издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вышли на дорогу

Сотрудники УФНС и службы судебных приставов ловят должников на улицах города

Судебные приставы, сотрудники ГИБДД и налоговой службы Иркутской области (УФНС) объединились против должников. В прошлый четверг иркутским СМИ продемонстрировали, что неплательщики теперь не смогут не только спокойно спать, но и ездить по улицам. Налоговики, приставы и гаишники организовали очередной совместный рейд по отлову должников. По утверждению сотрудников УФНС, это повышает долю сборов долгов на 48%. Пойманным под угрозой ареста их автомобиля пришлось на месте расплачиваться по претензиям УФНС, Пенсионного фонда и дорожным штрафам.

В «потоке»

Неблагонадёжных налогоплательщиков ловили на дорогах в минувший четверг в течение трёх часов: с десяти утра до часу дня. Схема такая: рядом с остановкой «Райсовет» была установлена «Система-поток» – специальный программный продукт, позволяющий с помощью радаров выявлять в проезжающем транспорте машины, за хозяевами которых числится задолженность по налогу. Когда дежурный получал сигнал о таком автомобиле, он сообщал по рации экипажу ГИБДД, расположившемуся на выезде со старого ангарского моста, на улице Чкалова. Милиционеры тормозили нарушителей и отправляли их к сотрудникам налоговой службы и службы судебных приставов, поджидавшим в машинах рядом, которые «пробивали» водителей по своим базам. Если задолженность обнаруживалась только в базе налоговиков – водителю выдавали уведомление с требованием об оплате. А в том случае, когда долг фиксировался и в данных судебных приставов, уклониста обязывали рассчитаться на месте, под угрозой расставания со своим транспортным средством.

Первый остановленный водитель, которому предъявили налоговые претензии, был готов заплатить даже больше, чем требовалось, лишь бы его скорее отпустили.

– Ваш долг – 107 рублей, – сообщила ему судебный пристав-исполнитель Октябрьского района Елена Богомоева.

– Возьмите 110, сдачи не надо, очень опаздываю! – торопился рассчитаться мужчина.

Следующего должника с неоплаченным транспортным налогом в сумме 4810 рублей отправили за деньгами, оставив при себе его паспорт и автомобиль. Так приставы поступали с каждым, кто не мог рассчитаться на месте. Например, домой на автобусе поехали шофёры городского транспорта с маршрутов № 3 и № 21.

– Надо же, мы только вчера с женой разговаривали о том, что нужно заплатить налоги до Нового года, а сегодня вам нужно было меня остановить. Облаву устроили, – расстроился водитель, которому пришлось ездить за 11 тыс. рублей. Уже рассчитавшись, он огорчённо добавил: – Налог на транспорт всё грозят увеличить. А дороги наверняка лучше не станут.

Одному из водителей пришлось расстаться с машиной, которой он управлял по доверенности: за хозяином авто числился 65-тысячный долг по кредиту. Машина отправилась на штрафплощадку. «Бывает, в течение рейдов мы конфискуем по два–три автомобиля», – сообщил «Конкуренту» ведущий специалист-эксперт отдела розыска Управления судебных приставов Николай Жданов. По его словам, в результате недавнего рейда в районе плотины ГЭС на штрафплощадку отправились два седана марки Toyota и одна Subaru Legacy. У одного неудачливого «уклониста» за два дня забрали три авто: «Мужчина выступал поручителем у заёмщика, взявшего в банке 11 млн. рублей, – рассказал Жданов. – Заёмщик расплачиваться отказывался, зато в один из рейдов нам удалось остановить и конфисковать два японских грузовика поручителя. А на следующий день забрать и основное его транспортное средство – поручитель ехал на Prado отдыхать на природу, в то время как у нас был рейд на Байкальском тракте». Всего за 10 месяцев этого года судебными приставами в Иркутске было арестовано 188 машин, из которых 38 передали на реализацию. В итоге продано было 30 автомобилей на сумму 2,3 млн. рублей.

Ручная сборка

Гибэдэдэшники тормозили возможных должников и «вручную», то есть наугад. Милиционеры так увлеклись поставленной перед ними задачей, что иногда рядом с машиной судебных приставов стояла очередь из озадаченных водителей.

[/dme:i]

– Пусть тормозят помедленнее, иначе я не успею всех проверить, – то и дело просила Елена Богомоева.

Пока водители ждали своей очереди расплатиться, кто-то из них ворчал на приставов, а кто-то начинал шутить.

– У вас долги перед Свердловской и Октябрьской налоговой, есть задолженность перед Пенсионным фондом и штрафы ГИБДД, – перечислила Елена Богомоева водителю Patriot.

– Раздевайтесь! – посоветовал товарищу по несчастью ожидавший своей очереди водитель автобуса.

– Зарабатываешь-зарабатываешь, из дома выйдешь – всё отберут, – шутливо заворчал должник. – Рэкетиры!

Отходя от первого удивления от неожиданной остановки по требованию, водители начинали спорить о суммах и методах получения денег.

– Откуда 8600 рублей, мне приходило письмо на четыре тысячи! – заявлял инструктор по вождению, которого тормознули прямо во время урока.

– На вас заведено три исполнительных производства по пенсионным взносам с 2007 года. А нынче взносы за страховую и накопительную части пенсии увеличились, – отвечала пристав.

– Геометрически, что ли? – сомневался должник. Своего ученика ему пришлось отпустить с урока, потому что приставы грозились забрать машину в счёт долга. – Машина – мой хлеб, как я буду без неё зарабатывать? Я и так еле концы с концами свожу, вы же знаете, какая в стране ситуация, мне что, воровать идти? – паниковал он.

После почти часа споров мужчине удалось уломать Николая Жданова на то, чтобы в счёт долга пока был арестован сотовый телефон должника и отдан тому на ответственное хранение – под обещание рассчитаться с Пенсионным фондом в течение 10 дней.

Переспорить сумму долга удалось только одному должнику – водителю Hummer, которому предъявили претензии по транспортному налогу на 47 тыс. рублей. 23 тыс. рублей из них – это деньги, набежавшие за вторую машину автовладельца, Toyota Mark-2, которая, как оказалось, с 2002 года числится в угоне.

– Я уже семь лет ежегодно в налоговую справки из ГИБДД вожу, что не найдено авто, – возмущался мужчина.

В итоге старший государственный налоговый инспектор Лариса Анферова резюмировала: «Вам необходимо оплатить задолженность за Hummer и привезти в УФНС справку об угнанной машине, после чего мы уберём её из должников».

Однако отчитываться перед налоговой о том, что машину не нашли, автовладельцу в любом случае придётся ежегодно. Потому что у сотрудников ГИБДД, УФНС и службы судебных приставов единой базы должников нет.

[/dme:i]

Недостатки такой системы продемонстрировал случай с владельцем Toyota Land Cruiser, хозяин которой в течение 15 минут доказывал приставам, что и он, и все его родственники заплатили свои долги по налогам.

– За Наталью Витальевну заплатил, за Ольгу Николаевну заплатил, – перечислял мужчина. – Я вчера был в налоговой, мы со службой судебных приставов уточнили, что долгов нет.

– А Клавдия Павловна? – не унимались приставы, листая свою базу. – А штраф сто рублей?

В итоге оказалось, что все долги действительно уплачены, однако налоговики, милиция и судебные приставы ещё не успели сверить данные.

Конечно, люди зачастую сами не хотят знать о своих долгах, не сообщают в УФНС о переезде, не приходят за извещениями на почту. «Из ста процентов налогоплательщиков однозначно более половины что-то да недоплачивают налоговой, – утверждает старший государственный налоговый инспектор Татьяна Шахнович. – Зачастую люди не гасят пени или оплачивают только половину налога, а о второй забывают. Многие говорят, что им не приходят квитанции о необходимости уплаты, но ведь о существовании налогов они знают и сами, значит, могут позвонить и спросить». Однако организация приёма платежей тоже не идеальна. Налоговики и приставы сами осознают, что письма с уведомлением о сумме налога, приходящие по нескольку раз или не доходящие до адресата вовсе, и несоответствие данных баз различных госорганов – это недостатки системы.

– Задержки бывают связаны со способом оплаты, – сообщили «Конкуренту» приставы. – Например, когда люди платят налоги через банк, в службе эта операция фиксируется в течение недели. Информация о том, что какие-то штрафы были взысканы ГИБДД, передаётся в налоговую ежемесячно. А уже после этого УФНС связывается со службой судебных приставов.

Кроме того, в налоговой базе случаются и сбои. «Нечасто», – как утверждают сами налоговики, не уточняя конкретнее. Возникнуть они могут, например, из-за того, что при заполнении данных строчная буква была написана как заглавная. Такой «сбой» однажды привёл к тому, что одной из собеседниц «Конкурента» пришлось повторно оплачивать налоги за несколько лет за двух своих детей.

– Мне объяснили в УФНС, что у них «полетела» электронная база, а печатной они не ведут, – рассказала женщина. – После этого я оставила в службе зарегистрированную жалобу, однако мне никто на неё не ответил.

На пересчёт

По итогам рейда судебными приставами было остановлено 19 автомобилистов, 16 из которых были должниками. Ещё трое, как оказалось, долги погасили, но почему-то до сих пор числились среди неплательщиков. С выявленных «уклонистов» на месте было взыскано 34 тыс. рублей, 27 тысяч из которых люди задолжали в УФНС. «30 тыс. рублей – это средняя сумма, которую удаётся взыскать за время подобных рейдов, они проводятся несколько раз в неделю, – сообщил Николай Жданов. – В среднем мы останавливаем 15–20 должников».

Долг жителей Иркутской области перед государством продолжает расти: за девять месяцев этого года общая сумма задолженности по транспортному налогу возросла на 218 млн. рублей, по налогу на имущество цифра увеличилась на 83 млн., а по земельному налогу выросла на 77 млн. – до 130 млн. рублей. Общая сумма задолженности физлиц только по имущественным налогам в Иркутской области составляет более 1,3 млрд. рублей.

Поэтому приставов с налоговой теперь можно будет встретить практически на любой дороге Иркутска, которая пользуется популярностью. «Мы дежурим возле новейшего моста и возле старого, на съезде с плотины, на улице Сурнова и на Байкальском тракте, – перечислил Жданов. – О месте проведения рейда сами узнаём за несколько часов, а то и за несколько минут до его начала». «Система-поток» работает и автономно, благодаря чему к «улову» должников плюсуется ещё по три-четыре человека ежедневно.

Автомобилистам надо быть готовыми к тому, что в скором времени парковка в не отведённом для этого месте также может стать поводом для привлечения к их персоне внимания налоговиков и судебных приставов. Возможность возврата эвакуаторов серьёзно обсуждается сейчас в мэрии Иркутска. А некоторые чиновники в свою очередь не скрывают желания совместить вывоз на штрафплощадку автомобилей нарушающих правила дорожного движения горожан с решением проблемы погашения задолженности в бюджет.

Уже появилась возможность ловить несознательных налогоплательщиков ещё и на рабочем месте. По словам Ларисы Анферовой, сотрудники УФНС стали передавать списки должников работодателям бюджетной сферы, чтобы те проводили разъяснительную работу. «А сейчас мы решаем вопрос со службой судебных приставов, чтобы иметь возможность приехать на работу к должникам, арестовать их автомобили или предъявить исполнительный лист работодателю», – рассказала Анферова. По её словам, теперь службой будет делаться особый упор  на работу с должниками по транспортному налогу, кстати, одному из самых проблемных, потому что за счёт него формируется доходная часть бюджета Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры