издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мастерица садовых дел

На днях 85-летний юбилей отметила старейший садовод Иркутска Анна Григорьевна Ступина

  • Автор: Галина ЕФРЕМКИНА

Эту уже немолодую, хрупкую, но, на мой взгляд, почти не стареющую женщину я частенько встречаю по дороге в редакцию. Просто наши автобусы пересекаются на Богдана Хмельницкого в районе Центрального рынка. Я, как правило, приезжаю на тридцать третьем, а она с этой остановки отъезжает шестёркой на свой дачный участок. И всегда есть минута-другая справиться о здоровье и поговорить о делах садовых. Речь идёт об Анне Григорьевне Ступиной. На днях она отпраздновала своё 85-летие. И повод сказать в адрес юбиляра немного тёплых слов более чем достаточный, причём 20 лет из этого юбилейного стажа приходится на моё знакомство с ней. И все эти годы я поистине не уставала удивляться её умению трудиться на земле, жить открыто и для людей. Уверена в том, что насильно привить любовь ко всему живому нельзя. Или она у человека есть, или её нет. Анна Григорьевна всё это имеет сполна.

Анна Григорьевна – уроженка Зиминского района, биолог по профессии. Но большую часть своей жизни прожила в Бурятии. Много лет проработала на Улан-Удэнской санэпидстанции по особо опасным инфекциям. И только выйдя на пенсию, вернулась в Иркутск. Здесь-то она и попала в настоящий садовый водоворот. Так получилось, что при наводнении дачного участка у сестры погибла единственная яблонька-полукультурка. Но сёстры не растерялись и привили подвои сибирки глазками от погибшей яблони. Пошло сразу три прививки. Успех прошлых лет окрылял и манил. Но полное осознание того, что хочется сотворить яблоневый сад, пришло намного позже, когда Анна Григорьевна в 1992 году впервые переступила порог клуба садоводов-опытников имени Томсона. Новые знакомства с увлечёнными садоводами буквально ошеломили юную пенсионерку, и понеслось…

Очень трудно рассказать о всех сторонах многогранного таланта этой женщины. Забегая вперёд, скажу, что с первого знакомства я прониклась глубокой к ней симпатией. Маленькой и уютной даче Анны Григорьевны уже шестьдесят лет. Сначала на ней работали сестра и мама. А с 1986 года она стала выращивать свои первые лечебные травы, порой даже редкие. Тщательно изучала их, экспериментировала. И когда впервые в иркутских аптеках появился бальзам Биттнера, она предложила иркутянам свой сибирский вариант бальзама, но усовершенствованный, с большим набором трав, чем у Биттнера. Он укрепляюще действовал на здоровье. 

С перестройкой появилось немало проблем в нашей жизни. И здесь Анна Григорьевна не растерялась. В благоустроенной квартире она завела маленьких бентамок. На одном квадратном метре в кухне под раковиной смастерила курятник. В нём мирно уживались пять курочек. А в дом пришёл достаток. Об этом эксперименте мы тогда рассказывали не только в газетном, но и телевизионном «Подворье». Опыт Анны Григорьевны быстро распространился по Иркутску и области. В то тяжёлое время это помогало многим землякам элементарно выживать.

Однако выращивание кур не стало для Анны Григорьевны пределом. Прослышала она как-то о загадочных японских перепелах. И три года жила мечтами о них, пока сама не научилась их разводить. И не пожалела. Считает, что они намного ценнее кур. Например, в перепелином яйце в два раза больше витаминов, калия, магния, железа. Они не содержат холестерина. А главное – это клеточная птица и живёт дома. На одном квадратном метре могут соседствовать несколько десятков птичек. Ведь не зря в Японии государственной программой заложено употребление каждым школьником до четырёх яиц в день. При таком питании они лучше учатся. Иркутяне также стали выращивать этих птичек благодаря Анне Григорьевне. К ней до сих пор многие обращаются за помощью, если возникают проблемы по выращиванию перепелов. Даже появление в продаже в последние годы белореченских перепелиных яиц не отпугнуло иркутян, а простимулировало на дальнейшее разведение домашней птицы.

На огороде у неё всё растёт. Урожай овощей, как правило, средний, но стабильный. Такой уж она человек, что неинтересно ей выращивать из года в год одни и те же овощи. Скучно. Поэтому новинки сезона для неё – особая статья расходов.

Однако к яблоням у Анны Григорьевны был особый интерес. На её участке они были всегда, начиная с 1986 года. Вначале это были полукультурки, в основном красноярской селекции – Красноярский снегирёк, Красноярское зимнее, Пепинчик красноярский, а также Алёнушка, Уральское наливное. А в 2005 году прослышала про селекционера из Барнаула Тамаре Фёдоровне Корниенко, которая работала в алтайском институте садоводства имени Лисавенко и занималась тем, что создавала новые сорта яблонь для Сибири. И она через журнал «Новый садовод и фермер» предложила желающим посадочный материал яблонь из собственной коллекции. Анна Григорьевна, не раздумывая, вместе с Юлием Августовичем Кучером отправились на Алтай. В поездке они не разочаровались и получили от замечательного селекционера более ста сортов и гибридов яблонь. Часть из них привили на подвои, часть – в скелетообразователи и кроны взрослых полукультурок. Часть черенков 58 наименований были распределены среди членов клуба, их получили 19 человек. К осени выяснилось, что у садоводов привилось лишь 36 сортов, 22 были утеряны. Поскольку все сорта были в единичном экземпляре, то о потерях приходилось только сожалеть. Лично Анна Григорьевна привила 65 сортов, из которых погибло семь. Для дальнейшего испытания у них осталось 94 сорта.

Яблони в Иркутске могут расти везде,
надо просто подобрать нужный ассортимент

Была у Анны Григорьевны и вторая поездка в Барнаул. Но Тамары Фёдоровны уже не было в живых, встречала её дочь. И вновь в Иркутск отправился сортовой материал от Тамары Фёдоровны.

Дачный участок Анны Григорьевны довольно проблемный, расположен на болоте в долине Иркута. Здесь при морозах всегда на 2-3 градуса ниже, чем в черте города. И Анна Григорьевна поставила перед собой задачу – отобрать для своего региона хотя бы 5–10 сортов крупноплодных яблонь, которые можно выращивать без укрытия на зиму в штамбовой форме. Для заведомо теплолюбивых сортов всё-таки заложила два стланца – сорт Заветное и на стланцевый сорт Чудное привила восемь алтайских. Не все сорта, конечно же, прижились. Некоторые из них были привиты в крону невысокого дерева, но в течение лета дали мощные, более метра приросты и, возможно, не смогли подготовиться к зиме. Интересно, что древесина у них не подмёрзла, почернели только все почки. У других деревьев стали усыхать верхушки. Но, обрезанные на 2/3 своей длины, они полностью восстановились в течение лета.

Анна Григорьевна вспоминает саженец сорта Изумительное. По характеристике это действительно изумительный сорт. Вес яблочек, к примеру, 110 граммов, вкус на 4,5 балла, внешний вид нарядный – плод жёлтый с красным штриховым румянцем. Пришлось срезать подсохшую вершину на 1/3 длины саженца, остальные медленно восстановились и дали хороший прирост в 40–60 см. Но на следующую зиму спасённый саженец пошёл под укрытие, его закутали и пригнули к земле.

Из алтайских сортов, привитых в кроны, сразу же зацвели Жебровское, Стройное, Алтайское наливное. Стройное плодов не дало, у Жебровского вызрело пять яблочек массой 35 г, вкус хороший, мякоть сочная и сладкая. Восторг охватил от Алтайского наливного. Только с одной ветки был снят урожай более килограмма, и каждое яблочко весом по 60 г – светлые и прозрачные насквозь. Да и созрели они рано – 20 августа. На вкус сочные, сладкие, просто тают во рту. Сама Тамара Фёдоровна Корниенко оценивала их вкус на 4,8 балла. А Анна Григорьевна считает, что вкуснее яблочек не пробовала.

А ещё в 2010 году была очень суровая зима. Как говорят садоводы со стажем, такие повторяются с периодичностью в десять лет. Эта зима принесла большие потери в сады. У Анны Григорьевны, к примеру, сад пострадал на 70 процентов, сразу погибло 33 деревца. В ту же зиму позвонила и дочь Тамары Фёдоровны Наташа и сообщила, что с окружающих их участков у других вымерзли все европейские сорта, а их, корниенковские, все остались живы (урон был около пяти процентов). Да и я в своём саду недосчиталась многих яблонь, которые в то время уже давали ощутимый урожай. Моя крупноплодная Мелба после зимы десятого года тихо умирала на протяжении трёх лет. Для моей семьи эти яблоки были самые сладкие и сочные. А неповторимый аромат разрезанных яблок не выветривался до суток. И хотя считается, что Мелба долго не хранится, у меня она всегда была украшением на праздничном столе в ноябрьские праздники.

И всё же жизнь взяла своё. Особенно показателен в этом плане был 2012 год. Из 55 алтайских сортов плодоносило 35. У некоторых было первое плодоношение по несколько штук. А те, которые не покорились в свое время морозам, дали урожай от девяти до тридцати восьми килограммов с дерева. Общее количество урожая около 260 кг, из них 60 кг собрано со стланцев. Значит, пятая часть урожая получена с двух деревьев. Какие же сорта, полученные из Барнаула, оказались самыми стойкими? Например, два амурских сорта – Амурское красное и Амурское раннее. Особенно отличилось первое – никаких подмерзаний, плоды появились на третий год, в 2012 году урожай яблок составил 38,5 кг. Плоды, правда, не очень крупные – 40–45 г, но созревают неодинаково, что продлевает не только срок уборки урожая, но и сроки потребления свежих плодов. Вкус хороший, мякоть нежная, почти без кислоты.

Свою живучесть вновь показали сорта Алтайское наливное и Жебровское. Через шесть лет своей жизни они дали урожай по 24 кг каждый. Барнаульское румяное дало урожай 15,5 кг, не подмерзало, Дачное – 12 кг, Восторг – 2 кг, Синапчик – 12 кг.

Интересным представился Анне Григорьевне и сорт Фламинго. Привитый в 2008 году, в 2011 году он дал первые плоды – 3 кг, а урожай 2012 года составил 9 кг. Яблочки весом 85–90 г, светло-жёлтые, мякоть нежная и сочная, хранятся до двух недель (осенний сорт).

В нынешнем сезоне в саду у Анны Григорьевны был отмечен рекордный урожай яблок, собрано около трёхсот килограммов. Но случилось несчастье, пожар, от которого пострадали её любимые яблони. На сегодняшний день их осталось лишь восемнадцать(все алтайской селекции) и одна Алёнушка Красноярской селекции. Но всё это поправимо, считает Анна Григорьевна. Видимо, на то и даются нам испытания, чтобы выстоять и выбрать самое лучшее. Думаю, что во всех минусах всегда найдутся и плюсы. На новое восстановление сада уже и физических сил нет. Но неистребимо желание у Анны Григорьевны, чтобы каждый иркутянин имел свой собственный яблоневый сад. Поверьте – это не только достаток в доме в виде вкусных и ароматных яблок, но и особое состояние души, сравнимое разве что с полётом.

Наработок по выращиванию яблонь у Анны Григорьевны более чем достаточно. Её рекомендации не стареют. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, какими саженцами сегодня чаще всего торгуют? Трёх-четырёхлетними хлыстами, которые приживаются с трудом. А Анна Григорьевна на практике доказала, что лучше принимаются и быстрее растут деревья-однолетки или двухлетки.

На собственном опыте Анна Григорьевна убедилась и в нецелесообразности завоза саженцев с европейской части России. Среди них есть немало достойных сортов, но они требуют к себе немало внимания и сил со стороны садоводов плюс укрытия на зиму. Чаще всего они не выживают в наших суровых условиях. Опыт работы с сортами алтайской селекции подсказывает, что эти яблони могут нас радовать урожаем не только вкусных, но и крупных яблок. Я не оговорилась со словом крупный, так как большинство сортов и гибридов от Тамары Федоровны Корниенко дают плоды от 60 до 125 граммов. Большинство из них могут расти в штамбовой форме, без укрытия на зиму. Это уже свидетельствует об их отличной морозостойкости. А вообще, по словам Анны Григорьевны, уже в эти дни у каждого из нас есть возможность как-то приобщиться к собственному саду. Пройдитесь по улицам города или ближайших дачных посёлков. И вы увидите: на дичках-яблоньках ещё висят гороховые ягодки. Сейчас они самые спелые и прострафицированые естественным путём. Не поленитесь их собрать, положить в морозилку и весной посадить, когда почва оттает на 12 см (расстояние в рядках 50 см). По мере роста слабые растения удалить. К осени, примерно в августе, у вас будут готовые собственные саженцы к прививке глазком, её ещё называют окулировкой. Надо только научиться самому прививать. На сегодня дешевле добыть черенок хорошего сорта, чем доброкачественный саженец. Овладеть этим нехитрым приёмом можно на курсах садоводов при иркутском клубе имени Томсона именно в зимнее время. И тогда ваш сад станет намного богаче. 

Куры – особая статья доходов для семьи

Не забывайте и о том, что яблони в нашем регионе могут расти везде, надо просто подобрать нужный ассортимент. Главным ориентиром в саду Анна Григорьевна считает вишню войлочную. Если она у вас плодоносит, то будет расти и плодоносить весь ассортимент из её сада. А на участках, где плодоносят абрикосы, вольготно будет и яблоням, которые она закладывала в стланцы. Вот такая простая философия жизни.

Остаётся только поздравить Анну Григорьевну с юбилеем. Здоровья вам и долгих лет жизни! И пусть создающиеся сады вокруг Иркутска будут лучшей наградой для вас!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры