издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иван Казимиренок: Энергетический потенциал нужно использовать по максимуму

  • Автор: Беседовал Александр АНТОНЕНКО

Увидеть, оценить, использовать -- таковы главные задачи иркутского филиала Управления по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения, созданного Минпромэнерго и Федеральным агентством по энергетике в апреле нынешнего года. О том, что удалось сделать за это время, планах на будущее рассказывает в беседе с нашим корреспондентом руководитель филиала Иван КАЗИМИРЕНОК.

— Иван Павлович, вы какое-то время не работали на
рынке контроля за нефтепродуктами в связи с различными
реформами и упразднениями. Что увидели,
когда вновь вернулись на эту стезю?

— Насколько мы были необходимы предприятиям и
потребителям. Прежде всего, страдал вопрос качества. Не
секрет, что нефтепродукты (бензин, дизтопливо, масла),
произведенные в заводских условиях, а также фирмами и
частными предпринимателями на собственных нефтескладах
и хранимые на оптовых нефтебазах и складах ГСМ,
подлежат обязательной сертификации. Имеешь, скажем,
четыре вида продукции — надо иметь на них сертификаты,
подтверждающие качество. А еще ежемесячно нужно
сдавать продукцию на анализы независимым лабораториям,
которые имеются в Иркутске, Братске, Тулуне,
Усть-Куте. Лаборатория по итогам проведенного анализа
выдаст паспорт качества, который действителен в
течение одного месяца.

— Такая система удовлетворяет честных и порядочных
предпринимателей, компании, занимающиеся розничной
торговлей ГСМ. Но не все же у нас такие?

— Вы правы, не все. Отклонения от ГОСТов и стандартов
наблюдаются в пределах 5-10% от общего количества
взятых с автозаправок проб. Встречались и такие, которые
сдавали свою продукцию на анализ раз в три месяца или
только один-два вида из реализуемых четырех, остальные
продавали так. Почему? Дешевле, платить не надо
лабораториям за анализы. Были и такие, которые по 2-3
месяца держали паспорта качества без указания срока
анализа продукта. Паспорт в «Уголке покупателя»
наличествует, а когда сделан анализ, не указано.
Имеются факты порчи бензина и дизельного топлива,
попытки их поддельного изготовления и смешивания,
завоза нестандартного топлива из других регионов.

Но все это исключения из правил. Контролем на
территории Приангарья охвачено 90% АЗС. Практика
показывает, что ситуация с качеством реализуемых на
территории области нефтепродуктов остается
стабильной. А флагманом стабильности является ЗАО
«Иркутскнефтепродукт», у которого все АЗС ежемесячно и
по всем видам топлива сдают анализы. Они пошли даже
дальше своих конкурентов: отбор проб на заправочных
станциях осуществляют сотрудники лаборатории ООО «ИТЦ»
самостоятельно, без участия работников АЗС. Больше
того, к отбору проб с АЗС привлечены сотрудники службы
безопасности ЗАО, которые раз в месяц проводят
внеплановые проверки самостоятельно. Применение
современных технологий позволило также значительно
улучшить экологическую ситуацию вокруг автозаправочных
станций. Весь этот комплекс и есть уважение к клиенту,
автомобилисту. Не случайно имидж фирмы изо дня в день
растет, а на заправках — очереди за бензином.

В этом же направлении могли бы работать и такие фирмы
и компании, как ООО «Парламент-А», «Нью-Лен-Ойл»,
«Крайс-Нефть», другие ведущие предприниматели в сфере
нефтепродуктообеспечения. Кстати, на заправках
Красноярска, Бурятии, Читинской области ничего
подобного вы не встретите.

— Качеством продукции, наверное, прежде всего грешат
передвижные заправки на дорогах? Неужто у нас не
хватает АЗС?

— Сегодня на территории Приангарья розничной
торговлей ГСМ занято 360 АЗС, из них 35 на территории
Усть-Ордынского округа. Только за 2004-2005 годы
введено в эксплуатацию и реконструировано более 50
заправок. Причем более 30 из них — АЗК
(автозаправочные комплексы), оснащенные современными
топливораздаточными колонками как отечественного, так
и импортного производства.

На реконструированных и построенных новых АЗК
изменилась и обстановка по обслуживанию клиентов.
Здесь созданы все условия для работы АЗС,
обслуживающий персонал одет в специальную форму с
логотипами фирмы. Выросла культура обслуживания:
встречают с улыбкой, приветствуют, а прощаясь, желают
приятной дороги, приглашают приезжать еще и еще.

Казалось бы, зачем нам держать передвижки, которые
неизвестно где и неизвестно какое берут и реализуют
горючее? Как правило, места стоянок подобных АЗС не
оборудованы подъездными путями, нет поддонов на
случай розлива нефтепродуктов, отсутствует заземление,
приборы учета, как правило, не проверены на точность
отпуска, паспортов качества нет, имеющиеся накладные
неизвестно кем и когда подписаны…

Зададимся вопросом: нужны ли эти передвижки? В
последние годы построенно 100 новых АЗС и АЗК, но
количество передвижных заправочных не только не
уменьшилось, а наоборот — возросло. На выезде из
Ново-Ленино в Ангарск построено шесть новых АЗС, и
здесь же стоят шесть автомобилей-передвижек. Та же
ситуация по Качугскому тракту.

Уверен, что время передвижных АЗС ушло и их необходимо
закрывать по всем городам области путем расторжения
договоров аренды земли под их стоянку. Так, как это
сделал г.Иркутск. Чем быстрее это сделаем, тем меньше
будем иметь нареканий на качество топлива, тем меньше
будет криминала в этом виде бизнеса.

— А каково техническое состояние объектов ТЭК,
насколько они соответствуют требованиям нормативных
документов?

— Признаться, до нашего прихода они тоже были
подзапущены. Нами обследовано более 60 организаций и
индивидуальных предпринимателей, связанных
с нефтепродуктами, сделан анализ соответствия
монтажа оборудования и трубопроводов, средств учета и
измерений, проанализированы безопасность объектов,
снижение экологического загрязнения, качество
подготовки персонала и др. При этом рекомендованы
мероприятия, выполнение которых позволяет значительно
снизить потери. К примеру, своевременное обслуживание
и сезонная проверка емкостных дыхательных клапанов на
срабатывание позволит сберечь более 2% топлива от
реализуемого за год. По нашим предложениям выполнены
технические обследования и дефектоскопия 50
резервуаров для хранения нефтепродуктов. Из них
пять выведены из эксплуатации как не соответствующие
установленным требованиям. Проведены обучение и
аттестация более 150 человек обслуживающего персонала
АЗС.

— Иван Павлович, говорят, вы активно включились в
обследование объектов жилищно-коммунальной сферы,
которой сегодня так озабочены региональные власти.

— Есть такое. Филиалом совместно с энергоаудиторской
фирмой ООО «Весы» (г.Братск) в сентябре-октябре
проведены обследование и расчет потребности тепла МП ЖКХ
левобережной части г. Усть-Илимска. Выезжали туда почти
всем коллективом, прошли всю линию по цепочке — от
теплоисточника до каждого из 240 домов. Все издержки
зафиксировали, сделали расчеты и показали, какие
потери несут город и энергетики. Полученные результаты
позволяют уже сейчас говорить о переплате за тепло
потребителем в пределах 20 млн.руб. По результатам
анализа причин потерь предложены мероприятия по
достижению рационального и эффективного теплопотребления.

Считаем, что аналогичные обследования необходимы для
предприятий бюджетной сферы и ЖКХ других муниципальных
образований. Тем более что в области имеется десять
энергоаудиторских фирм, потенциал которых практически
не используется.

— По прогнозам специалистов, скоро в наши города и
села придет газ Ковыкты. Насколько коллектив филиала
готов к предстоящей газификации?

— Работы здесь непочатый край. В том числе выдачу
технической документации на разработку проектов
газоснабжения, их регистрацию, допуска на
оборудование, на запуск и включение, согласование
объемов потребления должны осуществлять мы. К этой работе
тщательно готовились: люди обучены в теории и на
практике, сдали экзамены, получили допуска. Установлены
контакты с Восточно-Сибирской газовой компанией, налажено
взаимодействие в части проектной документации и
оборудования… Словом, филиал готов к предстоящим
работам.

Целью нашей работы является максимальное использование
топливно-энергетических ресурсов и потенциала
энергетического сектора экономики на повышение
качества жизни сибиряков. Надеемся, что ситуация в
этом секторе изменится в связи с октябрьскими приказами
Минпромэнерго, в которых утверждены нормативы
технологических потерь при передаче тепловой и
электрической энергии, а также удельных расходов
топлива на отпущенную тепловую и электрическую энергию
от тепловых электростанций и котельных, нормативы
создания запасов топлива на теплоисточниках.

Безусловно, успех во многом будет зависеть от
слаженной работы управления и комиссий по утверждению тарифов
при областной администрации, а также взаимодействия
администрации региона и Минпромэнерго. Хочу надеяться,
что мы окажемся партнерами в реализации поставленных
задач.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры