издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Судный день для беспредельщиков

Железногорские бандиты приговорены к длительным срокам заключения

Иркутский областной суд вынес приговор участникам организованного преступного сообщества, больше десяти лет безнаказанно совершавшим убийства, поджоги, вымогательства и кражи в Железногорске-Илимском. ОПГ держала в страхе всех предпринимателей города и Нижнеилимского района. Лидер банды Александр Захаров и его правая рука – положенец города Железногорска Николай Червов – приговорены к 21 году колонии строгого режима, на 3 года больше просидит за колючей проволокой Сергей Кашников – руководитель структурного подразделения банды. Каждый из них заплатит в казну по миллиону рублей штрафа. Рядовые беспредельщики получили разные сроки лишения свободы – от 2,5 года до 12 лет.

После того, как СУ СК РФ по Иркутской области завершило расследование, почти два года понадобилось суду, чтобы детально разобраться в деятельности одной из самых крупных и жестоких преступных организаций Приангарья. По словам государственного обвинителя Валентина Люцая, это преступное сообщество сильно отличается по масштабам от других криминальных формирований региона, с которыми правоохранителям давно уже удалось разобраться: «Трудно припомнить криминальную структуру со столь развитой сетью подчинённых группировок, которая сумела бы поглотить и уничтожить всех конкурентов в теневой сфере бизнеса и продержаться такой огромный срок, в том числе и с помощью прекрасно отлаженных коррумпированных связей».

По трупам к власти

Железногорск, где бандиты установили свои жестокие порядки, местные жители даже окрестили Захарьевском – по имени криминального правителя города Александра Захарова.

Когда Захаров в 2000 году создал группу рэкетиров – прообраз будущей организации, он был 31-летним чиновником средней руки с дипломом о высшем образовании, званием мастера спорта по самбо и крепкими связями в криминальной среде. Правда, у него имелись ещё знания психологии (специально изучал литературу об управлении людьми), а главное – серьёзные амбиции. Избрав криминальную карьеру, Александр Захаров замыслил встать во главе мощной преступной организации и создать в городе и районе бесконкурентную среду. И это у него получилось.

Каким образом банда Захарова избавлялась от соперников и принуждала к полному повиновению коммерсантов, рассказали на предварительном следствии и в суде потерпевшие и свидетели по 43 преступлениям, инкриминируемым лидеру и членам ОПГ.

Одним из таких криминальных эпизодов было убийство активного члена конкурирующей группировки, которую Захаров стал вытеснять с теневого рынка, вынуждая предпринимателей сменить «крышу» и перейти под его криминальное покровительство. В середине мая 2003 года конкурента подкараулили при выходе из кафе навеселе и убили выстрелом в шею. Следующей жертвой стал близкий человек бывшего положенца города Цыбули. Тот нанял киллера, пообещав ему 5 тысяч рублей за убийство Захарова. Но киллер «не промахнулся» – сдал заказчика «жертве», почувствовав за ней будущее. Он даже ружьё, из которого должен был стрелять в Захарова, отдал тому прямо в руки. Так жертва и охотник поменялись местами. Неудачливого заказчика подчинённые Захарова били всем скопом – руками, ногами, арматурой, битой. Через несколько дней парень умер в стационаре из-за тяжёлых травм.

«Так народившееся преступное сообщество упрочило свои позиции, продемонстрировав беспримерную жестокость. К 2003 году, как подтвердилось в ходе исследования доказательств в суде, уже никто не смел оспаривать притязания организации Захарова на власть над Железногорском. Новому преступному сообществу довольно быстро удалось занять лидирующие позиции в криминальной сфере и создать в городе атмосферу страха перед бандитским беспределом», – говорит прокурор отдела гособвинителей прокуратуры области Валентин Люцай.

При этом сам Захаров всегда стремился выглядеть внешне законопослушным гражданином, предпочитал иметь официальное трудоустройство, занимал обычно невысокие руководящие посты – был заместителем начальника ТЭЦ, возглавлял лесопромышленное предприятие, в последнее время числился замдиректора гостиницы «Магнетит». Много времени он проводил в Москве и Новосибирске. В созданной им иерархической системе он осуществлял общее руководство и планирование. Внедрённые им порядок и правила конспирации продолжали действовать всё время существования преступного формирования, то есть вплоть до ноября 2013 года. Правой рукой Захарова все эти годы оставался его друг детства Николай Червов, за которым вскоре на сходке «авторитетов» закрепили почётную в криминальном мире должность положенца района. Прежний смотрящий Цыбуля, опасаясь расправы, покинул регион. Червов охотно принял на себя порученное ему лидером непосредственное руководство организацией, сохраняя свою беспрекословную подчинённость Захарову.

Став полноправным теневым правителем северного края, Захаров позаботился о том, чтобы сплотить команду и эффективно использовать способности каждого для процветания общего предприятия. Дерзкая молодёжь, особо не обременённая моральными принципами, охотно вливалась в бандитские ряды. Иногда для этого юным бандюганам приходилось менять командира. Как это сделал Сергей Кашников по прозвищу Молдаван – склонный к насилию беспредельщик, внушавший жителям города настоящий ужас. Он до поры числился в конкурирующей нижнеилимской группировке, но предпочёл переметнуться под знамёна Захарова, за которым почувствовал будущее. И, главное, сделал это вовремя – его бывший шеф вскоре был убит «при не установленных следствием обстоятельствах».

И всю эту необузданную молодёжь, как и знавших себе цену криминальных авторитетов, Захарову удалось облечь в форму солидного преступного сообщества с чёткими иерархическими связями и жёсткой дисциплиной. В руках у Червова в течение десятилетия находились бразды правления несколькими структурными подразделениями: он руководил костяком ОПГ, который привлёк в своё время ещё Захаров, звеном «старших», пользовавшихся большим авторитетом, обособленным подразделением, занятым скупкой похищенного топлива, а также подразделением поджигателей и группой угонщиков. В структуре значились, кроме того, две чисто молодёжные группировки. Одной из них руководил сам Николай Червов. Но параллельно действовал отряд беспредельщиков под командованием Молдавана, официально именуемый «Молодёжь Кашникова». Своей безудержной жестокостью это подразделение наводило ужас на горожан до 2012 года, когда лидера посадили за убийство двух предпринимателей.

Огнём и мечом

Схему вымогательства денежных средств у предпринимателей Захаров и Червов наметили ещё в 2000 году, когда надумали пойти в рэкет. Их делегат давал коммерсанту понять, чьи интересы представляет, и называл сумму ежемесячного платежа «за возможность осуществлять предпринимательскую деятельность». В основном стороны быстро приходили к согласию, нужда высказывать прямые угрозы наступала не часто. Но находились всё-таки смельчаки, пытавшиеся отстаивать своё право распоряжаться собственными кровно заработанными средствами. Такие случаи заканчивались плачевно: в дело по указанию боссов вступали поджигатели.

Вот лишь несколько из 9 исследованных судом эпизодов. В 2004 году один из коммерсантов, занятых заготовкой леса, отказался платить за «крышу». Тогда салон его «Нивы» облили горючей жидкостью и подожгли. От автомобиля остались одни головёшки, а несговорчивый предприниматель был наказан на 97 680 рублей. В январе 2009 года тряпка-фитиль залетела в окно цветочного магазина «Меркурий», владелица которого возомнила себя независимым бизнесменом. Ущерб составил 288 167 рублей. В начале 2009 года от руководства поступил приказ «прибрать» парикмахерскую «Индиго» и службу такси «Автомиг». Чтобы вынудить предпринимателей платить за «защиту бизнеса», решено было сжечь их имущество. Помещение парикмахерской было повреждено огнём, а один из автомобилей такси сгорел дотла. Среди пострадавших объектов оказались магазины «Родничок» и «Ручеёк». Но самая большая трагедия случилась, когда «в целях воспитания» предпринимателя бандиты подожгли его аптеку, расположенную в здании кинотеатра «Илим». èèè

От фитиля, заброшенного в разбитое окно ООО «Сибфарм», загорелись все соседние помещения – ломбард «Пчёлка», магазин «Агат», сам кинотеатр. В результате непокорный владелец аптеки пострадал на 6,85 миллиона рублей, сгоревшее имущество ломбарда оценено в 81 тысячу рублей, их сосед – индивидуальный предприниматель – лишился добра на 2,7 миллиона рублей, материальный ущерб муниципального образования, потерявшего кинотеатр, составил 12 миллионов. Огонь, направленный бандитской рукой, унёс не только имущество, но и жизнь престарелой женщины – сторожа кинотеатра, чей труп был обнаружен утром на пепелище.

Верну «коня» за полцены

Кражи автомобилей и возврат их владельцам за вознаграждение в начале 2000-х считались одним из самых верных средств пополнения общака. В банде Захарова был один хороший специалист, который мог добраться до приглянувшегося автомобиля, где бы его ни прятали. Фамилию умельца называть не будем, поскольку он, наигравшись в эти криминальные игры, сам принял решение выйти из организации ещё до того, как были задержаны его товарищи по банде. Но через его руки за один только 2003 год успели пройти угнанные прямо из гаражей «Мазда Титан», «Мицубиси Делика», «Тойота Марк 2», «Тойота Чайзер», «Хонда Партнёр», «Тойота Кроун». Были модели и попроще – «ВАЗ», «ГАЗ» и другие.

Схема нелегального автобизнеса никогда не менялась: владельцу предлагали выкупить собственного «коня» примерно за 40 процентов от его реальной стоимости. Как правило, хозяин соглашался. 10 процентов дохода шло в «общак» преступного сообщества – денежный фонд для поддержки собратьев, находящихся в местах лишения свободы, и решения общих вопросов криминального мира. Захаров брал себе с каждой угнанной машины 5 тысяч рублей. Львиная доля дохода доставалась бригаде угонщиков. Она проработала всего один год, пока главный спец не перевёлся на другое направление, связанное с ломом чёрных металлов, а к началу 2008 года он предпочёл совсем сойти с криминальной тропы.

В материалах рассмотренного уголовного дела много свидетельств о внутренних порядках, законах криминальной организации. Возможно, она продержалась так долго ещё и благодаря тому, что Захаров и Червов умело правили своими многочисленными, но такими разными подчинёнными. Известно, к примеру, что в организации осуждались пьянство и наркомания, поощрялись занятия спортом. За выпивку и дурь Захаров мог выгнать из группировки и отобрать имущество. Когда от одного из парней ушла жена, тот начал пить и курить марихуану. И был наказан – у него забрали машину, не давали никакой работы целый год, пока он не взялся за ум. Зато сбыт наркотиков в городе считался нормальным бизнесом, доход от него шёл в «общак» и карманы Захарова и Червова.

До вердикта дожили не все

Александр Захаров правил удалённым от областного центра районом до конца 2013 года. К тому времени давно уж отправились за колючую проволоку все более-менее значимые криминальные структуры региона, не говоря о крупных преступных сообществах. Но до провинциального «Захарьевска» у силовиков очень долго не доходили руки. Зато когда подошёл черёд нижнеилимского ОПС, было арестовано сразу около двух десятков человек, в том числе и сам Захаров, находившийся в то время в Новосибирске. Эта спецоперация по задержанию членов нижнеилимского преступного сообщества стала одной из самых масштабных, в ней приняли участие сотрудники ГУ МВД России не только по Иркутской области, но и по Сибирскому федеральному округу, а также оперативники регионального УФСБ. В ходе обысков у задержанных изъяли оружие и боеприпасы. Материалы уголовного дела составили 140 томов.

Судный день так припозднился, что некоторые бандиты до него просто не дожили. Трое умерли в 2011-2012 годах. Ещё трое добровольно вышли из состава организации, оставили криминальное ремесло и переехали в другие регионы. Многим помогло избежать наказания время – истёк срок давности привлечения к ответственности за совершённые ими преступления. Трое обвиняемых пошли на досудебное соглашение – признали вину и помогли следствию обличить основной костяк преступной организации. Уголовные дела в отношении этой троицы выделены в отдельные производства, и обвинительные приговоры – один условный, два с реальным лишением свободы, но не на длительные сроки – прозвучали раньше. В результате на скамье подсудимых оказались 16 человек: 8 из них во время следствия находились под стражей, остальные – под подпиской о невыезде. А к дню оглашения приговора число подсудимых сократилось ещё на двух человек – им тоже помог истёкший срок давности совершённых преступлений.

Но главные фигуранты уголовного дела приговорены к длительному заключению. Александр Захаров и Николай Червов признаны виновными в создании многоуровневого преступного сообщества со структурными подразделениями и чёткой координацией действий, а также в совершении в рамках этого сообщества 9 умышленных уничтожений чужого имущества, 19 вымогательств, 9 краж, а также убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом по неосторожности. Областной суд назначил каждому из них 21 год строгого режима, штраф в размере одного миллиона рублей и ограничение свободы на два года после отбытия наказания. Дольше, чем они, просидит только Сергей Кашников, который уже имеет неотбытую судимость за убийства. А теперь ему придётся ответить ещё по ч. 1 ст. 210 – за руководство входящим в преступное сообщество структурным подразделением, а также за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего со смертельным исходом, пять вымогательств и несколько краж. Итог – 24 года строгого режима, штраф – один миллион рублей, два года ограничения свободы. Остальные члены ОПГ в зависимости от роли и степени своего участия в преступлениях получили реальные сроки лишения свободы – от 2,5 года до 12 лет. Двоих преступников, находившихся под подпиской о невыезде, приговорили к 5 и 4 годам колонии и взяли под стражу в зале суда. Зато с четверых, которые были под стражей, наручники, наоборот, сняли, когда выводил из «клеток», – им вынесено условное наказание.

Прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Валентин Люцай считает, что все преступники понесли заслуженные наказания. «В суде была проведена огромная работа: все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела, исследованы полно, объективно и всесторонне в условиях состязательности процесса. Доказательства согласуются между собой и в совокупности позволяют установить единую целостную картину по каждому эпизоду преступной деятельности».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры