издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мы болеем потому что больна природа

Мы
болеем потому что больна природа

Георгий КУЗНЕЦОВ,
"Восточно-Сибирская правда"

В
минувший вторник сёла Малое и
Большое Голоустные встречали
группу необычных гостей. Из
областного центра сюда приехали
педагоги высшей квалификации,
представители главного управления
общего и профессионального
образования администрации
Иркутской области, областной
станции юннатов, комитета
природных ресурсов по Иркутской
области, администрации Иркутского
района, экологи, пресса… Люди очень
разные, но объединенные общей
целью, общим стремлением нащупать,
найти и возродить на практике
утраченные пути гармонизации
отношений человека со своей
прародительницей —
Природой-матушкой.

Так уж
получилось, что зарубежные
природоохранные организации и
фонды, помогающие России
преодолеть экологический (может
быть, правильнее сказать
эколого-социальный) кризис,
определили водосборный бассейн
реки Голоустной, включая
расположенные здесь села, в
качестве модельной территории для
отработки идей, больших и малых
проектов, направленных на
гармонизацию отношений людей и
природы. Когда-то, еще в первой
половине девяностых годов, здесь
работали американцы. Они, насколько
помню, изучали возможности
рационального использования
земель для обеспечения устойчивого
развития Байкальского региона.
Потом немцы занимались ландшафтным
планированием. В настоящее время
здесь на различных этапах
реализации находится, пожалуй, не
менее десятка проектов,
финансируемых за счет средств
Глобального экологического фонда
(ГЭФ). Несмотря на внешнюю
непохожесть, в комплексе они все
направлены на достижение единой
цели и представляют собой элементы
одного большого проекта ГЭФ —
"Сохранение биологического
разнообразия РФ". В связи с
особым значением Байкала из
общероссийского проекта выделен в
самостоятельную часть специальный
"Байкальский компонент", в
рамках которого и ведется эта
работа.

На модельной
территории идеи, оформленные в виде
локальных проектов, обкатываются
на практике, уточняются,
совершенствуются и, в зависимости
от полученных результатов,
рекомендуются или не рекомендуются
для широкого распространения по
территории всего Байкальского
региона, всей России.

Экологическими
викторинами и олимпиадами, проведёнными
в школах поселков Малое и Большое
Голоустные приехавшими
"гостями", начат первый этап
практической реализации здесь
очередного проекта "Программа
экологического образования",
разработанного временным
творческим коллективом Иркутского
областного совета Всероссийского
общества охраны природы. Главным же
событием, думаю, стал "круглый
стол", проведённый в Большом
Голоустном.

Об общей
заинтересованности в разработке
программы экологического
образования говорит хотя бы тот
факт, что для участия в работе
"круглого стола" в Большое
Голоустное приехал практически
весь педагогический коллектив
Малоголоустненской школы. Прервал
свой отпуск и принял активное
участие в обсуждении проблемы
глава поселковой администрации
Василий Мишуков. Пришли (и приехали)
работники детских садов, библиотек,
домов досуга. Отложили текущие дела
руководители Голоустненского
лесхоза и местного лесничества
Прибайкальского национального
парка.

Разговор,
несмотря на профессиональную
"разношёрстность"
собравшихся, получился, к
некоторому моему удивлению, общим,
цельным и по-настоящему
заинтересованным. Его лейтмотивом
была проблема организации
своеобразного экологического
"ликбеза" — непрерывного и (это
подчеркивалось особо) обязательно
всеобщего экологического
образования и воспитания, не только
детей, но и их родителей.

Профессор
Елена Дзятковская, доктор
педагогических наук, заведующая
лабораторией Института повышения
квалификации работников
образования, призналась, что работа
в этом направлении, начатая в пик
"моды на экологизацию
образования", не принесла
ожидаемых результатов прежде всего
по причине фрагментарности тех
попыток, может быть, в связи с
отсутствием ясной цели. Ошибка
заключалась и в однобоком
стремлении дать детям максимум
объективных знаний, упуская из
внимания духовную составляющую
личности. А в результате, по ее
словам, сложилась ситуация, когда
ребенок может превосходно ответить
урок о том, как надо любить природу,
может даже "выжать слезу" из
преподавателя, а, получив пятерку с
плюсом, выйти из стен школы и…
запустить камнем в сидящую на ветке
птицу.

— Не одни
только знания определяют стиль
поведения человека и тем более
стиль его мышления, — утверждает Е.
Дзятковская. — Ценности, в том числе
и экологические, усваиваются
прежде всего на уровне чувств,
эмоций. Они формируются не только
разумом, но и сердечком ребенка.
Наши "проколы" заключались и в
том, что до сих пор главным, по сути
— единственным объектом
экологического воспитания мы
видели только ребёнка, хоть и знаем
прекрасно, что основы его отношения
к окружающему миру закладываются в
семье. Именно в семье формируются
система духовных ценностей ребёнка,
его мировоззрение. А мы забыли про
родителей. Не обращали внимания,
что система ценностей, формируемая
в школе, иногда противоречит той,
что прививают ребёнку в семье.
Отсюда внутренний психологический
конфликт формирующегося характера.
Ребёнок начинает лавировать,
пытается жить по двойным
стандартам: в школе, в обществе он
один, дома — совсем другой.

Разговор за
"круглым столом" не был
регламентирован строгими
временными рамками и списками
выступающих, а потому получился
неспешным, обстоятельным и, на мой
взгляд, искренним. Это первый
"круглый стол" участников
данного проекта ГЭФ. Он не
предполагал принятия каких-то
конкретных, документально
оформленных решений. Люди
знакомились друг с другом, сверяли
точки зрения, оценивали свои личные
и коллективные силы, искали пути и
возможности для решения общей
проблемы, общей беды. Под бедой я
подразумеваю уже не проблемы
экологического образования и
воспитания, а проблему физического
выживания, которая возникла как раз
вследствие недостаточной
экологичности современного
общественного сознания, вследствие
утраты гармонии в отношениях
человека и окружающей его природы.

Е.
Дзятковская именно в этом видит
истоки нарастающих
демографических проблем, которые в
Прибайкалье оказались даже более
острыми, чем в среднем по России.
Она убеждена, что человечество не
может быть здоровым, если больна
природа, потому что люди — это часть
природы. По ее данным, 45 процентов
сегодняшних
пятнадцати-шестнадцатилетних
подростков, прежде всего мальчиков,
не доживут даже до пенсии.

— Очень остро
стоит и проблема психического
здоровья подрастающего поколения,
— рассказывает Е. Дзятковская. —
Сегодня два процента детей стоят на
учете в психиатрических клиниках и
диспансерах! Мы удивляемся учебным
затруднениям наших детей и часто
объясняем это их ленью. Но на самом
деле более 78 процентов школьников
имеют проблемы психического
порядка, связанные с усвоением и
анализом получаемой информации.
Они стараются, но у них не
получается. Низкими оценками они
расплачиваются не за собственную
лень, а за мамины проблемы
вынашивания, за сложные роды.

Проблемы
социального здоровья общества,
бешеный рост наркомании,
алкоголизация молодежи — это, по
мнению Елены Николаевны, тоже
отражение болезни нашей природы…

В течение
ближайших полутора лет, по словам
заслуженного эколога РФ Веры
Шленовой, председателя президиума
Иркутского областного совета
Всероссийского общества охраны
природы, временному творческому
коллективу исполнителей этого
проекта предстоит очень напряжённая
работа. Здесь, на модельной
территории, будут нарабатываться и
проверяться практикой методики и
рекомендации по формам, содержанию
и методам образовательной и
воспитательной работы с разными
группами населения. По результатам
непрерывного анализа
промежуточных результатов в
разрабатываемую программу будут
вноситься необходимые изменения,
корректировки, чтобы в будущем году
полученный опыт можно было бы
распространить по всей области.

— За полтора
года, конечно же, невозможно
сформировать новое, более
экологичное, чем сегодня,
общественное сознание, — говорит В.
Шленова. — Но мы и не ставим своей
целью "накормить голодного
рыбой. Мы хотим дать ему удочку".
Цель проекта — создать с помощью
местного населения
саморазвивающуюся систему
непрерывного экологического
образования. Встреча за "круглым
столом" показала, что это
возможно, потому что этого хочет
само население.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры