издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыкальная история

Вышла в свет новая книга Александра Маджарова

  • Автор: Олег БЫКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

«Судьба Лидии Андреевны Руслановой была предопределена. Её жизнь, детство, войны, живописные полотна и бриллианты, Озерлаг и Владимирский централ, любовь – это русская песня, неповторимая, яркая и трагическая страница в истории страны. Она пела о главном, непреходящем: о любви, разлуке, радости и горе – о том, что неизменно сопутствует каждой человеческой жизни».

Так начинается одна из глав книги, принадлежащей перу профессионального историка и журналиста Александра Маджарова, – «Мелодии моей души». Подзаголовок книги раскрывает концепцию авторского замысла: «История России ХХ века в биографиях певцов и композиторов». В серии документальных очерков повествуется о замечательных людях искусства – певцах и композиторах минувшего века, музыка которых была частью бытия миллионов советских людей. Читатели старшего поколения, выросшие в «советскую эпоху», конечно же, помнят и любят песни своей молодости, им дорого всё, что связано с именами и судьбами музыкальных кумиров, их нестареющим искусством. Книга именно об этом – о жизни и судьбе Александра Вертинского, Леонида Утёсова, Петра Лещенко, Исаака Дунаевского, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Муслима Магомаева.

«Судьба личности, таланта, гениальности, – пишет автор, – загадка истории. Личность раздвигает горизонты страны, времени, места, национальности. Она меняет конфигурацию истории, разрушает штампы». Тайна подлинной индивидуальности зачастую, а может быть и всегда, создаётся любовью. Именно любовь и музыка определили судьбу героев книги, она – главный идеальный факт их биографии. Любовь даёт событиям динамическую связь, наполняет смыслом «внешнюю», «объективную» историю. Вернёмся к очерку, о котором упомянуто в начале этих заметок, – о Лидии Руслановой, её непростой судьбе – от зенита славы, всенародного признания до тюремных нар. В 1949 году она была осуждена к десяти годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества за якобы антисоветскую агитацию. К слову, в своё время «Восточно-Сибирская правда» писала о пребывании великой певицы в Тайшете, в так называемом Озерлаге, об её участии в тюремных концертах. Любопытный эпизод мы находим и в книге: «Пела Русланова удивительно, – приводит автор слова очевидца. – И когда закончилось её выступление, потрясённый зал молчал». «Заметим, – добавляет автор, – что в зале аплодисменты были запрещены. Первым не выдержал начальник зоны, за ним аплодисментами загремел зал». После смерти Сталина в 1953 году певица была полностью реабилитирована и вернулась в Москву. И вновь триумфальные выступления, гастроли…

В каждом из очерков мы находим любопытные факты, свидетельства, подтверждающие авторскую концепцию. Да, каждый человек субъективен. Он не укладывается в усреднённое русло «общей истории», у него свой мир, своя история, своя судьба. «Идти вглубь, – пишет автор, – значит читать источник, смотреть на человека в контексте других категорий – судьбы, драмы, трагедии… любви». Казалось бы, многое, о чём повествуется в книге, мы знаем, в общих чертах, конечно, но сколько находок, ярких деталей и откровений находим буквально на каждой странице. Мы узнаём, например, о юности кумира миллионов Леонида Утёсова. «Все были люди как люди, – с грустной усмешкой вспоминал Утёсов, – один я – «хулиган». Родители… пробирали меня, считая погибшим, говорили, что не только врачом, юристом или адвокатом мне не быть. Мне не светит даже должность зубного врача или провизора».

«Впереди тебя ждёт «большая дорога», – пророчествовал старший брат, имея в виду отнюдь не честный труд на благо отечества. И вы знаете, – заметил позже Утёсов, – он не ошибся… На «большую дорогу» меня вывела музыка». 

Ещё один эпизод. Летом 1937 года после беспосадочного перелёта Чкалова, Байдукова, Белякова по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) Утёсова с оркестром пригласили в Кремль. Было руковод-ство со Сталиным. Лётчики с жёнами сидели за отдельными столиками. «Я, – вспоминал Утёсов, – спел одну песню, другую. Потом лирическую – «Отражение в воде». Пою – и краем глаза вижу: Сталин смахивает слезу. В конце поднимается и долго аплодирует стоя. Пою на бис и вижу опять: слёзы. Я бисировал три раза. А после «лирической» подошёл военный и, ссылаясь на Сталина, попросил спеть запрещённую песню «С Одесского кичмана». Спели. Теперь лётчики, аплодируя стоя, три раза приглашали повторить «кичман» на бис».

«Песню творит мастер, – резюмирует автор. – Настоящая песня – это дыхание судьбы. Она совпадает с душой народа, «остаётся с человеком». Любовь народа не зависит от званий, внешности, одежды, особенностей голоса, возраста актёра. Дело в масштабе таланта. В глубине его проникновения в душу человека, народа. В силе и глубине любви, которая стирает все внешние грани и позволяет душе прямо соприкасаться с душой. Его любовь становится нашей любовью, его судьба становится частью нашей жизни, нашей памяти».

Обращение Александра Маджарова к теме, заявленной в книге, далеко не случайно. Профессор, доктор исторических наук, он хорошо известен иркутянам как художник и музыкант, автор и исполнитель песен на стихи замечательных поэтов – Ростислава Филиппова, Марка Сергеева, Анатолия Горбунова, других. Александр Станиславович является постоянным автором и ведущим цикла передач «Мелодии моей души» на городском радиоканале Иркутска. Десять передач, прозвучавших в эфире с марта 2010 по май 2011 года соответствуют десяти главам только что вышедшей книги – с тем же названием. И что отрадно, Александр Маджаров продолжает свой творческий поиск – буквально на днях в эфире прозвучала серия радиопередач из полюбившегося иркутянам цикла. Проникновенный, взволнованный рассказ ведущего о судьбе и творчестве несравненной Анны Герман сопровождался песнями в её исполнении, песнями, о которых можно сказать словами автора: это действительно мелодии души, мелодии, без которых немыслима любовь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры