"Работать вместе, а не драться..."
Беседа политического обозревателя "ВСП" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ. -- Борис Александрович, вы недавно прилетели из Москвы, и главным событием для всего политического истеблишмента было послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Наверное, не стоит расспрашивать вас о том, какие позиции были изложены президентом. Интереснее именно ваше впечатление от этого послания. Ведь вы имеете возможность сравнивать его с прошлогодним. Что изменилось, на ваш взгляд, в стране и какое отражение эти изменения нашли в послании президента?
— Действительно, прошло предусмотренное Конституцией Российской Федерации ежегодное событие, когда
президент сообщает стране свои взгляды на внутреннюю и внешнюю политику, ставит задачи перед
властью на текущий год. По существу, президент еще раз подтвердил необходимость скорейшего проведения
реформ в стране. Из всей совокупности взглядов, которые он продемонстрировал, главным является
направленность на экономическую работу. Он очень четко и ясно подчеркнул, что никто, кроме нас, нигде,
ни при каких условиях не желает, чтобы Россия была сильным государством. Никто, кроме нас самих, не сможет
обеспечить подъем нашего государства, подъем нашего благосостояния, поэтому нужна кропотливая, тяжелая,
напряженная работа. И он обращал наше внимание на то, что в этой работе должны быть задействованы в
согласованном режиме все уровни власти и местного управления, регионы и, конечно, правительство Российской
Федерации и Федеральное Собрание.
— Наблюдатели заметили, что было
серьезное внимание уделено регионам, очень серьезное
внимание — органам местного самоуправления и практически не
упоминались федеральные округа.
— По федеральным округам было упоминание, что
этот институт состоялся, и, если мне память не изменяет,
президент говорил о том, что есть возможность на сегодняшний
день делегировать полномочия по кадровым решениям, в
первую очередь в отношении руководителей органов федеральной
власти, работающих в регионах, полномочным представителям
в округах. Но в целом, как вы правильно говорите, крен
был сделан на те системы власти, которые напрямую
влияют на социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.
— А где-нибудь в кулуарах, поскольку
впрямую в тексте послания этого не было, звучала тема укрупнения
регионов? Я тут посмотрел перед нашей встречей газету
«Известия», там была реплика о том, что несколько регионов
в стране абсолютно готовы к объединению, и называются в числе первых Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ и Иркутская область. Москвичи тоже звонят,
интересуются… У меня такое ощущение, что в федеральном центре несколько другое
восприятие реальности сроков объединения, да и вообще реальности объединения, чем
здесь, на месте.
— Здесь должен быть последовательный, взвешенный подход к этой проблеме. Нужно
действовать по известному принципу: прежде чем объединиться, надо решительно
размежеваться.
В первую очередь это касается того, насколько в рамках объединительного процесса
федеральная власть обеспечит уровень межбюджетных отношений между Иркутской
областью, в состав которой должен войти Усть-Ордынский Бурятский округ, и
правительством Российской Федерации. Это очень важно. Потому что Усть-Ордынский
округ — это сугубо дотационная территория, значительная
часть средств в расходах окружного бюджета — это деньги
федерального центра. Область, естественно, имеет достаточную самостоятельность в этом
плане, и, следовательно, не исключен такой неприятный сценарий: давайте
возьмите этот субъект и за счет своих же денег обеспечьте
развитие уже общей территории, только за счет единого
бюджета Иркутской области. Понятно, что такой подход неверен.
— Становится модной странная модель: принимается решение
всероссийского масштаба, и не обеспечивается реальность его выполнения, например, повышение
зарплаты бюджетникам. Проблема падает на плечи регионов и чуть
не переламывает нам хребет.
— Здесь не надо закрывать глаза на то, что по существу
это ответ на вопрос, все ли было правильно сделано в
рамках формирования Конституции Российской Федерации
1993 г. и образования на территории России
89 самостоятельных субъектов. Федеральная власть констатирует, что это
поспешное, неправильное решение. И процесс укрупнения
регионов в первую очередь должен состояться в сложно
построенных субъектах Российской Федерации, таких как Иркутская
область, Усть-Ордынский округ, Читинская область, Агинский
округ, Тюменская область, Красноярский край. Но этот
процесс не должен носить поспешный
характер, это должна быть продуманная система взаимных
действий федеральных органов власти и руководителей регионов, которые планируют объединиться,
т.е. этот процесс достаточно затяжной. Я высказывал
свою позицию Леониду Вадимовичу Драчевскому.
Мы сегодня получили уникальную возможность, и это как
раз совпадает с теми задачами, которые ставит президент,
заняться в Иркутской области эффективной экономической
работой. Мы завершили весь блок изнуряющих выборов,
которые взяли свой старт с 1999 г.: это выборы депутатов
Госдумы, президента Российской Федерации, Законодательного собрания,
губернатора, мэров городов, депутатов городских и районных Дум. Наконец-то мы
сейчас полномасштабно завершили формирование власти в регионе, и, если ничего не
произойдет сверхъестественного, до выборов в декабре 2003 года депутатов
Государственной Думы у нас есть возможность достаточно серьезно заняться очень
важной работой, которую ждут от нас люди. Заняться экономикой региона, направить
все возможности этой экономики на повышение благосостояния населения Иркутской
области, во благо всех людей, которые живут на территории Иркутской области. Вот
это очень важно.
Сегодня губернатора избрали
и жители Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, то же самое с
Законодательным собранием, два представителя окружной территории находятся в его составе. Единство
власти создано. Более детальной проработки требует статус-кво округа как особой административно-
территориальной единицы в рамках Иркутской области — специфические права округа должны быть
прописаны в Уставе области. Но это все, я подчеркиваю,
процесс не сиюминутный. Не вижу необходимости
форсировать эти процессы, потому что мы слишком много
занимаемся политикой и слишком мало — конкретным
делом. Политика — вещь, конечно, хорошая, но она затрагивает интересы небольшого круга
людей. Интересы абсолютного большинства населения лежат в области хозяйственной
деятельности, того, что необходимо для жизни.
— Вы упоминали выборную тему.
Как вы оцениваете прошедшие муниципальные выборы, какое у вас отношение к
общему уровню муниципальной власти на сегодняшний день, и в какой степени
региональная власть готова сотрудничать с теми мэрами, которые ей оппонировали,
будучи кандидатами, прежде всего в хозяйственной практике? Ведь там, где есть
проблемы коммунального хозяйства, политика отступает.
— 50-процентное обновление глав территорий, участвующих в выборах, избрание новых
людей — это процесс вполне нормальный, естественный и показывает то, что население все-
таки может достаточно объективно оценивать эффективность работы действующей власти.
Это первое. Второе: у нас действительно были во время выборов попытки кандидатов в мэры
критиковать вышестоящие уровни власти. Это не новая технология политической борьбы.
Она в первую очередь связана с тем, что сильно принижена ответственность органов
местного самоуправления за те задачи, которые
они призваны решать на своей территории. Проблема в том, что до сего времени население не до конца
уточнило для себя, за что отвечает местная власть, за
что отвечает власть региональная и за что отвечает
национальная, федеральная власть. Отсюда, если есть
успехи, говорится: это успехи нашей власти,
местной, городской или районной. А если есть
провалы, то, значит, там кто-то чего-то недорешал, кто-то
чего-то не дал.
Все это будет последовательно преодолеваться, я твердо
в этом убежден. Меня больше беспокоит сейчас, насколько
избранные главы местного самоуправления готовы
к практической работе. Одно дело — за короткий промежуток
времени понравиться избирателю, может быть, иногда, не соизмеряя
возможности, обещать; и совсем другое дело — в тяжелой повседневной
работе реализовывать свои обещания на практике.
В 1998 году мне пришлось, по существу, садить за парту глав местного самоуправления
и учить их и бюджетному процессу, и организации управления городским и районным
хозяйством. Это нам предстоит сделать и с вновь избранными главами местного
самоуправления.
— Многих волнует вопрос, есть ли для вас «белые» мэры,
«черные» мэры…
— Меня политические пристрастия глав местного самоуправления не волнуют, меня
волнует, насколько они будут адекватны в осознании положения дел на территории и
какие приоритеты они посчитают в своей деятельности важными. И это для меня
главное определяющее.
Мы сейчас завершаем разработку программы социально-экономического развития до
2005 года. Это программа действий областной власти и губернатора лично на
предстоящие четыре года. А программа будет настолько эффективно реализована,
насколько все элементы власти на территории нашей области будут слаженно работать и
взаимодействовать. Поэтому роль органов местного самоуправления достаточно велика.
Моя задача — чтобы как можно больше общественных сил, административных ресурсов
было сосредоточено вокруг понимания целей и задач этой программы, что создаст
условия для ее успешной реализации.
— Как вы полагаете, решение правительства Российской Федерации о поддержке предложений
федерального округа во главе с Леонидом Вадимовичем Драчевским, ассоциации
«Сибирское соглашение», которую вы возглавляете, по стратегии развития Сибири, поможет
нашей работе по реализации программы развития до 2005 года?
— Я выступал на заседании правительства, высказывал позицию руководителей
сибирских регионов и сказал о том, что сегодня на территории Российской Федерации
действует национальная программа развития на среднесрочную перспективу и, по
существу, стратегия развития Сибири — детализация этой программы на конкретной
территории. Вторая часть, на которую тоже обратил внимание, — никто другой, кроме
сибирских регионов, не сможет обеспечить развитие международных контактов, как
политических, так и торгово-экономических, между Россией и странами Северо-
Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Это наш удел, это наша
судьба. И следующее: мы, конечно, должны способствовать привлечению
сюда инвестиций, которые бы позволили максимально реализовать потенциал,
заложенный в сибирских регионах в части богатейших природных ресурсов, и
реализовать его в развитии экономики и социальной сферы России.
— Кстати, левая часть политического спектра в связи
с этим видит большие опасности по привлечению иностранных инвестиций в части, касающейся
скупки земель. Насколько я понимаю, на заседании Государственного совета эта тема обсуждалась?
— Это принципиальный вопрос. Президент во вступительном
слове достаточно четко обозначил, что в принципе вопрос
о земле — это вопрос о власти. И неумелое решение
этого вопроса, в том числе и в рамках предыдущей истории
России, всегда приводило к крупным социальным потрясениям и взрывам. Вопрос нужно
решать, но его нужно решать серьезно, сблизив все позиции и обеспечив консолидацию
всех политических сил вокруг принятого конкретного проекта.
Задача этого закона — дать возможность крестьянину быть на земле. Это первое.
Второе — этот закон не должен создать крупных собственников,
латифундистов, которые бы скупили эту землю, а потом обращали в рабство
крестьянина. И следующая компонента, которая очень важна: сам этот закон должен
способствовать тому, чтобы государственные интересы, которые необходимо решать на
сельскохозяйственных землях, имели преимущественные права на реализацию.
Дискуссия была непростая, и президент, подводя
ее итоги, сказал о том, что рабочая комиссия, которая создана его указом, продолжает
работать. Он надеется, что будет учтен широкий спектр мнений и предложений
по этому законопроекту, закон будет служить интересам страны и не будет источником
социальных взрывов, социальных проблем и каких-то нежелательных для России
тенденций.
— Раз речь зашла о российском законодательстве, напрашивается вопрос, какие приоритеты в
законодательной работе вы видите в Иркутской области, ну и в связи с этим —
ваша оценка перспектив работы Законодательного собрания
в предстоящие два года. Мы прошли определенный этап «второго
становления» Законодательного собрания, оппоненты,
кстати, теперь обвиняют вас в том, что вы его полностью контролируете. Это забавно,
ведь в общем-то состав не изменился, а ЗС, которое два года назвали оппозиционным, поменялось,
и губернатор имеет, мягко говоря, значительное влияние
на парламент Иркутской области.
— Я хотел еще раз напомнить те впечатления, которые
подчеркивают мою позицию и которые я вынес из поездки
в США, где, встречаясь с конгрессменами, я слышал из их
уст, что они члены администрации страны, они — команда.
Да, в этой команде есть президент со своей администрацией, есть конгресс с палатой
представителей, сенаторы, но все они единая команда, которая призвана обеспечить
реализацию надежд населения США. У нас у некоторых философия
в теоретическом и практическом плане глубоко
ошибочна и заключается в следующем: власти должны конфликтовать,
вот тогда это настоящее устройство власти. Но это псевдодемократия. Я считаю, что мы
в начальный период времени реформ уже увидели, что глубокая конфронтация
Государственной Думы, правительства РФ и президента РФ не привели ни к чему
другому, как к глубокому экономическому, политическому, социальному, духовно-
нравственному кризису в нашей стране. Сегодня мы имеет ответ на федеральном
уровне, когда президент с правительством обеспечили согласованный вариант
взаимодействия с Федеральным Собранием. И дают возможность иметь подпитку со
стороны Государственной Думы всем идеям реформы, и соответствующие результаты
социально-экономического развития.
Произошедшие перемены создают хорошие условия для того, чтобы мы могли
максимально эффективно использовать ресурсы региональной и муниципальной власти
для решения проблем нашей области. Поэтому избрание Сергея Ивановича Шишкина
председателем — закономерный итог оздоровления ситуации в ЗС. Вы правильно
сказали, все депутаты остались на месте, никто не переизбирался, просто произошла
нормальная эволюция в нужном направлении. Здравое понимание, здоровые силы в
Законодательном собрании взяли верх.
Вторая компонента, о которой мы ведем разговор: чем же надо сейчас заняться.
Я считаю источником глубочайших угроз для нас процесс реформирования
энергосистемы в России. Мы с участием Полпреда президента в СФО проводили
встречу с председателем РАО ЕЭС господином Чубайсом по вопросам реформирования
сибирской энергетики. Мне кажется, сама концепция этого реформирования опасна для
нас для всех. И поэтому наша с законодательной властью задача — с участием других
сибирских регионов выработать и отстоять свое понимание вопросов сибирской
энергетики.
Вторая важнейшая компонента — это реформирование другой естественной монополии —
Министерства путей сообщения. У нас в Иркутской области сосредоточен
крупнейший транспортный железнодорожный узел, крупное хозяйство Восточно-
Сибирской железной дороги, и это вопрос не праздный. Мы должны иметь четкое
представление, каким образом это реформирование должно быть направлено в
интересах развития региона.
И следующий момент, который, мне кажется, очень важен. Коль скоро мы
сформировали программу действий, то должны создать законодательные предпосылки
для того, чтобы эта программа была успешно реализована. Набор этих задач я считаю
очень важным во взаимоотношениях с Законодательным собранием Иркутской области.
Я рассчитываю, что депутаты будут настроены позитивно. Еще хочу заметить, что в
Москве мы обсуждали тему внутреннего государственного долга Иркутской области с
участием начальника главного финансового управления Буренина Андрея Викторовича
и председателя комитета по бюджету Законодательного собрания Рожкова
Юрия Ивановича. Это проблема висит с 1990 года. Очень важно то, что и Рожков, и
Буренин, и Говорин решали ее вместе, не оппонировали друг другу, а взвесили
ситуацию и выработали подход, который позволил нам, скоординировав усилия,
отстоять соответствующие позиции в Минфине РФ и создать условия для гармонизации
отношений между Иркутской областью
и правительством РФ. Вот это очень важно. Это как раз есть практический пример
конструктивного сотрудничества, которое идет на пользу населению Иркутской области.
Он внешне неброский, мы просто вместе работали, не дрались. Наверное, кому-то
нравится конфликт, ведь можно посмотреть и принять в нем участие. А мы выработали
позицию, и, мне кажется, это очень хороший пример того, как должны
взаимодействовать Законодательное собрание и администрация Иркутской области.
— Борис Александрович, мы встречаемся с вами перед
майскими праздниками. Весна, весеннее настроение, хочется себя в нем утвердить. Подводя итог
насыщенному событиями месяцу, какое у вас ощущение? У нас прошла достаточно тяжелая зима,
зарплатные проблемы и так далее. Весна принесет улучшение?
— Если говорить о тех решениях, которые были приняты,
и об имеющемся уровне межбюджетных отношений, то они, по глубокому убеждению всех
действующих глав регионов, направлены на ухудшение ситуации. Мы видим, что опять
возвращаемся к акциям протеста со стороны работников бюджетной сферы, которые проходят в
ряде регионов.
Потому что, на мой взгляд, эти решения правительством РФ
до конца не были продуманы в части механизма реализации. Мы действительно сегодня
имеем хорошего, достойного президента, который абсолютно правильно выстраивает
всю логику внутренней и внешней политики Российского государства, и я твердо
убежден, что с участием здоровых сил общества мы можем многое сделать. Я еще раз
хочу акцентировать внимание на том, что мы перешли от управления в кризисных
условиях к планомерной работе. Это очень важно. В нашей программе планируется, что
нам нужно сделать по каждому году, для того чтобы
к 2005 году повысить уровень благосостояния населения Иркутской области, жизненный
уровень и привлекательность проживания на территории нашего региона.
И следующее, первомайский праздник имеет очень глубокую историю. Это
действительно добрый праздник. Праздник весны, обновления, новых надежд, новых
символов, новых желаний. И поэтому, я убежден, этот праздник пройдет ярко на
территории Иркутской области, будет сопровождаться нормальными событиями, когда
люди выйдут и скажут еще раз о том, как бы им хотелось видеть решение насущных
проблем простых людей по выплате зарплаты, и по ее уровню, по позиции государства в
области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на естественные
монополии и влияния на цены на потребительском рынке, чтобы люди не нищали, а
действительно могли, используя свой семейный бюджет, удовлетворять свои
потребности.
Я хочу поздравить земляков с наступающими майскими, яркими праздниками. Особенно
с главным праздником каждого года — Днем Победы. На нашей территории
проживает очень много заслуженных ветеранов, участников войны, тружеников тыла. И
поэтому я хотел бы воспользоваться возможностью и пожелать всем жителям
Иркутской области счастья и благополучия, нашим ветеранам, участникам Великой
Отечественной войны, труженикам тыла — долголетия, внимания со стороны близких и
родных, внимания со стороны государства, и, я твердо убежден, сегодня у нас есть
прекрасные возможности для того, чтобы это настроение трансформировать в хорошую
эффективную работу и сделать Россию государством сильным, цивилизованным,
демократичным и, самое главное, процветающим.
— Мне остается только согласиться и присоединиться к этим поздравлениям.