издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всегда чистый «Родничок»

Ангарский детский театр отмечает своё 30-летие

Сцена притягивает детей как магнитом. Правда, когда они подрастают, то подчас закрываются в себе. Но всё же играют – хоть и в жизни! Правда в том, что театр хорош тогда, когда ты видишь вместо актёров и декораций таких же людей, как ты – с такими же запросами, ситуациями, проблемами и стремлениями. Вот только там всё нагляднее, ближе. И верно заметил в своё время Маяковский: «Театр – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло».

Вот и в Ангарске 30 лет назад образовалось такое «стёклышко». Вернее не просто «стёклышко», а целая мозаика! В маленькой комнате № 19 площадью 20 кв. м, во Дворце культуры нефтехимиков, был рождён образцовый детский театр-студия «Родничок» (сегодня он работает во Дворце творчества детей и молодёжи). Под чутким руководством талантливого режиссёра Тагира  Хамитова начал свою жизнь маленький мир волшебства, таинства и самой светлой на всей земле магии! За эти тридцать лет он поставил 90 прекрасных спектаклей, воспитал 8 поколений артистов (9-е сейчас – в детских театральных мастерских), получил миллионы улыбок. Это большой путь, большая лестница до самого неба. Всё так и строилось – по ступеньке. И даже название театра родилось не сразу, а спустя 5 лет, когда они поставили спектакль «Родничок». Тагиру Хамитову попалось стихотворение про родничок, и он подумал, что по-другому и назвать-то нельзя! Родничок – это то, что пробивается через толщу земли. Он всегда чистый, свежий, холодный. Он может засохнуть, но пробиться в другом месте. И также в том спектакле: как бы на ребёнка ни давили, чистота его помыслов пробивается. 

У детей свой мир, своё понимание вещей, и когда взрослые вмешиваются в этот мир, то невольно разрушают его (а сегодня это делают через телевидение, игрушки и многое другое). Тагир Хамитов считает, что самый главный критерий в школе, в любой другой сфере воспитания – это любовь к детям. Если её нет, то никакие знания, никакой интерес не пробудятся у ребёнка. Потому что всё в нашей жизни держится на интересе. Так, Буратино всегда тычет везде свой нос и спрашивает: «А это что? А это что?».

Для детей в «Родничке» работают талантливые и неравнодушные люди: музыкальный руководитель Оксана Дубовик, педагог по сценической речи Людмила Кононова, музыкант-композитор Юрий Куренков, художник по костюмам и декорациям Любовь Евстратенко. Все они пытаются найти те живительные капельки, которые раскрепостят сердца детей. Ведь именно так, понемногу, и бьётся театральный ручеёк! Главная установка для ребят, занимающихся в театре, не обязательно стать актёром, а подготовить себя к жизни, быть сильным, уверенным, творческим. Когда человек видит перспективу для себя – это здорово. В театре формируется волевое, интеллектуальное и духовное начала. И не может одно существовать без другого.

На сегодняшний день «Родничок» зажёг немало звёздочек на российском театральном небосклоне. Вышел фильм «Чудо», в котором главную роль играла Маша Бурова, воспитанница «Родничка» (4-е поколение). Алёша Журавлёв тянет на себе весь репертуар Екатеринбург-ского ТЮЗа, Денис Франк работает в Новосибирском театре «Факел», Саша Урдуханова – в Омске, а дочь Тагира Хамитова Аля – в Магнитогорском театре. 

– Дай бог, чтобы они оставались честными и порядочными людьми. Творчество заканчивается тогда, когда человек думает о себе больше, чем он есть на самом деле, – улыбается отец «Родничка».

Все мы помним строчки из песни нашего детства, которую исполняла Клара Румянова: «В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них». Что правда, то правда, однако не только сказками радовал нас «Родничок». В своём репертуаре ему есть чем гордиться! «Кошкин дом», «Мастер Триоль», «Чудо чудное», «Завтра была война», «Двенадцать месяцев», «Именем земли и солнца», «Школа клоунов», «Две стрелы», «На старом чердаке» и многие-многие другие постановки увидели свет благодаря прекрасным юным дарованиям. Произведения Маршака и Чехова, Твена и Зощенко, Андерсена и Шекспира, Пушкина и Хайта – это лишь крохотная часть творчества театра. С каждым годом прибавляются всё новые премьеры! К своему юбилею они порадовали нас постановками – музыкальной сказкой Натальи Абрамовой «Бурёнка из Маслёнкино» и спектаклем для взрослых «Последняя капля» по пьесе Виктора Розова.

 А сколько грамот и дипломов за эти годы завоевал «Родничок» – просто не счесть! Я думаю, если их выложить в ряд, то получится целая радуга. На последнем III Всероссийском фестивале «Театральные каникулы на Байкале – 2010» ребята стали лауреатами диплома I степени, во Всероссийском детском центре «Орлёнок» (Туапсе) получили всё, что можно: первые места и за режиссуру, и за актёрские работы, и за сценографию. Когда ребята увидели себя в сравнении с другими, почувствовали отношение к себе, они, конечно, поняли и заслугу их руководителя. Трижды они ездили в Калугу, где дважды становились лауреатами. А один раз старшие ребята привезли большой диплом за актёрский ансамбль. «Родничок» стал талисманом театральных фестивалей в Калуге. И поэтому Всероссийский Дом народного творчества согласился, чтобы фестивали проводились один год в Калуге, один год в Ангарске. Что и говорить, гастроли ребят едва ли знают границы! Зрителям Дальнегорска, Владивостока, Омска, Калуги, Улан-Удэ и многих других городов посчастливилось наблюдать театральную игру этого творческого содружества. И где ангарский театр-студия «Родничок» пробился, там он с любовью пускает свои корни. Например, актёры уже 10 лет участвуют в Международном театральном фестивале на Ольхоне, показали зрителям более 30 спектаклей. 

Всегда должно быть то, к чему следует стремиться. Одно поколение будет сменяться другим, и старые награды обязательно уступят место новым. Но любовь, забота и живой огонёк Тагира Хамитова останутся неизменными. Хотя и ему есть о чём мечтать!

– Спектакль моей мечты – это тот спектакль, который сделают сами дети, пройдя все процессы актёрского мастерства, режиссуры, творчества, фантазии, воображения. И я уверен, он всегда будет живым, потому что создан любовью, терпением и талантом ребят. Но такая задача по силам ребятам, которые занимаются у меня уже 7–8 лет, которые знают основы актёрского мастерства. 

Хочется верить, что его мечта обязательно осуществится. Ведь такой дружный коллектив – большая редкость. Воспитать ребят и привнести благожелательную творческую атмосферу в театр – огромная заслуга педагога и режиссёра. Все поколения в один голос соглашаются, что Тагир Хамитов – их отец и все они – большая семья. Семья со своей историей, со своими дневниками, клятвами и традициями. 

– За счёт близости поколений держится репертуар. Когда у предыдущего состава нет времени, то его спектакли начинают подхватывать артисты помладше. Сначала в массовках, потом в главных ролях. Затем постепенно уже начинают готовить свои спектакли. То есть получается настоящий родничок – по капельке, друг за другом! – говорит Елена Берестенникова (5-е поколение). 

Олег Пешков (2-е поколение) с улыбкой вспоминает о том времени, когда был ещё совсем мальчишкой и пришёл записываться в театр. Весь коридор был забит детьми, однако Тагир Хамитов сразу же приметил его и пригласил к себе в театральную студию. А через несколько лет он же провожал Олега в армию. 

Присоединяюсь к пожеланиям самих актёров «Родничка». Артём Артищев (4-е поколение) желает актёрам интересных ролей, чтобы они росли внутренне и профессионально, дисциплины, любви к театру, простого актёрского счастья. Андрей Грушевский, который начинал в 5-м поколении, советует больше думать о театре, чем о межличностных отношениях. Ведь погода в доме важней всего! 

Я уверена, у «Родничка» впереди ещё много талантливых актёров, ещё много постановок, наград, аплодисментов. Но самая главная их награда – режиссёра, его помощников и юных артистов – в том, что представители предыдущих поколений всё ещё приходят в эту семью, не забывают её. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры