издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зеркало» для талантов

  • Автор: Ирина БУШУЕВА

Добрым стимулом для развития любительских театров Приангарья является фестивальное движение, проводимое областным Центром народного творчества и досуга. Так родилась ещё одна замечательная традиция - весенние встречи любительских театров северной зоны, именуемые театральными съездами.

С самого начала было решено, что друзья-театры по очереди будут принимать гостей у себя. В 2007 году выпала очередь посёлка Магистральный (Казачинско-Ленский район), богатого театральными традициями ещё со времён строительства БАМа. Хозяином и организатором съезда на этот раз стал замечательный домашний театр «Приют комедиантов» под руководством Галины Пальчик.

Итак, в Магистральном вновь встретились театры «Песочные часы» (пос. Чуна), «Зеркало» (г. Железногорск), «Приют комедиантов». К сожалению, не смог в полной мере принять участие в съезде театр «Современник» (пос. Магистральный), но его представители были желанными гостями на театральном празднике и наравне с другими получили поздравления и памятные подарки от организаторов встречи, администрации пос. Магистральный, спонсоров.

После торжественного открытия последовал просмотр спектаклей. Всего на афише их было четыре: два от «Приюта комедиантов» и два из Чуны и Железногорска.

Начну со спектаклей госте-приимных хозяев, обрамлявших программу творческой встречи.

Зная театр «Приют комедиантов» много лет, не перестаёшь удивляться чрезвычайно доброй и жизнеутверждающей атмосфере, царящей в его пенатах. Подъезд обыкновенного дома превращён в настоящее театральное фойе, от невероятного количества стульчиков, нарисованных на его стенах гостями и друзьями «Приюта», невозможно оторвать глаз — они нарисованы с такой теплотой, что каждый из них становится источником чистейшей положительной энергии.

А вот и уютный маленький зал, в котором происходит «Рождение» — именно так называется спектакль по пьесе А. Слановского, именно над этой тайной предлагает задуматься театр зрителю. И в какой-то момент, следя за перипетиями сюжета, посмеиваясь над незадачливыми персонажами, вдруг начинаешь понимать: то, что происходит на сцене (а значит, и в жизни тоже!), недопустимо по отношению к маленькому человеку, жизнь которого едва зародилась. Эта мысль буквально пронзает и не отпускает уже до самого финала. Что же мы творим? Почему так бессовестно и безответственно относимся к величайшему из таинств — рождению? Почему в период вынашивания младенца позволяем себе заботиться о чём угодно, только не о нём самом?

И права Галина Пальчик, поспорив с автором пьесы, по воле которого мы знакомимся с персонажем по имени Плод, доверив эту роль не 40-летнему мужчине, как заявлено у Слановского, а 11-летнему мальчику, по сути — ребёнку. И пусть иногда коробило от не совсем детского, увы, сленгового лексикона этого героя, всё работало на главную мысль: ребёнок не только курит и пьёт вместе с матерью, он уже в утробе учится говорить, и именно от нас зависит, какими будут слова, которые он выучит первыми.

И незабываемая хрупкость воздушных шариков — придерживаемых будущими мамами «животов» (великолепный образ, найденный режиссёром) — также неутомимо и убедительно работает на сверхзадачу спектакля.

А несколько позже мы попали под обаяние философской сказки Экзюпери «Маленький принц» — композицию по ней исполнили самые младшие актёры «Приюта». Очарование бессмертного произведения французского лётчика органично сплелось с обаянием детства — спектакль получился очень искренним и трогательным.

«Песочные часы» привезли премьеру — спектакль по пьесе А. Максимова «Ангелы». Гости из Чуны представили зрителю непростую историю взаимоотношений людей, оказавшихся перед выбором: нужно ли жертвовать свободой ради любви? Что предпочесть — привычный уклад одиночества или попытки ужиться с тем, кто стал дорог? Фантасмагория спектакля весьма символична: главный герой — могильщик, спасший похороненную по ошибке девушку, заснувшую летаргическим сном. Именно он в итоге предпочитает беседы со старыми лопатами, каждая из которых — особая веха в его жизни. Невольно напрашивается вопрос: а не становимся ли мы сами могильщиками собственного счастья, боясь оторваться от прошлого и открыть свою душу ветру перемен? Тонкая психологическая игра семейного актёрского дуэта Ларисы и Ивана Козловых, выстроенная на полутонах режиссёром Лирой Барановой, завораживает так, что порой происходящее кажется сном.

Железногорское «Зеркало» тоже привезло в Магистральный премьеру — неоднозначный спектакль по пьесе Н. Птушкиной «Мало секса». В самом названии уже кроется некий риск: одних оно может отпугнуть, других — обмануть, ведь большинство заостряют внимание на втором слове, пропуская первое. А секса в спектакле действительно мало, зато много разговоров о нём, вернее, о том, какое место занимает он во взаимоотношениях современных мужчин и женщин. И спорят между собой героини — скромница Елена и продвинутая Виктория, и пытаются понять самих себя их мужья Эдуард и Олег, и всё это замешано на иронии, порой доходящей до сарказма, пародии, а порой — на неподдельной тоске по настоящим чувствам: любви, уважению, благородству, самоотверженности. И хотя зал периодически взрывался смехом, а отдельные эпизоды шли под несмолкающие аплодисменты, каждый из зрителей всё же задумался о чём-то своём, сокровенном, таком, что и близкому другу не всегда поведаешь. И где найти ответ на вечные вопросы-спутники «Кто виноват?» и «Что делать?».

После просмотра спектаклей радушные хозяева пригласили гостей на турбазу «Талая», где прошёл ещё один день съезда — день отдыха и обмена впечатлениями, с экскурсией к минеральным источникам, катанием с горки, баней и шашлыками. Хозяева провожали гостей уже поздней ночью, все устали, но были безмерно счастливы тем, что встреча состоялась, что очередному, четвёртому, съезду непременно быть. Без таких событий уже невозможно представить себе жизнь наших любительских театров.

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Рождение»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры