издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ряд Фурье

На улице в центре Иркутска добавили пространства пешеходам, локально сузив проезжую часть

Один ряд движения для машин, размеченные парковочные места по обе стороны проезжей части, расширенный тротуар с квадратными «треугольниками видимости» у пешеходных переходов и велодорожка. Так будет выглядеть улица Фурье по завершении ремонта, который проводится в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В администрации Иркутска подчёркивают, что проект составляли с оглядкой на градостроительные правила, методические рекомендации Минтранса России и передовой опыт других городов страны.

Приведение в нормативное состояние дорожной сети городских агломераций, сокращение количества мест концентрации ДТП и оптимизация транспортных потоков. Таковы, если цитировать дословно, цели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассчитанного на 2019–2024 годы. Только в Иркутске и только в 2020 году по нему ремонтируют 19 участков дорог общей протяжённостью 23 км. Один из них – односторонняя улица Фурье, которую начали реконструировать 9 мая и закончат в ближайшие дни. «Техническое состояние автомобильной дороги оценивалось как неудовлетворительное, она требовала восстановления», – отмечают в администрации Иркутска. То же можно было сказать и о тротуарах по обе стороны проезжей части. Их, к слову, полностью заасфальтировали.

Все работы на улице Фурье обойдутся в 19 млн рублей. Выполняет их ООО «СПМК», учредителями которого являются Людмила и Дмитрий Красноштановы. Получить комментарии от представителей компании нам так и не удалось, поэтому для рассказа о проектных и технических решениях, которые были использованы при ремонте улицы, придётся воспользоваться ответом городской администрации на запрос газеты.

Правило треугольника

При разработке проекта во главу угла поставили соображения безопасности и комфорта пешеходов. В мэрии отмечают, что опирались на успешный опыт других городов России и «Методы успокоения движения» – официальные рекомендации Министерства транспорта России. Использованные в результате решения сложно назвать привычными или бесспорными. Мнения иркутян в соцсетях разделились от мрачного «это какой-то кошмар» до восторженного «это первая за очень долгое время грамотно спроектированная улица». Нейтральным можно считать замечание одного из пользователей «ВКонтакте»: «Не делают – плохо, делают – тоже плохо».

Как делают – второй вопрос. Первое, на что обращаешь внимание, когда сворачиваешь с улицы Карла Маркса на Фурье, – расширение тротуара по правой стороне у пешеходного перехода. Из-за этого проезжая часть теперь может вместить максимум два ряда движения. На участке в центре улицы в 4-5 метров длиной дорога с двух сторон заужена до одной полосы, через которую проложена ещё одна «зебра». Так выглядит «треугольник видимости», сделанный в соответствии с одним из пунктов свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Таким же образом дорога заужена с обеих сторон перед перекрёстком с улицей Дзержинского.

Упомянутый свод правил жёстко регламентирует размеры сторон «треугольника видимости». В местах пересечения транспортных потоков при скорости движения 40 км/ч они должны превышать 25 м, 60 км/ч – 40 м. Вблизи пешеходных переходов размеры прямоугольного «треугольника видимости» составляют 8 на 40 м при скорости движения машин 25 км/ч и 10 на 50 м при скорости 40 км/ч. Кроме того, существует свод правил «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования», по которому на улицах местного значения в торгово-деловых и общественных зонах допускается стоянка автомобилей с учётом устройства парковочных карманов. «Для обеспечения комфорта и безопасности пешеходов, упорядочивания парковки и обеспечения соблюдения водителями безопасной скорости при переезде пешеходных переходов количество полос на улице Фурье были приведено в соответствие с фактическим состоянием: сокращено с двух до одной с организацией параллельной парковки в карманах, – добавляют в городской администрации. – Указанное заужение не касается фактической проезжей части и используется для обозначения границ карманов, после которых стоянка транспортных средств запрещена. Оно не влияет на пропускную способность улицы и способствует сохранению безопасной скорости движения».

С правилами парковки всё очевидно: согласно ПДД, остановка запрещена на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними, а также на пересечении проезжих частей и ближе пяти метров от края пересекаемой проезжей части. В этом смысле обустройство «треугольника видимости» у перехода в центре улицы выглядит оправданным и логичным шагом. Однако «бутылочное горлышко» перед перекрёстком с Дзержинского не ограничивается пятью метрами, а тянется на все двадцать. То есть «съеденными» оказались от четырёх до шести «легальных» парковочных мест, которые можно было бы организовать без ущерба для пешеходов.

Расставить по карманам

Разгадка кроется в знаке, обозначающем начало велосипедной дорожки. Тем же объясняется расширение тротуара, на котором теперь объединят потоки пешеходов и велосипедистов. Отдельная дорожка для последних, правда, с обеих сторон упирается в две загруженные городские магистрали. Но ширина проезжей части на Карла Маркса и Дзержинского, если строго придерживаться правил дорожного движения, достаточна для того, чтобы вместить и велосипедистов.

На Фурье её сузят незначительно, оставив карманы для парковки машин по всей длине улицы. Согласно проекту, на ней разметят 110 парковочных мест – по 55 на каждой стороне улицы. «До проведения ремонта они не были размечены, – констатируют в мэрии. – Отмечались массовые нарушения правил парковки: несоблюдение водителями требований параллельной парковки, парковка на тротуарах, парковка вблизи пяти метров от перекрёстка». Есть опасение, что обустройство специальных карманов не остановит тех водителей, которые при отсутствии места у обочины дороги запросто блокируют выезды из дворов и пересечения проезжих частей, а то и громоздят машины на тротуарах. Особенно при наличии пологих пандусов у пешеходных переходов и выездов из прилегающих дворов.

Конечно, на культуру вождения проектировщики и дорожные строители повлиять не могут. Но есть вопросы и к тому, как организована их работа. К примеру, отказ сделать приямки у старых домов на Фурье, которые уже «вросли» в землю по окна первых этажей. Из характерных для центра города проблем остаётся ливневая канализация, которая в сильные дожди не справляется с отводом воды. Примеры – первые дни июля 2012 и 2018 годов. Система отвода воды, созданная ещё в советские времена и частично разрушившаяся, в обоих случаях не сработала так, как должна была, а восемь лет назад канализация на Карла Маркса была перекрыта из-за ремонта. «На улице Фурье существует система ливневой канализации, – возражают в администрации Иркутска. – Во время ремонта будет организована её замена и реализован способ поверхностного отвода воды».

Увидеть её в действии можно будет после завершения работ. Качество укладки дорожного полотна, по которому асимметрично разбросаны канализационные люки, тоже станет очевидным через какое-то время. В мэрии сообщают, что гарантийные обязательства на все объекты, которые восстанавливаются по национальному проекту, длятся четыре года. Кстати, в качестве одной из задач «Безопасных и качественных автомобильных дорог» федеральные власти регламентируют «переключение перевозок пассажиров на общественный транспорт». Возможно, этим и объясняется проект реконструкции улицы Фурье, по которому сужено пространство для личных машин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры