издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутск глазами детей

Ребята из более чем 40 общеобразовательных учреждений – школ, гимназий, лицеев, домов детского творчества Иркутска, Ангарска и Шелехова – прислали свои заявки для участия в XXVI научно-практической конференции «Мой город», которую ежегодно проводит Музей истории г. Иркутска имени А.М. Сибирякова. В этом году она состоялась при рекордном количестве участников – их было более 160! И, как всегда, на этой конференции проявились таланты. Конечно, не обошлось без поддержки взрослых – родителей, друзей школьников. Но особо сотрудники музея благодарят неравнодушных педагогов, которым не скучно работать с ребятами, которые могут вовремя увидеть в своём ученике потенциал и понять, как проявить его, будь это учащийся начальной или старшей школы. И начало большого пути для многих – как раз конференция «Мой город».

Конференция проходила в несколько этапов. Все участники были разделены на возрастные категории, которые распределялись по секциям. Школьники в своих докладах освещали исторические и экологические темы, рассуждали над архитектурными задачами, разбирались в проблемах сохранения и популяризации национально-культурного наследия, демонстрировали исследовательские проекты по разным направлениям, юные кинематографисты наглядно показывали свои профессиональные навыки.

Около десятка работ было посвящено истории пионерской организации. Младшие школьники попытались примерить её основы к современным условиям и доказать, что сейчас тоже можно так жить – весело и с пользой проводить время. Варвара Валеева, например, из 4 класса 76-й школы Иркутска (руководитель​ – С.И. Ланкович, учитель начальных классов) собрала воспоминания учителей и родных. Тех, что были пионерами в своё время. Варя изготовила лэпбук, где наглядно объяснила, кто чем занимался в организации, как нужно завязывать галстук, и продемонстрировала основные барабанные дроби на инструменте, который тоже принесла с собой.

Блестяще выступили ученицы 4 «Б» класса из 25-й гимназии Иркутска, презентовавшие проект​ инновационного дендрологического выставочного экоцентра в своей школе.​ Алина Неизвестных и Екатерина Мамушкина​ предстали перед жюри в школьной форме и красных пионерских галстуках. Девочки пояснили, что одной из составляющих пионерского движения был труд. Поэтому их увлечение можно назвать реинкарнацией пионерии в современных условиях: уже три года они вместе с одноклассниками занимаются​ выращиванием экзотических растений. Начали это делать дома, с мамами, потом их поддержали одноклассники и их родители,​классный руководитель Лилия Николаевна Дружинина (она же руководитель проекта), а главное –​ и.о.​ директора гимназии Татьяна Константиновна Шорохова.

«Теперь​ тропические растения​ живут​ в школе повсюду. Например, авокадо уютно пристроилось в школьной библиотеке, – добавила к рассказу своих подопечных Лилия Дружинина. – Растение даже плодоносит. Другие украшают собой подоконники в классах. Чтобы тропическим гостям было уютно и все ребята школы могли поучаствовать в проекте, на территории учебного заведения было решено​ выделить площадку и построить там дендрарий». По словам выступающих, для реализации этой задумки в следующем году учебное заведение​ будет подавать заявку на получение гранта. Всё серьёзно! А пока четвероклассники заражают идеей не только своих друзей и одноклассников, но и учеников старших классов. И это у них успешно получается.​ «Не в тягость, а с удовольствием!» – таков девиз младшеклассников.​ ​

Как отметили члены жюри всех секций, в этом году большинство ребят отлично подготовились, все три дня были активными, и атмосфера в залах музея царила по-рабочему деловая, доклады были креативными. Казалось бы, обычная тема – «История своей улицы» – получилась яркой у Татьяны Бирюковой из 4 «В» класса СОШ № 11 имени И.А. Дрица​(руководители – учитель начальных классов Т.М. Митренг и учитель истории и обществознания А.В. Стаценко). Школьница не просто рассказала о своей родной улице Чудотворской, но и провела опрос о том, всем ли её жителям нравится возвращённое название взамен бывшего – Бограда. Как выяснила Татьяна, 100% опрошенных ею людей не просто довольны, а считают, что со светлым названием Чудотворская живётся веселее. «Кроме того, приятно сознавать, что название улицы Чудотворской оригинальное и его не встретишь в других городах нашей страны», – добавила Татьяна.

В это же время в другой секции – «Историю малой родины пишем сами» – жюри восхищалось докладом Дарьи Кирилловой. Девятиклассница из школы № 12 г. Иркутска под руководством учителя истории Татьяны Сергеевны Баталовой систематизировала сведения о названиях улиц Иркутска, свою исследовательскую работу она назвала «Новые годонимы Иркутска» и оформила всю информацию в буклет, где всё лаконично: перечислены улицы Иркутска, названные в честь советских учёных, первооткрывателей, землепроходцев, иркутских купцов, а также людей, оставивших свой след в архитектурном наследии города. К каждой фамилии – краткая библиографическая информация, карта, где расположена улица, и фотография человека, чьё имя она носит.

Не только дети, но и члены жюри хотели бы иметь такую книжицу, о чём тут же и сообщили Дарье. Как уже в коридоре сказала заведующая информационным отделом Центра коренных народов Прибайкалья Татьяна Лукьянова: «Слушая такие доклады, понимаешь, что ребёнок вложил душу в свою работу.​ У нас, у жюри, была тяжёлая миссия, важно ведь не обидеть никого, бережно отнестись к материалу. Мы понимаем, что великими учёными станут единицы, а желание познавать останется. И пусть оно родится или окрепнет вот на таких конференциях».

Пожалуй, самое большое количество работ и самая многочисленная аудитория были в секции «Фильм, фильм, фильм!». С каждым годом юных кинематографистов становится больше.​ 17 работ посмотрели нынче Мария Аристова – режиссёр ГТРК Иркутск, Дина Оккерт​ – редактор радиовещания ГТРК Иркутск, а также Александр Новиков​ – фотограф музея, член Союза журналистов РФ. èèè

Бесспорным лидером направления стала творческая группа из СОШ № 11 с углублённым изучением​ отдельных предметов имени И.А. Дрица под руководством учителя обществознания​ и истории Анны Валерьевны Стаценко. Ученики 10 «А» и 5 «А» классов ​ Лев Елисеев, Ян Олейников, Семён Вильчинский, Иван Меделян, Никита и Полина Харитоновы, Никита Савенков, Жанна Булгатова, Диана Чехани, Андрей Стерьхов, Ксения Блажева, Арсений Клеменко были объединены темой исследования личности Адмирала Колчака. Своё мнение ребята выразили в полноценном фильме «Адмирал Колчак: помнить или забыть», используя для монтажа архивные съёмки, перелопатив кучу литературы и документов, применив натурные съёмки, реконструкцию, компьютерную графику и т.д. Эта работа получила Гран-при и 1 место.

1 место было безоговорочно присуждено глубокой, очень трогательной работе Софии Филипповой и Вадима Кривошеенко, представлявших медиастудию «СОК» МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества». Их видеоэссе «Тополиная аллея» родилось после прочтения произведения «Баллада о тополях» иркутского поэта Марка Сергеева.​ «И говорить ничего не хочется, это прекрасно», – сказала Мария Аристова после просмотра фильма. С чем согласились остальные члены жюри и присутствующие в зале, настолько чётко были прочувствованы в видео иркутская история Марка Сергеева о посаженных школьниками деревьях до войны, боль автора из-за того, что большинство выпускников не вернулись домой после Великой Отечественной, и надежда современной девочки на то, что такое больше не повторится.

Как и было заявлено на открытии конференции, одна из её тем была посвящена 100-летию нашего знаменитого земляка Леонида Гайдая. Ученики самых младших и старших классов с увлечением рассказывали о фактах из биографии Гайдая. Ученик ​ 6 «Г» класса 67-й школы Виктор Куделя показал жюри видеоролик, с помощью которого провёл зрителя по иркутским гайдаевским местам. Очень старался, за что и получил 1 место в средней возрастной группе.

Для многих это была личная история. «На все праздники мы смотрим фильмы Гайдая, мой любимый – «Бриллиантовая рука», – делился перед своим выступлением ученик 4 «Б» класса школы № 67 г. Иркутска Егор Стукалов. Мальчик увлечённо рассказывал сюжет из фильма, тут же хохотал над известными моментами. Рядом умилялась его мама: «Мы считаем «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу» нашим семейным кино, Трус, Балбес и Бывалый всегда настроение поднимают, сколько бы раз мы ни смотрели фильмы».

С более подробной информацией, фамилиями призёров, их педагогов и фотографиями можно познакомиться на сайте музея​ http://irkmuseum.ru/ в разделе «Мой город 2022».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры