издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Певец морской стихии

  • Автор: Валерия НАЗАРОВА, искусствовед Иркутского областного художественного музея

Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович – заслуженный профессор живописи морских видов, почётный член Императорской Академии художеств, академик пяти европейских академий, главный художник Главного морского штаба России, сын негоцианта-армянина, родился 17 июля 1817 г. в Феодосии, в Крыму.

Так начинается справка о художнике Айвазовском в «Словаре русскихъ художниковъ» за 1893 год, изданном в С.-Петербурге.

До наших дней в Феодосии жива легенда о мальчике, известном по всему городу своими рисунками, сделанными самоварным углём на стенах окраинных домов. Это были изображения парусных кораблей, стоящих на рейде, ветряных мельниц, древних крепостных стен и башен на фоне Феодосийской бухты или далёкого Керченского полуострова.

Имя мальчика было Иван Айвазовский.

За этим занятием застал однажды Айвазовского городской архитектор Кох; он обратил внимание на способности мальчика в рисовании и, желая помочь ему, дал первые указания по перспективе, а затем показал его рисунки градоначальнику Феодосии Казначееву.

Чтобы поощрить начинающего художника, Казначеев сделал драгоценный для Айвазовского подарок – ящик акварельных красок и хорошую рисовальную бумагу. В 1830 году Казначеев был назначен таврическим губернатором, и Айвазовский уехал с его семьёй в Симферополь, где и был определён в гимназию.

В своей «Автобиографии», будучи уже знаменитым художником, Айвазовский упоминает, что один из его первых рисунков, изображающих группу евреев в синагоге, произвёл огромное впечатление на княгиню Нарышкину, она и послала рисунки Айвазовского художнику Тончи для представления их в Санкт-Петербургскую академию художеств. (Кстати, Николай Иванович Тончи – автор знаменитого портрета Г. Державина, который и ныне находится в экспозиции Иркутского художественного музея). Итак, летом 1833 года Иван Айвазовский оказался в столице. Начался его путь в большое искусство.

Учителем будущего великого мариниста был пейзажист Максим Воробьёв. Большое влияние на его творчество оказали и пейзажи Сильвестра Щедрина.

В 1834 году Айвазовский был прикомандирован Академией художеств в помощники приехавшему в Петербург французскому маринисту Филиппу Таннеру, выполнявшему заказ императора Николая I. Ещё студентом академии Иван Айвазовский награждался серебряными и золотыми медалями 1-го и 2-го достоинства.

Самая ранняя из сохранившихся композиций Айвазовского, исполненных в технике масляной живописи, картина «Большой рейд в Кронштадте» находится сейчас в Русском музее. Она написана в 1836 году. В этот год Айвазовский познакомился с Пушкиным на выставке академических художников. С этого времени и на всю жизнь Александр Сергеевич сделался любимым поэтом Айвазовского, он называл его «солнцем русской поэзии».

В 1890 году один из критиков, С. Либрович, писал: «Львиная доля всех до сих пор написанных картин на темы из жизни Пушкина принадлежит Ивану Айвазовскому».

Образ Пушкина для Айвазовского был неразрывно связан с природой Крыма, с Чёрным морем. В 1887 году вместе с великим Ильёй Репиным Айвазовский написал картину «Прощание А.С. Пушкина с морем». Изобразив Пушкина на скалистом берегу, «там, где море вечно плещет», сочетав образ поэта со «свободной стихией», Айвазовский значительно расширил и обогатил иконографический материал, относящийся к великому поэту. Эта работа была показана впервые на торжестве в Академии художеств в честь 50-летия творческой деятельности художника.

И всё же в историю русского изобразительного искусства Айвазовский вошёл величайшим пейзажистом-маринистом. Он изображал море бурное и тихое, штилевое; кораблекрушения, разорванные паруса и снасти, которые треплет уральский ветер; людей, терпящих бедствие, и спешащих к ним на помощь прибрежных жителей. Художник писал крушения кораблей у крутых скал и в открытом море.

Творческое наследие Айвазовского огромно, насчитывает более 6 тысяч живописных и графических работ. Причём самые значительные полотна художник создавал в различные периоды своего творчества. Например, знаменитая картина «Девятый вал» написана в 1850 году, в самый романтический период творчества Айвазовского. Картина «Среди волн» 1885 года является одним из лучших произведений позднего Айвазовского. Лучшие работы художника находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. В Крыму, на родине мариниста, в Феодосии, находится картинная галерея Айвазовского, созданная самим художником. В ней большое количество картин и рисунков мастера.

Наш иркутский музей является обладателем девяти произведений художника: пяти работ, написанных маслом, трёх акварелей и одного карандашного рисунка.

Каждое произведение Айвазовского, оказавшееся в Иркутске, имеет свою историю. Из картинной галереи В.П. Сукачёва у нас представлены две картины, которые и сейчас находятся в залах музея, – это «Купание овец» и «Остров Капри». Где и когда их приобрёл сибирский меценат, нам неизвестно. Они поступили в музей в 1920 году вместе со всей коллекцией картин Сукачёва.

Полотно «Купание овец» создано в 1877 году. Принято считать 70-е годы периодом расцвета творчества Айвазовского, сделанные в это время работы отличаются сдержанной красочной гаммой, очень сложной по цветовому решению. В «Купании овец» – спокойное вечернее море, увиденное нами с берега. Лучи заходящего солнца красноватым заревом отражаются на всей окружающей природе. Овцы сгруппировались в кучу, наслаждаясь теплотой воды южного моря, вероятнее всего Чёрного.

Картина «Остров Капри» датирована художником 1881 годом. Здесь мы наблюдаем уже бурное море. Грозная стихия гонит два корабля к отлогому берегу, опущенные паруса обнажили мачты. Люди, стоящие на берегу, с ужасом ждут печальной участи несчастных кораблей. Художник в картине выразил драматизм положения, показал грозную силу разбушевавшегося моря.

В том же 1881 году Айвазовский написал одно из своих основных произведений, полное величия и силы, – «Чёрное море» (Третьяковская галерея). В этот период раскрылись реалистические стороны искусства Айвазовского. Не прибегая ни к патетической драматизации сюжета, ни к световым или красочным эффектам, Айвазовский умело создаёт обобщённый образ грозной морской стихии, настолько эмоционально насыщенный, что это вызывает в нашей памяти мелодии из произведений музыканта-мариниста Римского-Корсакова («Море», «Садко», «Шахерезада»).

В 1890 году картины из коллекции Сукачёва «Купание овец» и «Остров Капри» выставлялись в Иркутске на 2-й городской благотворительной выставке. Среди 118 работ русских и зарубежных художников произведения Айвазовского пользовались большой популярностью.

Умер художник у себя на родине, в Феодосии, весной 1900 года, умер за мольбертом, завершая картину «Взрыв турецкого корабля».

На его могиле установлен памятник в виде саркофага из белого мрамора. На одной стороне саркофага написано: «Профессор Ив. Кон. Айвазовский, 1817–1900», на другой – «Рождённый смертным оставил по себе бессмертную память. Слава и гордость Феодосии – её первый почётный гражданин».

Основатель картинной галереи Владимир Платонович Сукачёв был не только сибирским меценатом, но и почётным гражданином города Иркутска. Как Айвазовский прославил Феодосию и Крым, так Сукачёв – Иркутск и Сибирь.

Фото Егора СОБОЛЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры