издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тонкий лирик, неистовый трибун

Дом имени Рогаля в Иркутске – признание заслуг художника

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед, Фото: Фото Егора СОБОЛЕВА

«Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека...» М. Горький И пусть эти слова Максим Горький когда-то изрёк в адрес Виктора Гюго, но смысл фразы весьма подходит замечательному иркутскому художнику, которого смело можно назвать поэтом в живописи, – Виталию Сергеевичу Рогалю. Путь художника – это не всегда дорога славы, усыпанная цветами и признаниями. Иногда непростые условия жизни только ярче проявляют талант. Примером этого утверждения может служить судьба Виталия Сергеевича, воспоминания о котором хранит небольшой особняк в самом центре города. «Дом Рогаля» - так неофициально именуют это здание. Но кто же этот художник, имя которого носит целый дом?

Виталий Сергеевич родился 9 августа 1915 года в селе Снегуревка недалеко от города Тетиева на Украине. В 1927 году его рисунок «Строительство электростанции в селе Лебединцы» попал на первую Всемирную выставку детского рисунка, а в 1934 году публиковался в центральной газете «Правда». Окончив семилетку, Рогаль несколько лет проработал в колхозе в свекловодческой бригаде, по вечерам оформлял стенгазеты, помогал организовывать драмкружок.

Перебраться в край за Уралом художника заставила трагическая необходимость: в 1935 году юный Рогаль приехал в Сибирь к ранее сосланным родителям – в посёлок Кадуй Нижнеудинского района.

Сдержанная, величественная сибирская природа и самоотверженный труд людей покорили сердце молодого художника. Кисть мастера стремится запечатлеть взаимодействие человека и окружающей среды. В работах этого периода отражена не просто красота природы и трудовые будни сибиряков, но и попытка предсказать, к чему приведёт это взаимодействие. Недаром у художника доминирует тема индустриального пейзажа.

В Иркутске Виталий Рогаль поступил в изопедтехникум. Учился у таких известных художников, как Вологдин, Жибинов, Руденко. За два года до войны им был создан эскиз дипломной работы «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь». В награду за эту работу Виталий Сергеевич получил право поступления без экзаменов в Академию художеств СССР. Работа над выбранной темой была не из лёгких: на картине изображены сосланные, и среди них семья Рогалей. Это полотно примечательно тем, что оно дало толчок к созданию новых произведений – раздумий о семье и её трагедии, о судьбе своей страны. Диплом Виталий Сергеевич получил уже после начала войны. Он был призван не сразу. До 19 ноября 1941 года мастер неустанно трудился вместе с А. Закировым, С. Развозжаевым в «Агитокне» товарищества «Художник».

Портрет В.С. Рогаля
работы Александра Чегодаева

В конце 1942 года Виталий Сергеевич был отправлен на действующий фронт, в Белоруссию. Но и в тяжёлых условиях боевой жизни в нём никогда не дремал художник. На привалах и в блиндажах он создаёт портреты бойцов и траншейные листовки. Примечателен случай, когда во время боя Виталий Сергеевич увидел альбом с репродукциями известных художников. Рискуя жизнью, он подобрал эти листы с мостовой. Но это действие отнюдь не прихоть и бравада. Просто художник остался верен самому себе. И проявление уважения к творчеству в любых условиях являлось для него естественным. 

В 1945 году Виталий Сергеевич получил тяжёлое ранение под Кёнигсбергом, которое привело к временной слепоте. Но вскоре он преодолел свой недуг и отправился воевать на Восточный фронт. К тому времени за его плечами было уже восемь выставок, устроенных на передовых, в Иркутске и Иркутской области. Освобождая Китай, Виталий Сергеевич неутомимо делал документальные зарисовки. В это же время появились у него, впервые с 1943 года, и акварельные краски. Наибольшего расцвета достигла акварельная техника в Порт-Артуре, там была создана серия «По историческим местам Порт-Артура».

«Саянск строится»

В 1946 году Рогаль был демобилизован, поехал в Академию художеств, но опоздал на учёбу. Вернулся в Иркутск и стал искать свой творческий путь. Много жанров он перепробовал, но наиболее близкими для его души так и остались натюрморт и пейзаж.

Тематически послевоенное творчество Виталия Сергеевича принято разделять на «Сибирь» и «Монголию». Сибирское направление («Золото Байкала», «В глубь тайги», «Полевые цветы» и другие работы) включает в себя размышления об истории и судьбе края, глубинное исследование человеческой, особенно творческой, души. Беспокоит мастера современное состояние природы, её будущее. Создаёт он и цикл пейзажей «С Сибирью связанные судьбы» – родные дома писателей Сибири: Вампилова, Астафьева, Распутина и некоторых других.

Монгольский период («Буря в Гоби», «Над вечностью. Млечный путь», «Просторы Булгана» и другие работы) посвящён путешествиям по обширным степям Забайкалья и Монголии. В эту пору палитра художника претерпевает изменения. В его пейзажах появляется тонкая философия Востока: поиски смысла существования, предназначение человека на планете, сопричастность вечности.

Ключевой работой Виталия Сергеевича можно считать монументальную картину «Пантеон», которая так и осталась незаконченной. Она посвящена памяти безвинных жертв сталинских репрессий, фотографии которых художник собирал и переносил на холст кропотливо и бережно.

Несколько слов следует сказать и об общественной деятельности Виталия Сергеевича. Долгие годы он совмещал посты председателя Иркутской организации Союза художников РСФСР, председателя выставкома зоны «Сибирь социалистическая» с творчеством. Большую часть своей жизни он отдал созданию творческих союзов  России.

«Голубица»

Картины Рогаля до сих пор пользуются большим успехом. Его работы имеются в частных и музейных коллекциях по всему миру: в Индии, Китае, США, Аргентине, Японии, Италии, Германии, Канаде и многих других странах. Кроме того, художник приложил немало сил и здоровья для процветания нашего города и области, их культуры. В награду за его неустанную заботу городская Дума решила построить дом для его картин и архива, который открылся в октябре 1999 года. Здесь же находилась мастерская художника, где он творил до своих последних дней. 4 декабря 2004 года Виталия Сергеевича не стало…

Зато в наследие всем нам он оставил более трёх тысяч живописных и графических работ. И если свернуть на одну из тихих улочек Иркутска, то можно попасть в замечательный музей – городской выставочный центр имени Виталия Сергеевича Рогаля. Трёхэтажный особняк готов поведать всем желающим историю жизни и творчества признанного художника, имя которого он с гордостью носит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры