издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вышли на нефть

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Пять длинномерных «МАЗов»-полуприцепов грузоподъёмностью 27 тонн каждый в первую неделю лета были переправлены баржей с Усть-Кута по реке Лене и 4 июня дислоцировались в посёлке Витим. Семидневному путешествию большегрузного транспорта, принадлежащего ЗАО «Иркутскэнерготранс», предшествовала победа компании в тендере, которую в апреле 2010 года объявило ООО «Верхнечонскнефтегаз». Сегодня автопоезда уже задействованы в перевозке грузов (оборудование, запчасти, материалы для бурения скважин) для Верхнечонского нефтегазового месторождения. Работы продлятся весь период навигации – до конца октября.

Направление – Север 

Победа в этом тендере открывает для ЗАО «Иркутскэнерготранс» перспективы работы и с другими нефтегазовыми компаниями сибирского региона, уверен директор компании Рамис Байрамов. «Критерии отбора у представителей ВЧНГ были самые жёсткие, и из 7 компаний, подавших заявки на участие в конкурсе, договор был заключён лишь с двумя. Кроме «Иркутскэнерготранса» работать с нефтяниками будет одна из московских транспортных компаний. 

Это не единственный крупный по объёмам работ договор. Сегодня порядка 18 единиц большегрузных самосвалов ЗАО «Иркутскэнерготранс» задействовано на строительстве автодороги «Амур» Чита – Хабаровск. Кроме этого компания участвует в тендере по предоставлению транспортных услуг на строительстве Богучанской ГЭС. «Предварительное согласование на этот вид работ уже есть, – поясняет Рамис Байрамов. – Сейчас в рабочем порядке определяется стоимость работ, ведётся согласование интересов подрядчиков при учёте интересов заказчика. Работы планируются на июль-август этого года». Сомнений в успешности окончательных результатов тендера директор не допускает – даже при наличии сильных конкурентов компания остаётся крупнейшим предприятием в области с самым большим количеством единиц подвижного состава. Автопарк компании составляет около 700 единиц тяжёлой грузовой и дорожно-строительной спецтехники. Это и самосвалы, и длинномеры, и битумовозы, и экскаваторы. Часть машин осталась в активе ЗАО «Иркутскэнерготранс» при выделении его в дочернее общество ОАО «Иркутскэнерго», 57 единиц приобретено в 2007–2008 годах в рамках программы развития внешнего направления работы компании. 

– Для нас сегодняшняя победа в конкурсе отнюдь не случайность, а результат правильно выбранного пути развития, – считает Рамис Джаббарович. – Однако недавний экономический кризис подверг всех нас нешуточным испытаниям – у компании были серьёзные финансовые затруднения, и прошлый, 2009 год она завершила с долгом.

Собственные пути выхода из кризиса

В 2009 году из-за экономического кризиса объёмы выполняемых работ для внешнего заказчика резко сократились. Предприятия старались снизить свои издержки, в том числе и транспортные расходы, – при значительном количестве техники оказание услуг на внешнем рынке практически свелось к нулю. 

– Именно на этот период пришлось длительное нахождение вахтового персонала в отпуске. Часть сотрудников тогда уволились. 

Вахтовый метод, к сожалению, никогда не являлся на 100% стабильной работой. В период сезонности заработки водителей, занятых на дорожном строительстве, как правило, гораздо выше средних. А зимой, при температуре ниже 30 градусов, техника по причине нерабочего состояния механизмов работать не может, замерзает и грунт – возить становится нечего. Для рынка нефти и газа также характерна сезонность – в летний период и в период пиковых холодов он неактивен. Весной и осенью  – распутица и совсем нет дорог, а грузы нефтегазовых компаний в основном перевозятся по зимникам, этот сезон очень короткий. 

При сокращении финансирования, в том числе и из федерального бюджета, многие крупные проекты приостановились на неопределённый срок. Вахтовый персонал, несмотря на благоприятный, казалось бы, природный период, остался «не у дел». 

Для того чтобы пережить это нестабильное время, в Энерготрансе была разработана антикризисная программа. Решено было снизить объём потребляемого топлива для всех видов транспорта, отказаться от услуг, выполняемых ранее сторонними организациями, – капитальные ремонты двигателей выполняли теперь своими силами. Но самым сложным пунктом антикризисной программы стало сокращение административного персонала и снижение премиальных выплат для всех работников компании. 

– Однако эти вынужденные меры позволили уменьшить себестоимость работ и не допустить тяжёлой социальной ситуации, – считает Рамис Байрамов. – Все социальные выплаты, предусмотренные коллективным договором, были сохранены в полном объёме. В общей сложности эффект от антикризисных мероприятий, успешно реализованных в 2009 году, составил более 70 миллионов рублей. 

Инвестпрограмма 

Самые тяжёлые времена для ЗАО «Иркутскэнерготранс» остались позади, считает его директор. Уже на 2010 год инвестиционная программа предприятия, источниками которой являются накопленная амортизация и нераспределённая прибыль, составила 33 миллиона рублей. Она предусматривает покупку 9 автобусов большого класса, 6 единиц легковых автомобилей, которые будут обслуживать исполнительную дирекцию и работать на других филиалах ОАО «Иркутскэнерго», приобретение микроавтобуса 

«ГАЗель» для оказания транспортных услуг исполнительной дирекции и трала для перевозки крупногабаритных и тяжёлых грузов.

– Уже сегодня шесть автобусов марки «ЛиАЗ» распределены по филиалам, где вопрос с доставкой персонала на место работы и обратно стоит особенно остро, – рассказывает Рамис Байрамов. – Новые автобусы вместительностью до 80 человек каждый доставлены на Ново-Иркутскую и Ново-Зиминскую ТЭЦ, Братскую и Усть-Илимскую ГЭС. Ещё три автобуса будут приобретены до конца года. 

Угольная точка

Есть сегодня у транспортной компании и особые, «болевые» точки. 

Это – угольные разрезы «Головинский» и «Ирбейский». 

Работа техники на этих участках ведётся, что называется, в чистом поле, без достаточной ремонтной базы, без своевременного обслуживания, порой в крайне тяжёлых дорожных условиях. «Интенсивный график работы и отсутствие полноценных условий для ремонта ведут к быстрому износу техники, – объясняет Рамис Джаббарович. – Наличие передвижной ремонтной мастерской, под которую используется автомобиль «ЗиЛ», позволяет проводить только мелкие срочные ремонты, без которых совсем не обойтись. Но сегодня транспорт сильно изношен – и физически, и по нормативам». 

Особенно большие трудности испытывали транспортники в прошедшую суровую зиму. При аномально низких температурах автомобили не могли работать, впрочем, как и техника самих разрезов – дробилки, экскаваторы. Всё это тоже повлияло на эффективность работы – запасы угля на складах были ниже запланированных. Эти задачи для ОАО «Иркутскэнерго» стратегически важные и стоят на особом контроле. Для ЗАО «Иркутскэнерготранс» обеспечение внутреннего энергетического рынка качественными транспортными услугами не менее значимо, чем работа с внешними партнёрами. Именно поэтому в апреле текущего года автоколонна в составе десяти 20-тонных самосвалов «КамАЗ-6520» была направлена для оперативного наполнения угольного склада, запасы которого в зимний период практически были сведены к нулю. Транспортники с задачей справились в течение месяца. После этого продолжили выполнение работ на внешнем рынке. 

Ожидаемые изменения

В конце 2009 года акционерами и собственниками ОАО «Иркутскэнерго» было принято решение о передаче около 800 единиц транспорта, который сегодня находится в аренде у ЗАО «Иркутскэнерготранс», в собственность компании. По мнению Байрамова, это поможет оздоровить финансовое состояние транспортного предприятия, у компании появятся собственные средства в виде амортизационного фонда, который будет направлен на содержание и ремонт автопарка.

Предложение о передаче имущества в собственность было одобрено советом директоров «Иркутскэнерготранса» в ходе конструктивных рабочих совещаний и при их активной поддержке. 

В настоящее время предприятие стабильно развивается и осваивает новые направления работ не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Например, участвуя в тендере на общих рыночных основаниях, в январе этого года ЗАО «Иркутскэнерготранс» заключило договор с ЗАО «Иркутскзолопродукт» и теперь вывозит золу на утилизацию с Ново-Зиминской ТЭЦ и с ТЭЦ-6 в городе Братске. «На этом направлении также задействован транспорт, который ранее планировалось использовать на внешнем заказе, – пояснил Рамис Байрамов. – Но мы не могли оставить внутренний рынок без внимания, тем более что объёмы работ, полученные на конкурсной основе, подтверждают конкурентоспособность предприятия».

Сегодня показатели деятельности дочернего общества ОАО «Иркутскэнерго» находятся в рамках, установленных бизнес-планом, что свидетельствует о выходе из кризисного положения. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры