издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взглянуть в глаза войны

отважились участники творческой лаборатории «ВАМПИЛОВ.FEST»

Уже стало традицией, что работу Вампиловского фестиваля в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова предваряет «блицкриг» творческой лаборатории. За пять интенсивных дней приглашённые режиссёры создают эскизы спектаклей и держат отчёт перед зрителем и экспертами. Нынче это был особенно сложный и ответственный вызов: тема эксперимента – «СВО глазами современников». Старейший театр региона первым в отечестве взялся обобщить опыт художественного осмысления острых событий новейшей истории. Показ трёх лабораторных работ состоялся 19 сентября 2025 года на трёх площадках под Охлопковской крышей. Профессиональную оценку эскизам дала московский театровед, доктор филологии Капитолина Кокшенёва.

Материалом для сценических воплощений стали две пьесы, написанные в текущем году двумя современными авторами – Еленой Коллеговой и Ольгой Погодиной-Кузьминой, уже известными в драматургическом цехе.

Драмеди «Выбор» Елены Коллеговой, посвящённая артистам Луганских театров – добровольцам СВО, увидела воплощение в двух разных версиях.

Античный герой рядом с нами

Питерский молодой режиссёр Георгий Шилов построил зарисовку к одноимённому спектаклю в перформативной модели, с элементами мюзикла. Рассказ об артисте, который добровольно пошёл «за ленточку» и после ранения с новым пониманием реальности возвращается в профессию, сроится на контрастах. Между жизнью и вымыслом, натурой и творчеством, между суровой правдой фактов и спасительной сказкой. Постановщик дополнил авторский текст документальными воспоминаниями актёров Мариинки, работавших в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной. Трагическое испытание войной для человека мирной и даже «праздничной» профессии становится опытом постижения правды в искусстве.

Капитолина Кокшенёва выразила признательность команде режиссёра из северной столицы за отвагу подступиться к сложнейшей театральной задаче. Как и пьеса, эта попытка сама по себе с необыкновенной остротой ставит перед нами вопрос о правде в жизни, правде на войне, правде в искусстве. Ещё один ключевой аспект постановки, на котором сделала акцент рецензентка, — это мотив героя. Сегодня он обретает объём, близкий к поэтике античного театра, считает критик. Эпос Троянской войны отчётливо утверждает: герой – особенная порода живого существа, есть люди и боги, а рядом с ними – герои, ступенька между богами и смертными. Радикальное отличие героя от остального, среднестатистического человечества, в повседневной практике незаметно. И нужны экстремальные «предлагаемые обстоятельства», какими является война, чтобы героическая природа проявилась и реализовала себя. В эскизе Георгия Шилова мы наблюдаем историю «Сказочника» в несказочных условиях. Его безыскусный рассказ о пережитом – информация к размышлению.

— Спасибо, что вы нас зацепили за живое, — говорит постановочной группе столичный театровед. – Что вытащили нас из зоны комфорта, из этого красивого театра, из нашего иллюзорного благополучия и безмятежности.

— В пьесе, в эскизе показано отношение к теме так называемой «богемной среды», — подхватывает иркутский филолог и блогер Елена Жданова. – Эта среда часто норовит отстраниться от происходящего, укрыться в «башне из слоновой кости». Наше, мол, дело – искусство, а не политика. Но здесь не политика – здесь то, что касается всех. Театр предложил нам серьёзные вопросы о проживаемом нами моменте. Заставил посмотреть в глаза правде. А этого мы от театра и ждём.

«Выбор» челябинского режиссёра Камиля Кагарманова был решён в реалистически-символическом прочтении. Эскиз показывали на Другой сцене. Антураж этого подвального пространства, где зрительские места располагаются таким образом, что публика не только смотрит на сцену, но и видит себя, дополняет происходящему особенную силу достоверности и глубины, отметила эксперт. Постановщик максимально использовал выигрышные возможности площадки, смело вмешался в текст драмы, избавившись от сюжетных линий, которые показались ему помехой. Персонажа, который у драматурга является лишь голосом из телефона, — циничного кинопродюсера – ловца конъюнктуры — создатель спектакля вывел на сцену зримо и выпукло. А артист Алексей Орлов (II) представил нам образ типичный, гротесковый и очень узнаваемый. Играли тут не только актёры, но, как мы уже говорили, и весь антураж помещения.

— Спектакль очень негромкий – и очень внятный, — размышляла Капитолина Кокшенёва. – Сапоги висят… Очень страшно и очень точно: один сапог – значит одна нога, два сапога уносят – значит нет человека. Получилась крепкая вещь, законченное художественное высказывание.

И над всеми — Любовь

Пьесу «Посёлок Рай» «защищала» перед экспертом и публикой актёрская группа под руководством Александры Голиковой из Москвы. Режиссёр и хореограф с солидным портфолио театральных и киноработ остановилась на тексте уже признанного драматурга. Её «зацепила» идея войны как грандиозного духовного испытания. Эта тема, невероятно трудная и даже рискованная, по мнению Капитолины Кокшенёвой, недостаточно полно и последовательно раскрыта самим автором. «Цепкий мастер», Ольга Погодина-Кузьмина, по словам критика, впала в «сентиментальную сусальность и псевдокрасивый ангелизм, которых театр не выносит». Отважный отряд эскпериментаторов она похвалила за смелость и честность, с которой он взялся за трудную задачу. И справился с нею достойно.

Участники действия – люди по обе стороны линии фронта, и даже в «серой зоне», переходящей из рук в руки. Граница между ними подвижна, а в символическом смысле – зыбка, условна, жестока и противоестественна. Артистам удалось в динамичном представлении на час представить нам убедительные образы солдат, а также обычных «гражданских» жителей на спорной территории. Мотив чудотворной иконы, которая становится объектом хищных притязаний мародёров и остаётся последним оплотом надежды для мучеников кровавой схватки, — корневой в сценическом наброске Александры Голиковой. Она попыталась найти для него подходящие средства сценической выразительности. Постановщица изменила финал пьесы, где, словно в каком-то лубочном гротеске все «нечистые» оказываются поверженными и даже убитыми, а все «чистые» торжествуют в лучах божественного сияния. Такого финала лабораторные наблюдатели не увидели – и спасибо. Концовка эскиза оказалась совсем иной – и значительно более мощной по эмоциональному воздействию. Все, кто блуждал во тьме, преклонились перед светом, кто пылал в агрессии – замер в благодати, кто утопал в ненависти – очистился любовью. Красивая и щемящая пластическая сцена заставила зал задержать дыхание и разразиться дружными аплодисментами.

— Мы решили обойтись без убийств, — пояснила режиссёр. – В финальной сцене нам хотелось сказать самое главное: перед Богом мы все равны. Мы все – Его драгоценные дети.

Подытоживая результаты лаборатории, авторитетный эксперт Капитолина Кокшенёва сказала следующее:

– Предпринята осознанная попытка пристально посмотреть на самую болезненную современную тему. Тему острую, трепетную, касающуюся каждого. Литературный отклик на события, которые переживает наша страна, отклик большой трагедийной силы ещё не родился. Эта тема пока ещё всем нам на вырост. Трудность задачи, которую лаборатория задала участникам, колоссальная. Искренность и отвага погружения в материал вызывают большое уважение.

К просмотру и оценке лабораторных продуктов были приглашены студенты выпускного курса Иркутского колледжа культуры, представители региональной прессы, городские энтузиасты – поклонники театра. По единодушному мнению наблюдателей, несмотря на «скороспелость» и несовершенства драматургического сырья, охлопковским артистам под руководством талантливых постановщиков удалось за пять дней интенсивных репетиций создать интересные, вдумчивые, эмоционально наполненные работы.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры