издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контрастная классика

  • Автор: Изольда ЦАХЕР, музыковед

Концерт, состоявшийся в зале Иркутской филармонии, был интересен слушателям как разнообразной, нетрадиционной программой, так и исполнительским составом. В качестве солистки выступила лауреат международных конкурсов, профессор Варшавской консерватории Дорота Сапеча-Срочинска (альт). Губернаторским оркестром Иркутской филармонии дирижировал Евгений Волынский.

Альт – инструмент, не слишком часто используемый в сольном «амплуа». Произведения для альта с оркестром реже звучат на концертной эстраде, чем сочинения для других солирующих инструментов. Программа концерта включала мало известные слушателям «Траурную музыку» П. Хиндемита (солирующий альт), концерт для альта с оркестром одного из сыновей И.С. Баха – Иоганна Христиана. Не меньшей репертуарной «редкостью» является и прозвучавшая фантастическая увертюра «Сказка» С. Монюшко.

Контрастность произведений концертного вечера (в заключение была исполнена «Классическая симфония» С. Прокофьева) предоставила музыкантам благодатную возможность рельефно выявить, подчеркнуть неповторимую индивидуальность каждого композитора. Что и было мастерски сделано. «Траурная музыка» Хиндемита покоряла особым, специфически хиндемитовским колоритом. Скорбная глубина и сила трагизма – «терпкость» созвучий, доведённая до современной остроты экспрессии, – сочеталась с готической строгостью и вдохновенностью. Проникновенный лиризм концерта И.Х. Баха, классическая ясность его манеры письма тонко раскрывались Д. Сапеча-Срочинской – по-разному в отдельных частях сочинения.

Игре солистки свойственны красота, наполненность звука, иногда напоминающего виолончельный тембр; исполнительская свобода, эмоциональная насыщенность, убедительность интерпретации. Оркестр под управлением Е. Волынского составлял с солирующей партией полный ансамбль.

Оркестровые сочинения также соотносились по принципу контраста. Фантазийность увертюры Монюшко даёт о себе знать в стилистическом многообразии, красочности, граничащей с пестротой; в романтическом пафосе – почти помпезности. Дирижёр, однако, нигде не переходил эту грань, оставаясь в рамках хорошего вкуса.

Подлинным кульминационным завершением, «заключительным аккордом» концертного вечера стало энтузиастическое исполнение «Классической симфонии» Прокофьева. В нём в полной мере раскрылись типично прокофьевский искромётный юмор, интеллектуальная логика. Прозрачность музыкальной ткани – тщательность отделки – подавала «как на ладони» симфоническую партитуру: чёткость мелодических линий, брошенных выразительных реплик; диалог – взаимодействие разных инструментов – подхватывающих-продолжающих, отвечающих-откликающихся. Создававшееся впечатление лёгкости, непринуждённости исполнения, чистота интонации – несомненная заслуга дирижёра. И одновременно демонстрация возможностей иркутского оркестра, не всегда реализуемых. Мастерство Е. Волынского, его увлечённость, захваченность музыкой подчинили артистический коллектив. Радость музицирования, приобщения к подлинному высокому искусству – такой осталась в памяти слушателей атмосфера прошедшего концертного вечера.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры