издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работать с людьми, работать для людей

Беседа политического обозревателя Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— Борис Александрович, в конце минувшего года
Законодательное собрание приняло закон о бюджете на
2004 год. Это базовый документ, который определяет
логику нашей жизни в наступившем году. Мне бы
хотелось получить от вас как руководителя области
и как экономиста комментарий к этому документу.

— Бюджет любой территории, будь то страна или
регион, город или район, — это в первую очередь
инструмент, с помощью которого власть может
проводить свою политику. Если бюджет хорошо
наполнен средствами, тогда и уверенность у власти
есть, и граждане видят, что власть эффективна в
реализации тех или иных начинаний.

Бюджет 2004
г. мало чем отличается по качеству от бюджета 2003
г. Он направлен на решение глубоких социальных
задач, в первую очередь — обеспечение доходов сотен
тысяч жителей Иркутской области, которые работают в
бюджетной сфере. Мы — крупные работодатели, и поэтому
12,5 млрд., почти 60% бюджета, будет израсходовано на
сохранение рабочих мест, заработную плату, выплату
налогов в бюджеты всех уровней. Это одна компонента.

Во-вторых, мы не должны закрывать глаза на то, что у
нас значительная часть органов местного
самоуправления в экономическом плане слаборазвита
и, по сути дела, находится на обеспечении областного
бюджета по широкому кругу проблем. Тут важно найти
баланс, чтобы слабые звенья системы были
заинтересованы в повышении эффективности своей
экономической деятельности. С другой стороны, те
территории, которые сегодня стабильны в бюджетном
отношении, должны поддерживать и
наращивать свой потенциал.

Эта тема всегда является
острой. Когда мы рассматриваем бюджет, одни
территории просят денег, другие не хотят отдавать.
Каждый раз по этому вопросу идет острая полемика. Но
я считаю, что сегодня мы нашли алгоритмы, которые
позволили учесть интересы всех участников
межбюджетных отношений.

Хочу подчеркнуть, что бюджет
полностью ориентирован на социальную работу,
обеспечение того набора услуг, которые потребны
каждому человеку независимо от возраста. Это
образование, здравоохранение, услуги
жилищно-коммунальных организаций, общественный
порядок, санитарное состояние городов и поселков.
Разработаны целевые программы,
направленные на лечение серьезных болезней общества.
Предусмотрены средства на борьбу с наркоманией,
повышение защищенности медперсонала от
внутрибольничных инфекций. Каждый год мы стараемся
выбрать приоритеты, потому что проблем много, а
ресурсы всегда ограничены. Мы стараемся каждый
бюджетный рубль наиболее эффективно
использовать в интересах людей. При
этом очень важно адаптировать всю нашу бюджетную
систему к новым рыночным условиям. Люди хотят
повышения качества услуг, они не удовлетворены
состоянием образования, здравоохранения, ЖКХ. Решение
этих проблем важно трансформировать под рыночные
условия.

Например, программа обязательного медицинского
страхования обеспечивает людям гарантированное
получение лечебной помощи и в то же время
предусматривает для медицинских учреждений
возможность зарабатывать, предоставляя
дополнительный набор медицинских услуг. При этом
главная задача комитета здравоохранения — допускать
на рынок медицинских услуг только подготовленные
медицинские кадры и лечебные учреждения.

То же самое можно сказать об образовании и
жилищно-коммунальной сфере. Принципиально важна
жилищно-коммунальная сфера. И поэтому мы говорим не
о системе повышения тарифов, а о том, чтобы
модернизировать ЖКХ с
учетом рыночных условий. В первую очередь это
задача органов местного самоуправления. Мы в
правовом плане создали условия для этой работы,
надеемся, что органы местного самоуправления под
контролем органов государственной власти обеспечат
модернизацию ЖКХ.

— Борис Александрович, вы отметили необходимость
развития территории, которые экономически не в
состоянии самореализоваться, им нужна помощь на
региональном бюджетном уровне. Возникает проблема
контроля за использованием средств. Важно ведь
обеспечить расходование средств с учетом тех
социальных приоритетов, о которых вы говорили.
Какова роль в этом процессе органов местного
самоуправления?

— Реформа органов местного самоуправления, которая
началась в стране, как раз и направлена на более
активное участие граждан в решении вопросов
социального развития территорий. В связи с этим
очень важно, чтобы в результате выборов к власти
пришли подготовленные, компетентные люди. Они должны
хорошо разбираться в экономике, бюджетных проблемах.
К сожалению, в этом есть большое количество изъянов.
Не все руководители территорий, депутаты отвечают
этим требованиям. Поэтому после выборов идет
болезненный процесс обучения на ходу, овладения
элементарными знаниями по вопросам развития
городского или районного хозяйства.

В первую очередь надо избавляться от популизма. У
нас в Законодательном собрании популизм
немалый. Сгорела в Эдучанке школа. Никто не пытается
выяснить, почему она сгорела или почему
несвоевременно ремонтировалась. Власть региональная
должна понуждать местную власть быть эффективной. И
не поощрять неэффективную деятельность.

— Борис Александрович, кстати, как решена проблема
обучения ребятишек из Эдучанской школы?

— Сейчас мы выделили средства, я договорился с
руководством компании «Илим Палп Энтерпрайз».
Половину средств они выделяют для того, чтобы мы эту
проблему урегулировали.

— Вернемся к вопросу об ответственности в более
широком смысле. Какие пути вы видите для поддержания
порядка, обеспечения стабильности?

— Наше российское разгильдяйство по сути
сформировано системой безответственности, сложившейся
в обществе. У нас все граждане помнят о своих
правах, но абсолютное большинство забывает о своих
обязанностях. А права и обязанности — вещи
взаимосвязанные и должны сосуществовать друг с
другом неразрывно. Общество должно быть
заинтересовано в формировании у своих граждан
высокой степени ответственности, и только тогда мы
можем двигаться вперед.

В работе местного самоуправления
еще очень много неэффективного, но мы сейчас, на
мой взгляд, имеем тенденцию к оздоровлению ситуации.
Я убежден, что жители должны оказывать содействие
власти в реализации возложенных на нее полномочий, а
не находиться в качестве наблюдателей. Реформа
местного самоуправления способна обеспечить более
эффективное участие жителей в судьбе города или
района. Общественное самоуправление надо возрождать,
оно способно оказывать содействие быстрейшему
разрешению вопросов социального развития, в то же
время повышая ответственность и контроль.

Сегодня все, что связано с местными бюджетами, должно
находиться под контролем городских и районных Дум.
Региональная власть имеет право контролировать
только те деньги, которые она передает нижестоящему
бюджету для реализации тех или иных задач.
В свою очередь, федеральная власть заботится о правильном
расходовании федеральных денег.
Недавно Счетная палата России проверяла средства,
выделенные области из федерального бюджета на
развитие агропромышленного комплекса, охотничьего
хозяйства, ветеринарной службы. Право федеральной
власти — контролировать эффективное, целевое
использование средств. Задача региональной — не
допустить злоупотреблений на своем уровне. Во всем
остальном контроль должен быть налажен местной
представительной властью и населением.

— Борис Александрович, совсем недавно жители
Иркутской области избрали своих представителей в
нижнюю палату Федерального Собрания. В какой степени
вы удовлетворены уровнем межбюджетных отношений,
какова формула взаимодействия с бюджетными органами
РФ? Что можно сказать об уровне отношений области с
федеральным парламентом и с депутатами Госдумы?

— Безусловно, отладить систему взаимоотношений с
федеральным уровнем для региональной власти и для
местной власти — задача сверхважная, состоящая в том,
чтобы все наши потребности были учтены в
совокупности с национальными интересами страны. Я
провел встречу со всеми избранными депутатами
Госдумы, и мы планируем вновь встретиться, чтобы
правильно выстроить приоритеты на 2004 и последующие
годы. Сейчас идет формирование бюджета на 2005 год.
Правильно подать сигнал в федеральный центр о наших
нуждах, защитить наши потребности — важнейшая
задача. Средства, которые уже есть у нас на
территории, мы знаем, как распределить. А дальнейшее
взаимодействие с центром в этом направлении
зависит от уровня отношений
региональной власти с депутатами Госдумы.

По межбюджетным отношениям я могу сказать: вряд ли
наступит такой день, когда все участники этого
процесса скажут, что межбюджетные отношения идеальны.
Противоречия никогда не будут разрешены в полной
мере. Это всегда конфликт интересов.
Президент понимает, что существует определенный
«перелив» в
сторону федерального бюджета, но он таким образом
решил многие задачи. Он систематизировал работу в
государстве, мы сегодня без всяких потрясений
рассчитываемся с долгами предыдущих лет и проводим
достаточно эффективно внешнюю и внутреннюю политику.
Из кризиса мы выбрались, и теперь есть возможность
побольше оставить на местном уровне, для того чтобы
сделать работу местной власти более эффективной.
Естественно, этот процесс требует правового
регулирования, системных консультаций разного
уровня, чтобы отстроить механизм с меньшими
ошибками.

— Спасибо за беседу. В феврале мы снова встретимся
и будем говорить о главном.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры