издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мошенник сменил амплуа

Скандально известный бизнесмен Евгений Кузнецов, получив реальный срок наказания за махинации с лесом, ударился в бега

На прошедшей неделе в Ангарском городском суде завершилось оглашение приговора по уголовному делу в отношении предпринимателей Евгения Кузнецова и Сергея Кима, обвинявшихся в приобретении права на чужое имущество путём мошенничества и незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. Ущерб государству, причинённый аферой с зелёным золотом, которую они провернули в 2018 году, оценён в 18 млн 720 тыс. рублей. Суд удовлетворил гражданский иск на эту сумму министерства лесного комплекса региона. Евгений Кузнецов, игравший в криминальном дуэте первую скрипку, приговорён по совокупности преступлений к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, его помощника Сергея Кима суд наказал условно на срок 4 года.

На скамье подсудимых при оглашении приговора Кузнецова тем не менее не оказалось. «Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу, взять под стражу в зале суда», – эти страшные слова бизнесмен так и не услышал, поскольку на завершающее заседание суда, где была объявлена его участь, просто не явился. В телефонном разговоре пояснил секретарю судебного заседания, что у него сломалась машина, и предложил начинать без него. После чего отключил аппарат и на связь больше не выходил.

Застройщик с подмоченной репутацией

Имя Евгения Кузнецова, уверена, знакомо большинству иркутян. Со страниц нашей газеты, к примеру, оно не сходит более десяти лет. За эти годы мы успели рассказать множество историй об аферах учредителя и руководителя нескольких строительных компаний, который «прославился» тем, что возводил в областном центре высотные дома незаконно: из-за огромного количества нарушений их не могли принять в эксплуатацию. В «чёрном списке» махинатора, фамилия которого навечно закрепилась в первой строчке перечня недобросовестных застройщиков, числятся объекты по улицам Бородина, Пискунова, Румянцева, Байкальской, Багратиона в Иркутске. Жильцам этих домов нанесён серьёзный имущественный вред. До сих пор им приходится расхлёбывать последствия незаконной деятельности застройщика, привыкшего цинично обманывать людей.

Достаточно вспомнить печально знаменитую многоэтажку № 40 по улице Пискунова. С 2008-го по 2010 год Кузнецов заключал с покупателями договоры долевого участия и лично принимал плату за квадратные метры, не имея положительного заключения государственной экспертизы. При этом не скупился на заверения, что все документы в полном порядке и проблем с оформлением прав собственности на квартиры не предвидится. Однако Служба госстройнадзора при проверке зафиксировала на объекте нарушения норм пожарной безопасности, технического регламента и градостроительного законодательства. В мае 2019 года Октябрьский районный суд Иркутска удовлетворил иск городской администрации о сносе 11-этажного строения – причём на средства самих дольщиков. Компания Кузнецова обанкротилась, людям он не вернул ни копейки. В судах до сих пор рассматриваются уголовные дела в отношении чиновников, которые за взятки помогали аферисту-строителю уходить от ответственности. Самому же Евгению Кузнецову, несмотря на то что обвинение ему предъявлялось не единожды, до сих пор удавалось благополучно избегать «прописки» за колючей проволокой.

Золотая жила за бесценок

Уголовное дело, которое было рассмотрено Ангарским городским судом и завершилось обвинительным приговором, тоже связано с аферами Кузнецова. Только на этот раз герой-мошенник сменил амплуа – оставил приевшуюся роль застройщика и сыграл золотоискателя. И потерпевшими стали уже не простые дольщики, а государство.

Схема хищения государственного имущества, исследованная судом, была продумана до мельчайших деталей. В 2018 году Евгений Николаевич узнал о продаже 100-процентной доли уставного капитала ООО «Соболь», имевшего лицензию на пользование солидным участком земли для геологического изучения недр в Усольском и Ангарском муниципальных районах. Прежняя владелица коммерческой организации пыталась отыскать золото в районе ручья Карасун, но драгоценного металла в этом месте не оказалось. Бизнес неудачливая золотодобытчица готова была продать за бесценок – Кузнецов заплатил за лицензию вместе с предприятием всего 10 тысяч рублей. Не для того, конечно, чтобы искать в тайге драгоценные камни. «Геологоразведочную» лицензию аферист использовал для заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов, превратив в золотую жилу добычу древесины.

Подельником Евгения Кузнецова стал его старый знакомый Сергей Ким, генеральный директор лесозаготовительной фирмы «Агромитгрупп» («АМГ»). Познакомились подсудимые, как сами же поясняли на допросах, «в связи с осуществлением деятельности по составлению проектов». Ким обычно числился руководителем компании, фактически принадлежащей Кузнецову, который предпочитал действовать по доверенности. Так было в «АМГ», тот же порядок трудовых взаимоотношений перекочевал и в ООО «Соболь» после его приобретения. Партнёры, как было доказано в ходе судебного следствия, вступили в предварительный сговор на совершение мошенничества и незаконную рубку лесных насаждений. От имени прежнего руководителя ООО «Соболь» было подано заявление на аренду лесного участка в министерство лесного комплекса региона. После заключения договора в короткие сроки силами привлечённых бригад «геологи» вырубили всю деловую древесину в окрестностях, оставляя после себя только пни да прочие порубочные остатки. Конечно, они были осведомлены, что большая часть арендованных земель расположена вдоль водных объектов, склонов оврагов, где сплошные рубки запрещены. Но это не помешало спиливать под пень деревья как в эксплуатационных лесах, так и на особо защитных участках, арендованных якобы под геологоразведку.

Кстати, кроме Сергея Кима, угодившего вместе с приятелем на скамью подсудимых, в авантюре с «разведкой золота» участвовал ещё один близкий Кузнецову человек, которого можно найти во всех уголовных делах о незаконном строительстве, – муж его родной сестры по фамилии Акреев. Тот самый, что числился учредителем ООО «РосДСМ», строившего в Иркутске дома, которые суд позднее «приговаривал» к сносу. «Собственник» всегда был подставной фигурой. Так случилось и в этот раз. Документы и печать ООО «Соболь» родственник сразу отдал Кузнецову, который и рулил компанией.

Опытный аферист проявил верность не только партнёрам в незаконном бизнесе, он не стал менять и свои принципы. Много лет Кузнецов следовал одному и тому же правилу – махинации должны прикрываться официальными документами и балансировать на грани гражданско-правовых отношений. Только на этот раз «золотое правило» не сработало.

По второму кругу

Евгений Кузнецов, как видно, до конца верил, что и в деле с «геологоразведочной» лицензией ему удастся вывернуться. Приговор Ангарского городского суда, отправивший его на нары за мошенничество и вырубку лесных насаждений, был, кстати, не первым. Те же самые обстоятельства уже рассматривались другим составом суда, но с тем же самым вердиктом и с точно такими же сроками наказания подельников: 5 лет колонии для Кузнецова и 4 года условно для Кима. Но этот приговор, вынесенный 20 мая 2021 года, был отменён апелляционной инстанцией по жалобам адвокатов осуждённых. Судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда возвратила материалы прокурору «для устранения препятствий к рассмотрению». Таким препятствием стало «существенное нарушение УПК РФ, а именно права на защиту». Оказалось, что интересы осуждённых на предварительном следствии непродолжительное время защищали отец и сын Позякины, тогда как закон запрещает адвокатам, состоящим в близких родственных отношениях, работать с подельниками, у которых разный объём обвинений. Изящный, конечно, был ход со стороны опытных адвокатов. Но он лишь помог отодвинуть на полтора года неминуемую кару для подзащитного.

Когда началось оглашение приговора суда в новом составе, Евгений Кузнецов находился в зале рядом со своим защитником. И, конечно, не мог не понять, чем завершится дело на сей раз. Вот и ударился в бега. В тюрьме он во время предварительного следствия провёл всего три месяца. Очевидно, на нарах ему не понравилось. Осуждённый объявлен в федеральный розыск.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры