издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На службе животноводства

Одно хозяйство обеспечивает молоком крупный городской микрорайон

Ранняя весна горожанину в радость, а у сибирского хлебороба она вызывает много тревог. Как бы апрельское тепло майскими холодами и заморозками не аукнулось.

– Вот это заботит нас больше всего, – озабоченно говорит Виктор Михайлович Лифантьев, директор ЗАО «Железнодорожник» Усольского района.

По дороге в это  хозяйство обратили внимание на то, что на полях, которые давно оголились,  вместо снега вода в понижениях стоит. Надолго ли сохранятся эти «мокрые блюдца»? По словам специалистов, через два-три дня исчезнут. Обидно, что всё-таки не в самую влажную почву лягут семена.

– Но мы ориентируемся на ранний сев. Сам Бог велел нам так поступать, – шутит директор. – Да, мучает ветровая эрозия. Делаем ставку теперь на ресурсосберегающую технологию. Закупили агрегат ДМС. Поздновато прошлой весной пришёл, но показал себя неплохо. Специальный трактор к нему приобрели, «Террион». Второй агрегат заказали. Всё-таки несколько операций выполняет за один проход.

Позапрошлой осенью вместе с главным агрономом хозяйства Сергеем Геннадьевичем Синьковым мы наблюдали за ходом уборки на одном из пшеничных массивов. Немалое удивление вызвало зерновое поле. Хлеба наросли неплохие, но на какой земле?! Такой слабой, такой малоплодородной пашни редко у кого доводилось встречать.

– Тем не менее мы тогда центнеров 27 получили на круг, – вспоминает Сергей Геннадьевич. – А самый высокий намолот был лет шесть-семь назад – 28,8 центнера. Нет,  можем и до 40 центнеров поднять урожайность, но знаете, сколько средств надо для этого вложить? Такое зерно намного дороже покупного окажется.

По сути, в хозяйстве уже «программируют» урожай. Исходя из своих возможностей, ориентируются пока на 25-26 центнеров. Ниже нельзя, выше – разорительно. Механизаторы хозяйства, не надеясь на погоду, делают всё для получения полновесного урожая. На машинном дворе стоят подготовленные к выезду культиваторы «Смарагд», картофелесажалка «Крамер», импортный опрыскиватель…

– А вот и посевной агрегат ДМС, – показывает Синьков. – Удивительная машина. Отклонение от заданного маршрута не превышает 10 сантиметров, то есть огрехи при посеве исключены. Думаем днём и ночью использовать его.

– Легко и приятно работать на такой технике, – вступает в беседу механизатор Алексей Гришуков. – Здесь нет такого, чтобы запылённые  сеяльщики стояли на агрегате или прыгали с сеялки на сеялку.

У агронома свои подходы. Он уверен, что с получением второго такого комплекса отпадёт необходимость в использовании традиционной посевной техники, не будет нужды проводить отдельно культивацию и прикатывание. Вот где, пускай пока незначительный, резерв урожая.

На мехтоку в эти весенние дни проводится калибровка семян. Приятно поразил приличный бурт гороха. Серьёзное внимание уделяется решению белковой проблемы. Здесь также возделываются кормовые бобы. Хвалит их агроном, а животноводы тем более. Напомню, что по инициативе Хрущёва у нас была сначала сделана ставка на кукурузу, а затем он стал внедрять конские (кормовые) бобы. То есть большой сахар кукурузы балансировался хорошими добавками белка бобов. В этом хозяйстве они высеваются в смеси с горохом, для того чтобы он меньше полегал.

Но есть в растениеводстве «Железнодорожника» кое-что странное на первый взгляд. Например, в структуре посевов примерно 75% занимает ячмень, 20% – овёс, а остальное – пшеница. Да и ту сеют, чтобы свою пекарню мукой обеспечить.

– У нас растениводство животноводству подчинено, – говорит Синьков.  

[/dme:i]

Меня это немного «цепляет». Давно укоренилось в сознании, что зерновое производство предназначено давать продовольственный хлеб, а всё, что останется, на ферму отправлять. Но на фермах «Железнодорожника» почти 3500 голов скота, коров – 1150. И если бы в хозяйстве руководствовались традиционной логикой,  то не знаю, что осталось бы от стада.

Вспоминая прошлое, сожалею, что не удавалось в начале 90-х годов встретиться и побеседовать с директором Лифантьевым. Ведь тогда по области велось массовое вырезание скота. Кое-кто шёл на это осознанно. Иные опытные руководители не под воздействием эмоций к таким решениям приходили. Они с калькуляторами долго возились и делали  вывод, что производить молоко – только убытки плодить, а вот хлебушек выручит. Куда, мол, без него? Годы прошли, и что мы увидели? В центральной России урожай рекордный и цена на него рекордно низкая. Зато молоко… Всмомним, как оно дорожало в последние два года. А в «Железнодорожнике» сейчас по 17,5 литра молока надаивают на корову. Это от 1150 коровёнок! На Биликтуйской ферме вообще на уровень 20-литровых надоев вышли. Свыше 20 тонн молока ежедневно производит хозяйство. То есть только один «Железнодорожник»  обеспечивает ценнейшим продуктом микрорайон крупного города численностью в 30 тысяч человек. Это при условии, что все – от младенца до глубокого старца – будут выдерживать  официальную суточную норму потребления 660 граммов. Ради этого есть смысл не только растениеводство, а всю экономику крупного предприятия поставить на службу животноводству.

Похоже, что хозяйство всё время в стадии преобразования. То установят здесь доильный зал, где двое операторов обслуживают во время дойки 650 коров. То решатся на закуп импортного скота и завезут 180 канадских племенных тёлок.  А сейчас реконструируется огромный корпус, где находится родильное отделение.

Впрочем, перечислять просто и легко, а вот что за словами… Одна закупка канадских тёлок чего стоила. Сначала просчитали, сколько денег отдадут и что получат. Съездили на Дальний Восток, дабы ближе познакомиться с эффективностью подобных приобретений. Потом Снежана Сергеевна Миненбаева, главный зоотехник предприятия, вместе  с делегацией иркутян в Канаду полетела. Драма в Пивоварихе стоила ей и бессонных ночей, и немалых тревог. Обошлось. И теперь «канадки» радуют высокими надоями. Хотя и Виктор Михайлович, и Снежана Сергеевна довольно объективно оценивают достоинства «мигранток», указывая и на их уязвимые точки. «Всё равно покупка стоящая, – в голос заявляют они. – Акция эта многое нам дала». Кстати, от канадских первотёлок тут получили по семь тысяч килограммов молока.

– Результат очень хороший, – говорит Снежана Сергеевна. И тут же уточняет: – Но и по Биликтуйской ферме, где стоят свои, доморощенные, бурёнки, в среднем примерно по семь тысяч килограммов надоили от каждой.

На ферму в «Железнодорожнике» мы попали в то время, когда там уже завершалась реконструкция родильного отделения. Огромный корпус, где будет содержаться около 200 голов скота. Его называют ещё экспериментальным. Содержание животных беспривязное, что является делом абсолютно новым для Приангарья. Смонтирована часть немецкого оборудования, и теперь используется новая система водопоения с подогревом, новая система навозоудаления. Климатом в корпусе будет управлять компьютер. Тут же, в соседнем боксе, закончен недавно монтаж оборудования шведской фирмы «Де Лаваль» для доения новотельных коров.

Отрадно, что «Железнодорожник» в непростых условиях приобретает недешёвую высокоэффективную посевную технику. На току монтируется необычный склад для хранения зерна (силосного типа). Тоже недешёвый. Закуплен импортный скот. Коренным образом модернизируется комплекс на центральном отделении. То, что делается это в немалой степени на свои деньги, сомнений нет. Но откуда они? Коровушки принесли. Вокруг них и крутится весь совхоз. И правильно делает.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры