издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юбилейная подача

На ТЭЦ-1 в честь 60-летия запустили новую схему топливоподачи

Станция, ставшая одним из первых элементов Иркутской энергосистемы, 5 ноября отметила свой юбилей. В этот день 60 лет исполнилось ТЭЦ-1, ныне являющейся участком ТЭЦ-9. А 15 ноября на станции, когда-то занимавшей первое место по мощности среди ТЭС высокого давления в Сибири и на Дальнем Востоке, был запущен своеобразный «подарок» к юбилею – новое сооружение для подачи топлива с угольного склада. Конструкция протяжённостью 550 м позволит повысить эффективность работы ТЭЦ и отказаться от услуг железной дороги, по которой ранее поставлялся уголь.

ТЭЦ-1 принято считать ровесницей Ангарска: первую турбину станции запустили 5 ноября 1951 года, всего лишь через пять месяцев после того, как построенному вблизи нефтеперерабатывающего завода в междуречье Ангары и Китоя поселению присвоили статус города. Через год на ней уже работали шесть турбин и 11 котлов, а в 1954 году на базе станции и ТЭЦ-2 была создана объединённая Иркутская энергосистема. Позднее на станции запустили ещё по шесть котлов и турбоагрегатов, а в 1961 году ввели в эксплуатацию котёл под номером 18. В тот момент ТЭЦ-1 электрической мощностью 300 МВт с производительностью 2985 тонн пара в час стала крупнейшей теплоэлектростанцией низкого давления на территории Сибири и Дальнего Востока. В дальнейшем ТЭЦ, построенная по сложной технологической схеме, неоднократно модернизировалась: в шестидесятые на ней меняли тепловую схему, в семидесятые построили систему химводоочистки, в восьмидесятые – мазутное хозяйство. В девяностые годы была реконструирована вторая очередь ТЭЦ-1 и бойлерная установка, помимо этого на станции ввели оборотную систему водоснабжения гидрозолоудаления, что позволило прекратить сбросы в Ангару. Работы по реконструкции продолжались и в первом десятилетии XXI века, и, как говорят специалисты, на ТЭЦ-1, в 2005 году ставшей участком №1 ТЭЦ-9, к настоящему времени ни одна технологическая цепочка не осталась в том виде, в каком она была спроектирована изначально. 

Комплексные испытания новой схемы топливоподачи проводили руководители «Иркутскэнерго»

Впрочем, как отметил заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Новиков, «несмотря на то, что за такую историю, казалось бы, всё уже выверено, находятся идеи, позволяющие работать более экономично и эффективно». Таким проектом стало строительство новой схемы подачи угля со склада ТЭЦ, начавшееся в июне 2010 года. Завершили его меньше чем за полтора года, истратив около 120 млн. рублей. За это время было возведено сооружение протяжённостью 550 п. м. Сдали его в эксплуатацию 15 ноября, но комплексные испытания, в которых участвовали руководители «Иркутскэнерго», состоялись ещё 28 октября, за восемь дней до того, как ТЭЦ-1 отпраздновала юбилей. Во время небольшой церемонии со всеми полагающимися атрибутами (вроде красной ленточки) собравшимся рассказали, что за время строительства пришлось переместить 45 тыс. кубометров грунта, залить 8,5 тыс. кубометров бетона, проложить 4,5 км трубопроводов различного назначения и 26 погонных километров кабелей. Всё это вместе с индивидуальными испытаниями систем было проведено в кратчайшие сроки, так что к 28 октября всё было готово к комплексным испытаниям. Их и начал Новиков, отдавший чёткую команду: «Внимание! Цеху топливоподачи произвести включение тракта топливоподачи для проведения комплексных испытаний». Ответом ему после некоторой задержки стал голос из динамиков, предупредивший о включении тракта, и звук заработавшего транспортёра. 

Окончательно новая схема была запущена 15 ноября. Как сообщил корреспонденту «Сибирского энергетика» начальник технического отдела участка №1 ТЭЦ-9 «Иркутскэнерго» Виктор Родионов, она позволяет отказаться от услуг Ангарского промышленного предприятия железнодорожного транспорта  и тем самым снизить себестоимость выработки тепла и электроэнергии. «Раньше ходила так называемая вертушка, то есть мы вагоны загружали, везли их на разгрузочное устройство и там выгружали уголь, потом порожняком отправляли обратно на склад и загружали по новой, – рассказал наш собеседник.  – Получалась двойная перевалка: мы сначала уголь выгружали на склад, а потом снова грузили в вагоны и отправляли на ТЭЦ». Отказ от такой схемы, в свою очередь, позволит экономить по 20 млн. рублей в год. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры