издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожный фронт

Развитие дорожной сети Приангарья отстаёт по всем направлениям. Таковы результаты анализа дорожного фонда на территории региона. Только по приблизительным подсчётам три четверти областных и более половины муниципальных дорог находятся в аварийном состоянии.

В реальности цифра может быть ещё выше, заявил депутат, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной Думы Сергей Тен 11 апреля в рамках презентации своего проекта социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Помимо трёх федеральных трасс, пролегающих по территории Приангарья, в области насчитывается почти 30 тыс. км дорог местного и муниципального значения – таковы официальные данные регионального минстроя на начало 2016 года. При этом по статистике большая часть из них не соответствуют существующим нормативным требованиям. «На наш взгляд, даже эти цифры нуждаются в уточнении, – утверждает депутат Госдумы Сергей Тен. – В дорожной отрасли Иркутской области отсутствует процедура постоянной диагностики автомобильных дорог». 

Сейчас 69 мостов, расположенных на дорогах областной собственности, признаны аварийными. «В Приморском крае рухнули два моста – это известная история. Нас такое пока минует, но может случиться в любой момент», – признаёт Тен. 

Ещё в 2013 году областное руководство поручило столичному ОАО «Гипродорнии» оформление концепции развития автодорожной сети Приангарья, рассчитанной до 2030 года. Как отмечали в региональном правительстве, подобный документ был просто необходим для комплексного развития дорожного фонда области. Уже тогда отмечалось, что в целом обеспеченность автодорогами в Прибайкалье меньше половины от необходимых показателей. «Уровень обеспеченности автомобильными дорогами составляет 42% от расчётного показателя в потребности дорожной сети, уровень обеспеченности северных районов не превышает 33%, центральных – 40,7%, южных районов – 60%, – сообщалось на сайте ОАО «Гипродорнии» в феврале 2013 года. – Часть автотранспортного покрытия не подвергалась диагностике совсем». На работу потратили около 120 млн рублей, отмечает Тен. «Но в итоге ничего не получили. В документе содержалась информация, которая и так была известна», – заявил он. 

Опыт других регионов показал, что обследование одного километра дороги обходится в 10–15 тыс. рублей. Приангарью анализ областной сети дорог обойдётся в сумму от 147 до 186 млн рублей.

Ситуацию можно исправить, снизив при этом некоторые запланированные затраты. Пример других федеральных субъектов показывает, что это возможно. В Новосибирской области местные нормативы по содержанию региональной дорожной сети «ровно в четыре раза ниже федерального». 

– Это говорит о том, что на определённые виды дорог нет смысла тратить столько средств, сколько закладывается федеральной нормативной базой. Нам также нужна нормативная база, которая будет соответствовать региональной ситуации, и позволит тратить деньги максимально эффективно, – подчёркивает Тен. – Сегодня ведётся активная работа над корректировкой имеющейся нормативно-технической базы, чтобы сократить затраты на работы по дорогам с низкой интенсивностью, где проезжает менее 400 машин в сутки. Прежде всего это сельские дороги.

В соседней Бурятии уже есть примеры оптимизации расходования средств на ремонт дорог. За счёт особой технологии там удалось снизить затраты на реконструкцию километра дороги с 13–16 млн рублей до 10 млн с учётом реконструкции инженерных дорожных сооружений. Используя этот метод в течение двух лет, в республике отремонтировали около 80 км дорог с низкой интенсивностью движения. В Приангарье за это время не отремонтировали ни одного километра.

Особого внимания заслуживают и дороги Иркутска, качество которых в этом году вызывает много нареканий. «Средства на городскую сеть из областного дорожного фонда недостаточны, – ­утверждает он. – Оттуда минимум 10% денег должны выделяться на Иркутск, поскольку его дороги – лицо всей Иркутской области». Сегодня, по некоторым подсчётам, из областного фонда на нужды столицы Приангарья выделяется лишь четверть необходимой минимальной суммы: «Для поддержания дорожной сети Иркутска в год выделяется около 170 млн рублей, мы считаем, что должно быть не менее 750 млн».

Главным источником наполнения дорожного фонда региона могут стать штрафы ППД, такое предложение недавно было выдвинуто президентом. «Федеральный законодатель такое право региону предоставил, и мы ждём, что правительство и областные депутаты внесут соответствующие поправки в областной закон об областном дорожном фонде в ближайшее время», – отмечает Тен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры