издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Души исполненный полёт

  • Автор: Арнольд Беркович

Писать о заслуженном артисте России Викторе Лесовом доставляет особое удовольствие. Я делал это многократно: по его сценическим достижениям, по юбилейным датам, и всё равно, мне кажется, что личность этого талантливого человека далеко не полностью исследована и новый юбилейный год позволяет снова осуществить реконструкцию профессионального взлёта солиста Иркутского музыкального театра им. Н.М.Загурского Виктора Васильевича Лесового.

Год 1979-й. Главный дирижёр Иркутского театра музыкальной комедии Эммануил Тобиаш в поисках талантливых молодых актёров приезжает в Одессу. Для театра нужен молодой лирический тенор, и он хотел найти его среди выпускников Одесской консерватории. Это был счастливый момент для Иркутского театра: Тобиашу предложили не только тенора Виктора Лесового, но и его жену, концертмейстера Татьяну Лесовую.

Они приехали в Иркутск, когда театр музыкальной комедии имел всесоюзную известность: художественное руководство осуществлял режиссёр Мирон Лукавецкий, музыкальной частью заведовал одаренный дирижёр и композитор Эммануил Тобиаш, а в актёрской труппе блистали корифеи опереточного жанра Елена Волошина, Виктор Жибинов, Макс Шнейдерман, Николай Хохолков и другие.

— Ты не стесняйся, — поучал Лесового по-дружески Виктор Жибинов, — копируй нас. Мы в начале карьеры тоже это делали, постигая жанр.

Но Виктору Лесовому хотелось большего. Он умел смотреть в корень пьесы и роли – сказывалось консерваторское образование. Да и к оперетте у него было особенное чувство, хотя в Одесской консерватории к этому жанру относились как к чему-то второстепенному.

Первая роль, которую получил Виктор, был Альфред в оперетте Штрауса «Летучая мышь». Впоследствии Лесовой будет играть её 25 лет, и каждый раз зритель видел молодого юношу, пылко влюблённого, с блестяще звучащим тенором. Он так привык работать, не копировать даже корифеев, а быть всегда неожиданным, правдивым и заразительным Лесовым.

В его репертуарном списке с годами появятся практически все классические и советские оперетты. Вот некоторые из них: Фальк (Штраус, «Летучая мышь»), Помероль  (Абрахам, «Бал в Савойе»), Петер Браун (Оффенбах, «Герцогиня Герольштейнская»), Бобине (Оффенбах, «Прекрасная жизнь), Камил (Кальман, «Весёлая вдова»), Бони (Кальман, «Сильва»), Зупан (Кальман, «Марица»), Тристан (Журбин, «Неаполитанская история или Собака на сене»), Митрусь (Стрельников, «Холопка») .

Широкие вокальные возможности артиста , качественное профессиональное образование позволяли Лесовому создавать яркие образы в тех немногих операх, которые представлял театр музыкальной комедии, а затем Музыкальный театр. Это были Флористан в опере Оффенбаха «Ключ на мостовой», Бонифас в комической опере этого же композитора «Званный ужин с итальянцами», Арлекин в опере Леонкавалло « Паяцы», Альфред в опере Верди «Тоска» и, конечно, очаровательный Ленский в опере Чайковского «Евгений Онегин».

Биография  артиста  всегда складывается из исполненных произведений, которые отражают зачастую не только артистические возможности, но и тот жизненный фундамент, те истоки, которые всегда являются стартовой площадкой любого человека. Откуда ты? Что у тебя за душой?! Семья, детство, окружающие тебя люди?

Виктор родился в Приднестровье, где вне зависимости от национальности, профессии и возраста любили петь. Русские и украинские песни, молдавские и белорусские, грустные и весёлые, на вечёрках и на свадьбах… В этом сонме голосов всегда выделялся голос Виктора, чистый, как горный ручей, нежный и звонкий. А ещё он танцевал в школьном ансамбле и был бессменным лидером сельских концертов, смотров школьной художественной самодеятельности.

Продолжать вокальное обучение Виктор решил в Одесской консерватории: от дома недалеко и консерватория была одной из лучших в Советском Союзе. И уже в первый год обучения познакомился со студенткой Татьяной. Так вскоре образовалась семья, любовь и радость супругам суждено было обрести на многие годы.

Годы работы в Иркутском театре музыкальной комедии сформировали Лесового как профессионального актёра, для которого жанр оперетты стал родным, который по значимости он считал равным оперному искусству. И когда в девяностые годы театр музыкальной комедии менял свой профиль и переходил в ранг музыкального, Виктор Лесовой единственный в творческой труппе был против. Это противостояние отразилось на творчестве: актёрские роли как будто были не для него, и тогда жена Татьяна  предложила ему готовить концертные программы. Первой такой программой стали произведения 1930-40 годов, которые авторы назвали « Ах, это старое танго». В программе были и популярные песни на военную тему, и лирические произведения о любви и верности, о встречах и расставаниях, словом, то, что взволнованно и трогательно мог исполнять Виктор Лесовой при помощи концертмейстера и любящей жены Татьяны. Успех концертной программы определил рождение следующих программ: «Вечер старинного русского романса», «Песни военных лет», «Вечер неаполитанских песен».

Идут годы, но они как будто не трогают артиста, и только опыт и зрелость всё отчётливее проявляются в творческой жизни семьи. И отрадно, что в истории Музыкального театра им. Н.М.Загурского есть заслуженный артист России Виктор Лесовой и заслуженный работник культуры России Татьяна Лесовая, которых и в жизни, и в творчестве нужно рассматривать как единое целое.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры