издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальный интерес. Большая энергетика идёт в ЖКХ, чтобы сделать его эффективным

Реформа ЖКХ изменила расклад игроков на рынке коммунальных услуг. В наступившем году здесь значительно укрепило свои позиции ОАО "Иркутскэнерго". В компании объясняют интерес к розничным продажам необходимостью не только повышать собственную эффективность, но и улучшить качество услуг для конечного потребителя - населения. Более того, чтобы максимально приблизиться к этой группе потребителей, в "Иркутскэнерго" создана собственная управляющая жилищным фондом компания.

В 2005 году энергокомпания собрала 100% платежей за тепло и электроэнергию, отпущенные потребителям. Правда, директор по сбытовой деятельности ОАО «Иркутскэнерго» Борис Розенраух уточняет, что этого уровня собираемости удалось достичь с учётом гашения дебиторской задолженности. Компания получила 22 млрд. рублей. При этом удалось снизить размер долгов потребителей как в абсолютных, так и в относительных цифрах. По словам Бориса Розенрауха, сегодня они составляют 2,8 млрд. рублей, что сопоставимо со стоимостью продукции компании, выработанной в течение 41 дня. Для иркутских энергетиков это большой прорыв. Дело в том, что ещё несколько лет назад этот показатель составлял 101 день. К сожалению, задолженность предприятий ЖКХ и оптовых перепродавцов сокращается не столь быстрыми темпами и составляет сегодня 1,5 млрд. рублей. Как правило, их просроченная задолженность списывается на убытки компании, что в том числе закладывается в тариф.

По словам руководителя фирмы «Энергосбыт» Виктора Николаева, сегодня средний уровень оплаты за потреблённую электроэнергию жителями, к примеру, Правобережного округа областного центра составляет 60%. Перед руководством созданной недавно дочерней компании «Электросбыт» стоит задача увеличить собираемость до 95%. Виктор Николаев отметил, что «потери электроэнергии на этой территории, где зарегистрированы 92 тыс. абонентов, составляют 1,5 млрд.кВт-ч, более 300 млн.рублей». Электросбытовая «дочка» должна дойти до каждого квартиросъёмщика, уточнить, есть там счётчик или нет, какая там установленная мощность, выписывать каждому клиенту счёт-фактуру, подчеркнул Николаев.

Сейчас в структуре «Иркутск- энерго» работают четыре подобных дочерних предприятия. В конце года была создана Иркутская городская теплосбытовая компания. Дело в том, что до 2006 года мэр города имел право устанавливать тариф на тепло для населения. С этого года у него права такого нет. Тем временем теплоснабжение населения Иркутска осуществляется от 14 тепловых источников, у которых абсолютно разная себестоимость тепловой энергии. Эта вилка составляет от 270 руб. за 1 Гкал у «Иркутскэнерго» до 1500 руб. на некоторых небольших котельных. Причём законодательство, регулирующее энерготарифы, требует определять плату за тепло исходя из того, от какого теплоисточника поставляются энергоресурсы. ИГТСК была создана главным образом для выравнивания оплаты. Региональная энергетическая комиссия определила её в размере 434 руб. за 1 Гкал. Причём средневзвешенный тариф на тепловую энергию, который установлен в этом году, отличается от того, что был установлен мэром в прошлом году, всего на 13,1%.

Между тем вхождение «Иркутскэнерго» в коммунальный бизнес началось с кампании по ликвидации перепродавцов, управляющих или владеющих муниципальными сетями. В 2003 году «Иркутскэнерго» арендовало сети в Братске, взяв на себя обязательство по доставке энергоресурсов до конечного потребителя, минуя посредников. В итоге были сокращены потери, снижены затраты и остановлен рост задолженности муниципалитета перед компанией. За полтора года в городе удалось уменьшить теплопотребление с 3 млн. Гкал, до 2 млн. К тому же Братск опередил всю область по темпам установки приборов учёта. В 2005 году энергетикам, взявшим на себя содержание и эксплуатацию сетей в городе Черемхове, удалось снизить потери в распределительных сетях на 40%. В управление энергокомпании были переданы сети властями Усть-Илимска и Нижнеилимского района. Опыт показывает, что у муниципалитетов возможности по устранению и предупреждению неполадок гораздо ниже, чем у энергетиков, обладающих и техническим, и организационным, и профессиональным потенциалом.

В настоящее время в регионе развернулась дискуссия о том, стоит ли большой энергетике идти в «коммуналку» и насколько необходима непременная передача всего жилищного фонда в управление частникам. В адрес «Иркутскэнерго» со стороны председателя областного комитета по жилищной политике Петра Воронина звучат претензии в том, что компания старается перенести свои затраты на коммунальщиков, и из-за этого якобы растёт объём физического потребления в коммунальной сфере. С этой позицией категорически не согласен Борис Розенраух. Он убеждён, что значительная часть потерь энергокомпании образуется не только и не столько в процессе производства, а как раз у потребителя: на распределительных сетях и собственно в домах.

Более того, интересы большого бизнеса и интересы населения могут и должны совпадать как раз в сфере ЖКХ, сказал Борис Розенраух, «чего Пётр Александрович не может или не хочет понять или согласиться». «1,5 миллиарда задолженности по «коммуналке» — это открытые форточки, — поясняет директор по продаже энергоресурсов «Иркутскэнерго». — Это протечки в сетях, в элеваторных узлах, это и те протечки, которые образуются в квартирах из-за того, что жилец подсоединяется шлангом к батарее и отправляет на проток воду в канализацию. А задача энергетиков — отпускать ровно столько продукции, сколько нужно. Я думаю, что это будет как раз та величина, которую люди будут способны оплатить». Борьба с издержками, в том числе и в коммунальной сфере, позволяет энергокомпании сдерживать рост тарифов. За два года они выросли на 13,1%, или 6,5% в год, в то время как в целом по России тарифы ежегодно растут на 8-10,11%.

Компания не видит для себя причин, чтобы не заходить и в ЖКХ, заявил Борис Розенраух. Расценивая эту сферу как зону реальной конкуренции, энергетики решились на пилотный проект по управлению жилищным фондом. Взяты в управление два микрорайона в Ангарске, куда из-за накопившихся проблем категорически отказывались заходить «пилоты», несмотря на совещания, в том числе у главы областного ЖКХ. И этой территорией интересы энергетиков не ограничиваются. «Иркутскэнерго» намерено продвигать услуги по управлению жилищным фондом населению, в конечном итоге именно жильцы жилых микрорайонов должны будут принимать решение о том, кому доверить в управление свои дома. «Если мы увидим, что имеем реальные конкурентные преимущества по сравнению с теми, кто сегодня работает, мы будем в этот бизнес заходить. И нечего бояться Петру Александровичу того, что мы придём в ЖКХ, если нас выберут люди», — подчеркнул Борис Розенраух.

Эксперты, в свою очередь, считают закономерным продвижение энергетиков в «коммуналку». Валерий Вайсберг из ГК «Регион» указывает на то, что в этой сфере давно работают ОАО «Российские комплексные системы», созданное РАО «ЕЭС России», ОАО «Комплексные энергетические системы», владеющее пакетами акций региональных энергетических компаний, ОАО «Мосэнерго». Он считает, что ЖКХ интересно энергетикам по причине высокой степени износа коммунальной инфраструктуры, что ведёт к значительным потерям. Кроме того, выход на розницу повысит эффективность продаж энергоресурсов, поскольку уже не надо будет содержать посредников.

Аналитики признают наличие определённого противоречия между энергетиками и ЖКХ в части стимулирования энергосбережения. Хотя, как убеждён Валерий Вайсберг, энергосбережение обеспечивает энергетикам экономию топлива и т.п. Большинство регионов России сегодня встало перед выбором: либо самостоятельно инвестировать в инфраструктуру, либо привлекать в эту сферу инвесторов. А энергетики пока не давали повода говорить о себе как о недобросовестных инвесторах, заметил Валерий Вайсберг.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector