетников. Ведь люди ждали надбавок, к которым привыкли за два года, а сейчас к этому добавился дефицит бюджета.

«Мы знали, что деньги на выплаты педагогам не заложены, – отмечает руководитель пресс-службы министерства соцзащиты Алла Агафонова. – Но всё-таки на всякий случай выполнили расчёты по доплатам для соцработников. Отправили их в правительство, но нам объяснили, что в этом году доплат не будет».

«Люди надеялись на эти выплаты. Многие уже запланировали, на что потратить, – говорит Татьяна Шульга. – Я, например, многодетная мать. Летом всегда покупаю детям зимние костюмы на распродажах. Очень рассчитывала на эти 20 тысяч, думала, получим, как в прошлом году. Никто нас не предупредил, что выплат ко Дню медика не будет».

Татьяна Шульга отмечает, что в последнее время ковидные выплаты для медиков сократились. Например, в прошлом месяце Татьяна уже не получала деньги за риск столкновения с коронавирусной инфекцией. Хотя по факту риск никуда не делся. «Недавно был случай, мы приехали по вызову на пищевое расстройство. Как тут заподозришь ковид? Но выяснилось, что женщина самостоятельно пила антибиотики, и у неё началось расстройство пищеварительной системы. Оказалось – ковидная пневмония. В итоге вызов был оформлен как ковидный, выплату за работу с инфекцией мы получили, а за риск – нет. Хотя ещё несколько месяцев назад получали и эти надбавки», – рассказывает женщина.

Татьяна говорит, что только за последний месяц из больницы уволились два сотрудника «скорой». Катастрофически не хватает водителей «скорой помощи». Например, в 2017 году по штатному расписанию в БСМП должно было быть 1735 сотрудников, по факту было 1183 человека. В 2019 году по штату – 1549, по факту – 1134 работника. В ковидном 2020 году штат был увеличен до 1602 человек, но фактическая численность на 31 декабря 2020 года снизилась до 1125. То есть уволились 9 медиков, каждый из которых в период пандемии незаменим.

При этом финансирование больницы с 2019 года по 2020-й выросло с 1,05 млрд до 1,3 млрд, а именно на 261 млн рублей. Но на 2021 год запланировано снижение объёмов финансирования до 1,03 млрд. Это ниже уровня доковидного 2019 года. Что касается фонда оплаты труда, он немного вырос в прошлом году, но в нынешнем году заложено снижение. Судя по цифрам, правительство региона в самом деле не ожидало третьей волны и всерьёз надеялось, что ковид побеждён, а значит, борьба с инфекцией не потребует дополнительных финансовых ресурсов.

«Люди просто не выдерживают такую нагрузку, – подводит итог Татьяна Шульга. – Мы с тревогой ждём, что принесёт «третья волна». Кроме того, что увеличилось число заболевших, нам приходится сталкиваться с последствиями ковида – часто это опасные заболевания сердечно-сосудистой и кровеносной систем. На врачей ложится огромная дополнительная нагрузка. Причём не важно, работают они с самой инфекцией или нет. Возросшее давление чувствует вся система. Конечно, все очень расстроены тем, что выплат к профессиональному празднику ждать не стоит».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры