издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Остров невезения

Село Полинчет привыкло жить оторванным от «большой земли»

В «Восточку» пришло письмо от жителей села Полинчет Тайшетского района с «огромной просьбой напечатать жалобу на страницах газеты в надежде, что это даст хоть какой-то результат». Привожу его полностью.

В «Восточку» пришло письмо от жителей села Полинчет Тайшетского района с «огромной просьбой напечатать жалобу на страницах газеты в надежде, что это даст хоть какой-то результат». Привожу его полностью.

«В нашем селе до 1990 года находилось лучшее предприятие отрасли – Полинчетский химлесхоз. Предприятия нет, а люди остались и вот уже два десятка лет пытаются как-то выжить. Несколько лет работали без зарплаты, а теперь в поисках работы местные жители выезжают в соседние посёлки. Держат подсобное хозяйство, хотя излишки продукции продать практически невозможно: отдалённость, отсутствие дорог. Выживаем на собственном энтузиазме. Но есть вопросы, которые не решаются уже много лет, хотя депутаты разных уровней, местные власти обещают наши просьбы выполнить. Ведь они касаются самых насущных вопросов.

Прежде всего, мы просим отремонтировать дорогу. До трассы от села всего 14 км. Но с апреля по ноябрь этот участок непроходим: невозможно доставлять почту, продукты питания, добираться до железнодорожной станции. В соседних населённых пунктах работает сотовая связь. Нам её только обещают. Нынешний мэр района Виталий Николаевич Кириченко перед выборами на сходе указал «точный» срок подключения сотовой связи: август 2010 года. Потом это дело отложили до ноября 2012 года. Теперь озвучили новый срок: первый квартал 2013-го. Когда же руководители будут отвечать за свои слова?

Большая проблема жителей села – организация медицинского обслуживания. В посёлке вообще-то есть фельдшерский пункт, но только он не работает: фельдшер в отпуске по уходу за ребёнком. Администрация Полинчетского муниципального образования этот вопрос решила: к нам по графику, дважды в месяц, должны приезжать врачи Новобирюсинской участковой больницы вместе с аптекой. Но график нередко срывается. В январе был случай, когда врачи приехали, но приём вели всего один час, педиатр нахамила главе местной администрации. Другой случай в том же месяце: приехал мэр района, но с жителями не встретился. С собой он привёз двух врачей из Тайшета, но больных детей они так и не осмотрели – сказали, что на это не остаётся времени. Откуда такое равнодушие? Ещё у нас проблема с электроснабжением села: ЛЭП требует ремонта. 

Чтобы вы нас поняли, приглашаем «в гости». Пройдите пешком 14 километров по бездорожью, по тайге, поживите хоть три дня без электроэнергии, без связи. А если заболит от всего этого голова, выпьете таблетку цитрамона – если вам удастся её найти. Зато получите материал на тему «Как жизнь, сибиряки?».

Некуда бежать

Этой вывеской забито окно в администрации Полинчета

С таким письмом я пришла к мэру района Виталию Кириченко и увидела у него на столе экземпляр той же жалобы. Оправдываться глава администрации не стал, обсуждать проблемы, о которых пишут его избиратели, – тоже. Вместо этого дал свой джип «Патриот» – самую надёжную, как я поняла, машину в администрации – и посоветовал одеться в дорогу теплее. «Всякое бывает, – «обрадовал» он. – Мы туда сутками иногда добираемся. Люди правильно пишут: лучше вам своими глазами всё увидеть». 

Полинчет расположился на самом краю Тайшетского района, в приграничье с соседним Красноярским краем. Добираться до села 300 километров – через реки без мостов, по дорогам, отсыпанным на болотах. Да ещё и без сотовой связи: случись в пути поломка машины – помощи попросить не удастся. Сами полинчетцы называют себя островитянами. 

По зимнику до «острова невезения» добраться из райцентра можно часов за пять. Зима – единственное время года, когда не нужны мосты и не страшны болота. Одна печаль – морозы в этих краях зашкаливают частенько за 40 градусов, так что простейшее ДТП грозит летальным исходом. К счастью, наш «Патриот» поломался, не доехав до зоны риска, так что и помощь подоспела вовремя. 

Село при подъезде смотрелось с высоты, как рождественская открытка: крепкие домики с заснеженными крышами, из каждой трубы вьётся дымок. Владимир Смолин, глава муниципального образования, в состав которого, кроме Полинчета, входят ещё деревни Кондратьево и Кадарея, родился в этих местах, так что сёла хирели на его глазах. Когда обанкротился химлесхоз и закрылись лесничества, люди начали было из этих мест уезжать. Но Кондратьево и Кадарею облюбовали и возродили к жизни староверы. Да и из Полинчета массового исхода не случилось: видно, не на-шли таёжные жители адреса земли обетованной. «А где нас ждут-то?» – пожал на это плечами местный голова. 

О некогда лучшем в районе химлесхозе сегодня напоминает лишь выцветшая наглядная агитация на щите, которым забито одно из окон администрации. Кроме этой конторы с флагом и школы, которая буквально на днях превратилась в филиал учебного заведения соседнего муниципального образования – села Тамтачет, других рабочих мест на «острове невезения» не осталось. Но большинство семей своё будущее упорно связывают с этим краем, где жили многие поколения их предков. «Да мы же тут сплошь родственники», – не то в шутку, не то всерьёз говорит глава Полинчета, когда мы начинаем путаться, кто есть кто в этих деревнях. Уж больно много здесь оказалось одинаковых фамилий. Каверзиных, как выяснилось, числится 200 душ, за ними по «удельному весу» идут «кланы» Рукосуевых и Смолиных. Есть случаи, когда однофамильцы, не обнаружившие в ближайших поколениях родственных связей, вступают в брак друг с другом – даже и документов супруге менять не приходится. 

Дураки и дороги

Полинчетская школа отметила своё 65-летие праздничным концертом

О жалобе односельчан Владимир Смолин был, конечно, осведомлён. Как я поняла, «телега» и родилась-то после его попыток, оказавшихся безуспешными, самостоятельно «разрулить» одну из главных местных проблем – организацию медицинского обслуживания. Собственно, все беды села – а их куда больше, чем перечислено в письме, – имеют один корень. Его ещё классик озвучил пару веков назад: «В России две напасти – дураки и дороги». «Неужели так сложно отремонтировать дорогу, ведущую в Полинчет? Ведь всего 14 километров!» – этот вопрос я задавала и сельской, и районной власти. В ответ меня информировали: за последние восемь лет эти километры хляби отсыпали и грейдеровали трижды. После ремонта дорога держится в лучшем случае полгода, а потом возвращается к своему обычному состоянию – непроходимому. Денег в эти «владения Лешего» вбухана целая куча, а результат нулевой. 

Но как-то с трудом верилось, что дорожную проблему Полинчета невозможно решить в принципе. Вон русские умельцы умудрились целый город (и какой – северную столицу!) построить на болотах, окружавших дельту Невы. Так ведь с тех пор больше трёх веков миновало, должны же были и технологии шагнуть вперёд за это время. Оказалось, никакого исследования почвы на этом участке никто никогда не проводил – делали обычную отсыпку, закапывали в трясину деньги и разводили руками. 

А решение проблемы, как вскоре выяснилось, лежит на поверхности. По крайней мере, так считает полинчетский голова Владимир Смолин. Уже после моей поездки на север мы случайно встретились с ним в Тайшете. Владимир Егорович рассказал, что предложил районному начальству схему дорожных работ, позволяющую закрыть «болотную» тему – надолго и безо всяких финансовых вливаний. «Вот только закончится отопительный сезон, – поделился он своими планами, – сразу поставлю кочегаров, работающих сейчас в котельной администрации, на укладку лежнёвки. Так мы с рабочей силой выгадаем. В самых болотистых местах поперёк дороги положим ошкуренный лес, кругляк, а сверху уже будем отсыпать гравийно-песчаную смесь. Я и место присмотрел, где можно даром брать подходящую смесь – без глины. И с техникой договорился: в соседнем селе Тамтачете мне КРАЗ пообещали». В том, что эта схема сработает успешно, хозяин самого северного уголка в этих местах не сомневается. «Просто раньше дорогу ремонтировали, не учитывая, что она стоит на болоте», – пояснил Смолин. 

Ну а если хлябь отступит, кое-какие проблемы полинчетцев уйдут сами собой. Например, с электроснабжением. ЛЭП ведь тоже проходит в болотистых местах. В 2011 году жители Полинчета и Кондратьево больше трёх месяцев сидели без света. Сгорел трансформатор, и как раз в то время, когда попасть на «остров» из-за бездорожья было невозможно. Замену привезли из Тайшета только через месяц, но, видать, оборудование оказалось «не первой свежести»: накрылось уже при установке. Пришлось новый трансформатор покупать за 80 тысяч рублей и везти за сотни вёрст. К тому же ревизия ЛЭП показала, что большинство столбов из-за сырой почвы сгнило, половину так называемых пасынков необходимо было заменить. 

Что касается сотовой связи, то и для неё препятствием стали эти пресловутые 14 километров болота. Компания «Мегафон», охватившая своими услугами даже умирающие деревни в окрестностях «острова невезения», в Полинчет идти, по словам заместителя мэра района по социальным вопросам Юрия Кириллова, отказалась из-за трудностей, которые могут возникнуть при доставке оборудования и обслуживании. Пока «островитяне» с «большой землёй» общаются при помощи спутниковой связи. Аппарат имеется не только в кабинете главы муниципального образования: в коридоре администрации на стене висит таксофон для всех, кто желает позвонить. Правда, в ночное время это бывает сложно сделать. А связаться с кем-то по телефону внутри муниципального образования, где проживает около 900 человек, и вовсе невозможно. Пока мы были в Полинчете, заместитель мэра района Юрий Кириллов весь извёлся, ожидая машину из Тайшета с ответственными работниками администрации, выехавшими с утра на юбилей здешней школы. Узнав по спутниковой связи, что посёлок Новобирюсинск «уазик» прошёл уже давненько, все мы начали думать о плохом. А зря: просто гости, не заезжая в администрацию Полинчета, сразу явились к юбилярам, в местную школу. Только не смогли, в силу известных причин, позвонить из кабинета директора учебного заведения сельскому голове и уведомить о своём приезде. 

Но в конце концов и проблема с сотовой связью для «островитян» оказалась решаемой. По крайней мере, в этом заверила и жителей Полинчета, и «Восточку», районная власть. По словам Юрия Кириллова, взять на себя обслуживание труднодоступной территории согласилась компания БВК. Срок ввода в эксплуатацию станции сотовой связи намечен на июль нынешнего года.

За здоровьем к чёрту на кулички 

Юрий Кириллов и Владимир Смолин работают в «одной упряжке»

Как разрешить медицинский кризис, у Владимира Смолина также оказалось несколько предложений. Одно из них было одобрено районной властью: принять временно на место ушедшего в декретный отпуск фельдшера дочку самого Владимира Егоровича. Образование у молодой женщины подходящее, а в гостях у мамы с папой она застряла, похоже, надолго: маленький ребёнок в городе постоянно болел, пришлось везти его на деревенское молоко. 

Однако полностью проблему медицинского обслуживания «островитян» эта нежданная удача не снимает. Когда у местных жителей случаются серьёзные проблемы со здоровьем, им приходится отправляться в Тайшет – к специалистам центральной районной больницы. Маршрут такого «паломничества» трудно даже описать. Сначала нужно довезти больного до соседнего Тамтачета, а это те самые 14 «болотных» километров. За такую поездку в весенне-осенний сезон «частник» запрашивает 1,5 тысячи рублей. Затем предстоит добираться до станции Решоты Красноярского края по железной дороге. Причём поезд отходит по расписанию в пять часов утра, а здание вокзала закрывается вечером: надо брать билеты и коротать время на морозе. А уж от Решот до Тайшета по местным меркам рукой подать – «всего» 40 км. Но это путешествие по асфальтированной дороге тоже не такое простое. Ехать придётся на частном автобусе, а у владельцев маршруток, как известно, нет расписания. Если не повезёт, легковое такси домчит болезного к медикам с комфортом, только обойдётся эта услуга в копеечку. 

Жители Полинчета просили выделить муниципальный автобус на маршрут «Решоты – Тайшет», чтобы он подходил к поезду. «В принципе, межрегиональный автобус, соединяющий Красноярский край и Иркутскую область, пустить можно, – сказал на это Юрий Кириллов. – Вы напишите в своей статье, что этот вопрос мы проработаем». Он пояснил, что «Скорая помощь» из Тайшета в Решоты за больными северянами ходит, но только в экстренных случаях. Да ведь всё равно путь к эскулапам занимает у полинчетцев не меньше двух суток: хоть на карете «Скорой помощи» их от Решот вези, хоть на телеге. В каком состоянии доставляют к докторам больных с инфарктами и инсультами, гадать не приходится. 

Попытка приблизить медицину к «островному» народу успехом, как нам было уже известно из жалобы в редакцию, не увенчалась. Ближайшая участковая больница расположена в Новобирюсинске, мы посетили её по пути в Полинчет. Перед зданием стоял разбитый «уазик», раскрашенный под «Скорую помощь». Этот тарантас оказался единственным транспортным средством, обслуживающим посёлок городского типа с населением три тысячи человек и около десятка самых дальних в районе сёл. Подарил машину медикам восемь лет назад местный предприниматель. Она и тогда была уже не новая, а за эти годы по бездорожью совсем раздолбалась, постоянно в ремонте. Причём запчасти люди в белых халатах вынуждены покупать на деньги из собственного кармана. 

Коллектив участковой больницы составляют терапевт, стоматолог, фельдшер, акушерка и медсестра. Как они диагностируют и лечат своих пациентов, не очень понятно: здесь нет ни лаборатории, чтобы сдать простейшие анализы, ни рентгеновского аппарата, ни оборудования для ЭКГ. В стационаре мы застали только больных ребятишек и обмороженных алкоголиков из соседних сёл. Один живёт здесь уже пару лет – дожидается очереди в дом престарелых. За остальными обещал приехать глава тамтачетской администрации: он пробивает для одиноких стариков ставку социального работника, но пока безуспешно. 

Заведующая больницей Валентина Михеева считает ситуацию с медицинским обслуживанием на участке беспросветной. «Фельдшерские пункты раньше были в каждом селе, теперь их сократили. В самой участковой больнице не хватает кадров – штаты заполнены наполовину. Зарплата у фельдшера всего 

7 тысяч рублей, у врача – 10. За пять лет, что я заведую больницей, – говорит Валентина Михеева, – мы выучили двух фельдшеров и медсестру. Но они уволились, ушли работать за колючую проволоку, где больше платят. Программа поддержки молодых специалистов помогает мало – молодёжь не желает ехать в такую глушь, и никакими подъёмными её не заманишь». 

Валентина Михеева прекрасно помнит факты, о которых рассказали в жалобе жители самого дальнего села: «Мы выехали тогда на обслуживание в семь утра и только в 12 часов ночи вернулись домой. Застряли по дороге в ту сторону, да на обратном пути ещё раз машина сломалась. А в Полинчете на приёме оказалось всего три человека – остальные не дождались нас, разошлись по домам. Получается, мы и на выезде больным не успели помочь, и Новобирюсинск оставили без медиков. Ещё и жалобу заработали». 

В этом году медучилище в Тайшете выпускает 28 фельдшеров и 26 медсестёр. Директор учебного заведения Владимир Турков по телефону обещал «с ними поработать». Но он считает, что шансов убедить молодых специалистов поехать на работу в Новобирюсинскую участковую больницу мало, несмотря даже на то, что глава поселковой администрации Галина Цимм обещает крышу над головой. Есть ли возможность обеспечить лечебное заведение транспортом и медоборудованием, в районной администрации пояснить не могут: с этого года такие вопросы находятся в ведении областного минздрава.

«А потом нам всем трын-трава»

Глава муниципального образования Владимир Смолин разработал схему дорожных работ, позволяющую закрыть «болотную» тему

В день нашего приезда в Полинчете готовились к празднику – 65-летнему юбилею местной школы. В фойе висели плакаты, изготовленные ребятишками. На них – стихи собственного сочинения:

Поздравляем мы школу милую,
Будем здесь мы все до утра.
Вспомним нашу жизнь
развесёлую,
А потом нам всем трын-трава.

Упаднический конец несколько обескураживал. В самой дальней школе района, где обучаются 68 ребят, оказался сильный педагогический коллектив. Не случайно из семи прошлогодних выпускников трое поступили в вузы. Профессия учителя передаётся в некоторых полинчетских семьях по наследству. Но при этом многих специалистов не хватает: математик, например, приезжает сюда из Тамтачета. По условиям задачи расстояние от точки А до точки В составляет 14 километров по бездорожью. Нетрудно получить ответ на вопрос, с какой регулярностью проходят в полинчетской школе уроки математики, по которым выпускникам приходится сдавать ЕГЭ. Химию здесь ведёт историк, физика тоже доверена педагогу другой специальности. 

Поздравить учителей и их питомцев из Тайшета приехали руководители управлений культуры и образования. В подарок школе-юбиляру от администрации района привезли компьютер ценой 33 тысячи рублей. Лариса Семчишина, начальник управления образования, по-

обещала доставить в скором времени в село также проектор и экран, чтобы запустить дистанционное обучение ребятишек и хотя бы по некоторым предметам обойтись без живых педагогов. Свою поздравительную речь Лариса Васильевна начала со слов: «Если учителей нет, мы понимаем, что больше их не станет». Однако возможность подключиться к проекту « телешкола» через Интернет была встречена местными работниками образования довольно-таки сдержанно. За всё то время, что мы находились в полинчетской школе, воспользоваться Интернетом нам так и не удалось. «Сами понимаете, как у нас тут со связью», – оправдывалась завуч школы Надежда Сухая. 

Конца юбилейной вечеринки мы дожидаться не стали: предстояло ещё осилить сотни вёрст до райцентра – ночью и по плохой дороге. Но о том, как прошёл праздник, я узнала от Владимира Смолина при встрече в Тайшете. Полинчетский голова привёз в больницу травмированного в пьяной драке односельчанина, работника администрации, чтобы сдать его на судмедэкспертизу и добиться наказания хулигана, которому до сих пор всё сходило с рук. Он рассказал также, что после празднования юбилея с перепоя сломали телефонный аппарат в администрации. «Почему же вы не вызвали полицию?» – задала я наивный вопрос. Ведь мне уже было известно, что весь северный околоток (населённые пункты Шелаево, Мирный, Горевая, Кондратьево, Полинчет, Кадарея, Пея, Пойма, Екунчет и Новобирюсинский) обслуживает один участковый и вызывать его бесполезно. «Иной раз ночью звонят, со слезами просят: «Помогите!», – рассказывает Галина Цимм, глава Новобирюсинска. – И что я должна делать? Участкового нет, иду сама с хулиганами разбираться. Не откажешь ведь людям, когда у них беда». Правда, начальник отдела МВД России по Тайшетскому району Олег Шитенко заверил, что укомплектует пункт полиции, обслуживающий северные поселения, до конца первого квартала этого года. На территории, занимающей четвёртую часть Тайшетского района, по словам подполковника, должно работать пять полицейских. «На должность начальника пункта кандидатура уже подобрана, согласована, – говорит Олег Шитенко. – Второго участкового для севера мы тоже в общем-то нашли, но для него нет подходящей квартиры в Новобирюсинске. Поэтому сотрудникам придётся работать вахтовым методом. Будут, сменяя друг друга, ездить на службу из Тайшета». А кому нужны участковые, живущие за 300 километров от обслуживаемой территории, подполковник полиции уточнять не стал: всё равно, мол, другого выхода нет.  

Так что нынешним ученикам полинчетской школы, если они не захотят в будущем покинуть родные места, придётся, видимо, как и их родителям, привыкать жить в условиях, далёких от комфортных. Но пока взрослая жизнь не началась, юным жителям «острова невезения» всё трын-трава. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры