издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На сцене – фантастика

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Какое удивительное явление отмечаем мы на иркутском театральном небосклоне: движимые естественной потребностью расширения жанров театральные деятели в Иркутском академическом вдруг обнаружили в творчестве юбилейного Николая Гоголя триллер в образе хрестоматийного «Ревизора», а в Музыкальном театре им. Н. Загурского аж блокбастер, и не у кого-нибудь, а у самого классика советской литературы Алексея Толстого. И если бы речь шла о новой работе музыкального театра именно с точки зрения блокбастера, досужему критику пришлось бы ой как трудно, ибо скольких людей я ни опрашивал, сколько источников ни открывал, чёткой формулировки этому понятию так и не нашёл. И потому...

Новый спектакль театра называется «Русский фантом», и написан он по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Автор либретто В. Пучеглазов использовал сюжетную канву романа, чтобы в жанре музыкальной фантастики ещё раз достаточно убедительно показать классическую истину несовместимости злодейства и гениальности. Однако убедительности ради эта пьеса и спектакль утверждают, что и истинная любовь не может уживаться с гениальным злодейством и оборачивается закономерной гибелью. По сути – трагический сюжет, потому что драматург В. Пучеглазов не смог (или не захотел) внести в пьесу яркого и убедительного комедийного начала, что было бы нелишним для разрядки действия, но справедливости ради отметим, что он сумел создать динамичное, перманентно нарастающее и волнующее произведение, которое и не требует никаких дополнений. Но, может, все отмеченные нами достоинства либретто – это плод талантливой С. Цирюк (Санкт-Петербург), являющейся автором сценической версии спектакля.

Второй, неожиданно привлекательной особенностью спектакля является музыка композитора И. Левина. Она построена на современных ритмах, но сохраняет мелодичность, напевность; она чётко определяет музыкальную портретную характеристику персонажей, а чётко обозначенная ритмичность создаёт основу для танцевальных номеров. Дирижёр-постановщик С. Царегородцев, дебютирующий этим спектаклем в музыкальном театре, достаточно щедро использует музыкальные возможности и практически делает её, музыку, непрерывно звучащей, логично объединяющей все события спектакля (и даже смену декораций) в единое действие. В спектакле музыка воссоздаётся симфоническим оркестром театра и рок-группой «Экстраверт».

Интересна сценография спектакля: она включает в себя подъёмные конструкции, что в духе и стиле сюжета. Перемещающиеся детали декораций многофункциональны и легко трансформируются в кровать, красивое освещение аллеи, фантасмагоричные устройства, которые в союзе с превосходным видеоартом создают тот блистательный фон спектакля, что, верно, и является одной из характерных черт распространённого ныне явления «блокбастер». И автор этого замечательного творения – А. Тарасов.

– Необыкновенно удачны в премьерном спектакле танцы в постановке А. Тихомировой (Санкт-Петербург). Их балетный азарт логично и тесно переплетается со сценическим действием, выстроенной динамикой сцен, хореографическим рисунком, адекватностью замысла постановщиков, с исполнительской и художественной культурой.

Сложнее всего, мне кажется, приходится актёрскому составу нового спектакля, потому что персонажи «Русского фантома» на протяжении двух актов фактически отражают преимущественно одну, максимум две характерологические детали, оставляя исполнителям проявлять исследовательские поиски для придания образам необходимой многогранности. И, к чести исполнителей, они справляются с этой трудной задачей. Артист А. Айдаров очень ярко и убедительно рисует фанатичную жажду мирового господства Гарина, этой навязчивой идее его герой готов отдать судьбы людей, короткие проблески любви и собственную жизнь. И в этой трагической предопределённости Гарина артист пытается отыскать мельчайшие крохи его былой человечности и закономерность гибели личности, замахнувшейся на мировое господство. Да, по сути, и любить чистой и светлой любовью в спектакле практически некого: рядом с Гариным обольстительно красивая, но, мне кажется, такая же хищница Зоя – актриса Ю. Пихтина, которая ради наживы, ради обольщения Гарина готова поиграть и в любовь.

Несколько карикатурны образы резидента русской разведки в Париже Шельги и его коллеги Маши. Лауреат международного конкурса артистов оперетты и мюзикла И. Ладейщиков и актриса Ю. Панченко вносят в исполнение этих ролей молодой задор, привлекательную эксцентричность и обаяние, которые заставляют зрителя забыть их профессиональную направленность в сюжете и воспринимать как некий собирательный положительный образ спектакля.

Колоритны и другие отрицательные персонажи спектакля: промышленный магнат Роллинг – засл. арт. России В. Варлашов, король парижского криминала Гастон – засл. арт. России В. Попов, начальник охраны Роллинга Семёнов – арт. А. Данилов.

Спектакль «Русский фантом» полностью микрофонизирован, и, пожалуй, в данном случае следует признать эту целесообразность. Микрофоны существенно расширяют вокальные возможности исполнительского состава, позволяют более свободно и активно перемещаться артистам в пространстве сцены, создавая дополнительные постановочные возможности.

В одной из найденных мною расшифровок понятия «блокбастер» сказано, что это вид произведения, отличающийся вложением особо значимых финансовых средств, обилием ярких, необычных и неожиданных спецэффектов, неординарных костюмов и нестандартным режиссёрским воплощением. Не знаю, какая сумма вложена в новую постановку, да и не хочу этого знать, всё же остальное в полной мере присутствует в «Русском фантоме», но при всём при этом мне отчего-то всё-таки хочется назвать новую премьеру музыкального театра музыкальной фантастикой. Просто и почти по-русски!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры