издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Франсис Гойя: «Привет из прошлого»

Бельгийский исполнитель сыграл иркутянам «Миллион алых роз»

В субботу в Иркутске свой первый концерт так далеко в Сибири дал известный бельгийский гитарист-исполнитель и композитор Франсис Гойя. Получивший широкую известность в 80-е годы благодаря тому, что может мастерски подобрать на гитаре практически всё, начиная от «Подмосковных вечеров» и заканчивая главной темой из кинофильма «Титаник», музыкант впервые в этом году отправился покорять Сибирь. Здесь на него неизгладимое впечатление произвели деревянные дома, которые он называет одним словом – «изба», и красивые женщины, в чём убедилась наш корреспондент ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

В Иркутск известный бельгийский исполнитель Франсис Гойя, известный в миру как Франсуа Вейер, приехал в субботу за несколько часов до начала концерта в театре юного зрителя. Он впервые так глубоко заехал в Сибирь и признался нашему корреспонденту, что больше всего в Иркутске его поразила «изба». Это ещё одно русское слово в лексиконе известного музыканта подразумевает все деревянные исторические постройки, которыми так богат наш город. «Это просто фантастика! – сказал Франсис Гойя по-английски. – Там, где я живу, такого нет». Что и неудивительно. Уже довольно долгое время музыкант вместе со своей семьёй проживает в Марракеше, хотя от бельгийского гражданства так и не отказался.

До приезда в Иркутск Франсис дал концерт в Красноярском музыкальном театре. Зал, рассчитанный на 740 мест, был заполнен не до конца. «К сожалению, мы слишком поздно начали заниматься этим проектом», – признались потом организаторы концертов музыканта в Красноярске и Иркутске. Зато зал Иркутского ТЮЗа на 460 мест был не просто заполнен, а переполнен. Билеты раскупили за неделю до концерта. Зрители сидели на приставных стульях и даже на деревянных лавках, расставленных вдоль стены. Такая страстная любовь к Франсису Гойя в России вполне объяснима. «У моей мамы была пластинка этого музыканта, эти мелодии я помню с детства, поэтому сегодняшний концерт для меня – своеобразный привет из прошлого», – призналась одна из слушательниц. «Кто-то засыпал под эту музыку в детстве, у кого-то её родители слушали», – рассказали организаторы концерта музыканта.

В Россию Франсис, получивший широкую известность в 80-е годы, начал приезжать с 2000 года. Но сначала выступал только в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. А в 2009 году решил устроить настоящее турне по Сибири и Дальнему Востоку, завершится оно только в Благовещенске. «Конечно, я вижу разницу в уровне жизни столичной и провинциальной публики, – говорит музыкант, – но развить эту тему мне сложно: на гастролях живу в довольно замкнутом режиме – аэропорт, машина, гостиница, площадка, машина, гостиница, аэропорт».

Движущей силой в нынешнем туре стала любовь Франсиса к музыке и сцене. «А вовсе не деньги, как могут подумать некоторые», – рассказал он в интервью нашей газете. На вопрос, есть ли в его багаже вещи, без которых он не может обойтись, музыкант ответил отрицательно. «В моём багаже всегда лежат обычная одежда и обычные вещи. Я совершенно не суеверный. Знаю, какой ответ на этот вопрос ждут от меня журналисты, хотят, чтобы я рассказал, что у меня есть талисман. Но я совершенно спокойно живу без этого», – с улыбкой ответил он. Вопреки своему звёздному статусу одет перед концертом он был просто: светлые джинсы, спортивные туфли, мягкая рубашка и тёплый свитер. А на сцену вышел в классическом тёмном костюме и белой рубашке, правда, от галстука отказался.

«Райдер артиста относительно того, что должно быть в гримёрке, чем его нужно кормить и где селить, не очень жёсткий. В гримёрку он попросил хорошее вино. В еде непривередлив, с удовольствием ест и европейскую, и азиатскую пищу, – рассказывают те, кто работает с ним в России. – Зато требования по звуку у него очень высокие, в Иркутске мы воспользовались услугами настоящих профессионалов, и в этом плане исполнитель остался доволен».

«Он милый и добрый, без понтов, в нём совершенно не чувствуется звезда», – так характеризуют музыканта люди, которые организовали его концерт в Иркутске. Наш корреспондент заметила доброжелательность, спокойствие и приятную тёплую улыбку. Наверное, это способ восприятия мира и себя в нём у людей, перешагнувших определённый жизненный рубеж. А может, этот музыкант всегда был таким. В любом случае свою основную задачу, помимо творческого самовыражения, он сформулировал так: «Несмотря на то, что я хорошо зарабатываю, деньги не являются моей главной целью. Я делаю всё, что могу, чтобы мои близкие были довольны. Хочу, чтобы моя семья была обеспечена и счастлива».

Семья Франсиса Гойя – это его супруга и дочь. С ними ему хорошо, но иногда он всё же любит уезжать из дома на гастроли. «Я постоянно в дороге, потому что дома – женщины, которые пытаются руководить мною. Да, они пытаются командовать, но я знаю, как поступать в этой ситуации», – заинтриговал он нашего корреспондента. «Тонкий ценитель женской красоты, который не оставляет без внимания достойные этого объекты», – говорят о нём. В Красноярске на вопрос одной из журналисток, насколько спокойно госпожа Вейер отпускает своего супруга надолго из дома, он ответил: «Супруга отпускает меня спокойно. А вот дочь… Можете представить себе Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл в одном лице? Это моя дочь. Настолько она печётся о том, чтобы у нас с мамой всё было хорошо».

«Франсис, а насколько успешен ваш совместный с дочерью проект – джаз-блюз-клуб в Брюсселе?» – поинтересовалась я. «Мы закрыли его, потому что переехали в Марокко, – ответил он. – Я не могу назвать клуб бизнесом, скорее он меня утомлял. Там нужно было постоянно присутствовать, потому что люди, которые туда приходили, хотели видеть меня постоянно». В судьбе Франсиса есть ещё один клуб, вернее, «Piano kafe», где он впервые услышал Элтона Джона. Это произошло много лет назад, когда свет ничего не слышал ни о Франсисе Гойя, ни об Элтоне Джоне. Но с тех самых пор бельгиец является страстным поклонником британского музыканта, которому несколько лет назад королева Елизавета присвоила  титул рыцаря. «Я стал его фанатом ещё тогда, когда он не был известен», — рассказал он иркутской публике и сыграл пару известных композиций своего кумира.

В тот вечер со сцены звучали и известные мелодии Александры Пахмутовой, с которой Франсис Гойя записал совместный альбом и сейчас подумывает над созданием второго, и «Миллион алых роз», и даже «My heart will go one» из оскароносного «Титаника». Специально для иркутян музыкант сыграл «Славное море, священный Байкал». На сцене ему на электронном пианино аккомпанировал Жан Люк Дрион. «Он француз, – рассказали организаторы концерта. – А между французами и бельгийцами есть определённые «тёрки». Поэтому Франсис как-то пошутил, что единственная проблема Жан Люка – что он француз. Правда, в России не все понимают эту шутку».

После концерта Франсис устроил для поклонников автограф-сессию: расписывался на своих дисках и даже на древних виниловых пластинках, выпущенных ещё в СССР, которые принесли с собой зрители. Это тоже был привет из прошлого – на сей раз для него.

Франсис Вейер родился в 1946 году в провинции Льеж в семье музыкантов.
В возрасте 16 лет создал собственную группу, исполнявшую музыку в стиле soul. С 1975 года известен под псевдонимом Франсис Гойя, тогда он вместе с группой «Плюс» начал запись альбомов. Выход первого же его сингла — «Ностальгия» — принёс музыканту мировую славу, платиновые и золотые диски в Европе, Азии  и Латинской Америке. Известность Франсиса Гойи как джазового и рок-гитариста достигла зенита в начале 1980-х. В 1981 году Гойя стал первым артистом «лёгкого жанра», выступившим вместе с оркестром Большого театра,  под аккомпанемент русских народных инструментов и мужского хора.
В 1990 году он создаёт творческий дуэт с боливийской певицей Карминой Кабрера, с которой записывает три диска, потом сотрудничает с датским музыкантом Питером Викерсом, экс-лидером и флейтистом группы «Flairck».
Мировую известность получил и совместный альбом Франсиса Гойи  с Ричардом Клейдерманом «Together».
Женат, взрослая дочь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры