издательская группа
Восточно-Сибирская правда

МУПы в минусе

Администрация Иркутска представила итоги финансовых проверок муниципальных предприятий

9 из 15 муниципальных унитарных предприятий Иркутска сейчас находятся на грани банкротства. МУПы наращивают долги, не имея при этом денег для их погашения. На прошлой неделе начальник Управления финансового контроля Наталья Воробель обнародовала итоги финансовых проверок предприятий. По данным экспертов, в 2017 году с прибылью работали 10 предприятий из 15. Суммарная прибыль составила 196 миллионов рублей. В 2018 году число прибыльных предприятий сократилось до восьми. В 2019 году их было шесть. В первом полугодии 2020 года прибыль показали только 5 из 15. Сотрудники Управления финансового контроля администрации выяснили, что рост убытков МУПов произошёл в основном не из-за рыночных отношений или пандемии, а связан с непрофессионализмом руководителей предприятий и их учредителей, подразделений администрации.

Наталья Воробель отметила, что Управление финансового контроля входит в состав администрации Иркутска и находится в непосредственном подчинении мэра города. В своей деятельности сотрудники Управления руководствуются принципом информационной открытости. Это значит, что информация о контрольной деятельности должна быть опубликована.

Муниципальные предприятия решают важные задачи. Во-первых, они занимаются решением вопросов местного самоуправления. Например, МУП «Иркутскавтодор» следит за состоянием дорог и ремонтирует их. МУП «Комбинат питания» кормит детей в садах и школах. МУП «ТеплоЭнергоСервис» снабжает теплом квартиры горожан. Во-вторых, МУПы должны приносить доход в бюджет города. Поэтому финансовое состояние муниципальных предприятий важно для экономики города. Кроме того, насколько хорошо себя чувствуют МУПы, настолько качественные услуги они будут предоставлять горожанам.

Сейчас федеральный законодатель уходит от понятия «плановая убыточность унитарных предприятий». Если МУП показывает слабые результаты, то учредитель должен разработать план оздоровления предприятия, но не узаконивать его убытки. «Этот тезис подтверждает и судебная практика, которая основывается на том, что целью деятельности всех созданных унитарных предприятий является извлечение прибыли», – подчеркнула Наталья Воробель.

Управление финансового контроля функционирует через постоянно действующий коллегиальный орган, балансовую комиссию. Она анализирует финансово-хозяйственную деятельность МУПов. Управление следит за исполнением решений балансовых комиссий, а также готовит и направляет мэру Иркутска отчёт об итогах работы балансовых комиссий.

Наталья Воробель рассказала, как за последние три года пополнялись ряды убыточных предприятий. В 2017 году с совокупным убытком 195 миллионов рублей сработали пять предприятий: МУП «Иркутскавтотранс», МУП «Комбинат питания», МУП «Иркутскгортранс», МУП «Иркутская аптека», МУП «Аварийно-ремонтное предприятие». В 2018 году к ним присоединились МУП «Горзеленхоз» с убытком 217 миллионов рублей и МУП «ТЭСИ» с убытком более 89 миллионов. В 2019 году с отрицательным финансовым результатом сработали МУП «Центральный рынок», его убыток 274 миллиона рублей, и МУП «Иркутскавтодор» – при положительной отчётности фактический минус 444 тысячи рублей.

В первом полугодии 2020 года в минус ушло и МУП «БТИ», убыток 2,2 миллиона рублей. Как следствие, в первом полугодии продолжился рост убытков в МУП «Тэплоэнергосервис» (+ шесть миллионов), МУП «Центральный рынок» (+ 15 миллионов), МУП «Комбинат питания» (+ 119 миллионов), МУП «Иркутскавтодор» (+ 137 миллионов).

Специалисты Управления финансового контроля должны были проверить, связано ли плачевное состояние МУПов с действиями их руководителей и учредителей. Проверки прошли на четырёх предприятиях.

Комбинат питания

За последние полтора года Иркутский комбинат питания недополучил прибыли на 50 миллионов рублей. Кредиторская задолженность увеличилась на 22 миллиона рублей – с 334 до 356 миллионов рублей. Специалисты Управления финансового контроля установили, что действия руководителя привели к убыткам на предприятии. Из оборота МУПа было изъято 12 миллионов рублей. Деньги пошли на оплату больничных листов. При этом документы не были предъявлены на возмещение из Фонда социального страхования. èèè

12,4 миллиона рублей пени и штрафов заплатил комбинат питания за то, что не выполнил условия контрактов. В рамках судебных разбирательств предприятие потеряло ещё 1,3 миллиона рублей, в том числе госпошлины.

За счёт себестоимости предприятия директор выплатил работникам премию за 2019 год – суммарно 24 миллиона рублей. Это решение не было согласовано с учредителем, департаментом образования. При этом чистая прибыль предприятия в 2019 году составила 25 миллионов рублей.

Кроме того, во время пандемии руководитель допустил просрочку закупленных полуфабрикатов и готовых блюд. В администрацию пожаловались горожане, они были недовольны тем, что детей кормили гнилыми овощами. С 30 апреля по 30 июня были уничтожены гнилые фрукты и овощи, которые вернулись из школ и садов. Стоимость возвращённых продуктов – 387,4 тысячи рублей. В июле на складе числилась продукция с истёкшим сроком годности и продукция, непригодная для использования, стоимостью около миллиона рублей. В том числе 1,7 тонны творожной запеканки с курагой.

По мнению специалистов Управления финконтроля, этот просчёт мог возникнуть из-за того, что у главы предприятия не было опыта работы на руководящих должностях в общественном питании. Хотя по условиям контракта на должности руководителя мог работать человек с опытом не менее пяти лет. В ходе проверки было выявлено, что человека приняли, проигнорировав это важное условие.

«Иркутскавтодор»

Более чем на 100 миллионов рублей уменьшилась прибыль МУП «Иркутскавтодор» в 2019 году из-за работ по содержанию и ремонту дорог, которые предприятие выполнило сверх своих обязательств по муниципальным контрактам. Заказчиком работ является комитет городского обустройства. Превышение периодичности и цикличности работ приводит к дополнительным расходам предприятия. Например, большие объёмы работ по уборке снега не входят в контракт, затраты предприятие берёт на себя.

Это происходит потому, что из бюджета выделяется недостаточно денег на содержание автомобильных дорог города. Финансов не хватает, чтобы поддерживать улицы в нормативном состоянии. Муниципальные контракты только на 40% покрывают расходы, которые необходимы на содержание автомобильных дорог города. При этом комитет городского обустройства по закону не может принять и оплатить те работы, которые были выполнены сверх нормы.

Проверяющие посчитали, что в 2020 году убытки прошлых лет МУП «Иркутскавтодор» составили 172 миллиона рублей. Эти расходы понесли 39 субподрядных организаций МУП «Иркутскавтодор» по исполнению договоров. В основном речь идёт о муниципальных контрактах за 2019 год. Подрядчики сделали больше, чем было установлено в условиях. Но эти работы не были записаны в журналах выполненных работ у подрядчика, и заказчик – КГО – их не принял. После этого МУП «Иркутскавтодор» заключил с субподрядчиками договоры, распространив их действие на периоды выполнения работ. Это так называемая ретрооговорка. При этом в бухгалтерском отчёте затраты на выполнение работ и кредиторскую задолженность не отразились. Убытки были записаны после сдачи отчёта, оплачены в 2020 году. Таким образом, перенос оплаты в документах выглядел как исправление ошибки.

В августе 2020 года МУП «Иркутскавтодор» погасил кредиторскую задолженность перед субподрядчиками. Долг составлял больше 205,4 миллиона рублей. Расходы включили в выполнение муниципальных контрактов за 2020 год. Это неминуемо приведёт к убыткам в 2021 году, говорят специалисты. И так повторяется из года в год.

Проверяющие предупреждают: несвоевременное составление первичных документов по фактам хозяйственной деятельности и их несвоевременное отражение в бухгалтерской отчётности – это нарушение федерального законодательства. Люди, которые работают по такой схеме, могут получить административное наказание.

Специалисты дают рекомендации: когда денег не хватает, надо расставить приоритеты. Определить, какие работы необходимо провести в первую очередь. Целесообразно запланировать проведение предупредительных работ, замедляющих процессы разрушения дорожного полотна: заливку трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

Выяснилось также, что МУП «Иркутскавтодор» привлекало подрядную организацию, в которой работают три человека. Её уставной капитал – 10 тысяч рублей. Эта организация получила более 51 миллиона рублей за выполненные работы. На такую сумму компания выполнила работы по ремонту, очистке и содержанию озеленённых территорий города Иркутска и находящихся на них объектов внешнего благоустройства. Специалисты отмечают, что эта организация имеет признаки отсутствия активности, создания искусственного документооборота, возмещает из бюджета НДС. То, что большие объёмы работ выполняли три человека, требует дополнительной проверки. Материалы по всем МУПам переданы в полицию и прокуратуру.

Специалисты Управления финансового контроля отмечают: по балансу финансовое состояние предприятия за 2019 год удовлетворительное. Критическим является финансовое положение по величине собственных оборотных средств. Это существенно ограничивает возможность участия МУП «Иркутскавтодор» в качестве подрядчика при размещении муниципального заказа и вынуждает привлекать кредиты, чтобы обеспечивать заявки на аукционах.

Кроме того, МУП «Иркутскавтодор» испытывает острый дефицит в технике для осуществления основной деятельности, выполнения муниципальных заказов, в результате вынуждено привлекать до 39 субподрядных организаций, нести дополнительные расходы по аренде специализированной техники.

ТЭСИ

Специалисты Управления финансового контроля установили случаи, когда действия руководителя МУП «ТЭСИ» и учредителя предприятия привели к убыткам или получению меньшей прибыли, чем было возможно. Так, предприятие потеряло 11 муниципальных заказов. Договоры на обслуживание 10 детсадов и одной больницы заключили с другими организациями. Хотя раньше контракты были у ТЭСИ. Около трёх миллионов рублей могло получить предприятие по этим контрактам. При этом обслуживание одного из объектов перешло к микропредприятию, единственным учредителем и владельцем которого является действующий работник МУП «ТЭСИ».

Оказалось также, что МУП оплачивает расходы, 500 тысяч рублей, на содержание здания Дома быта, не закреплённого на праве хозяйственного ведения. Из-за несвоевременного обращения в Арбитражный суд Иркутской области и некачественной подготовки заявления не решён вопрос по возмещению 10,7 миллиона рублей. Это убытки за содержание арестованного имущества – двух тысяч тонн мазута, находящегося в резервуарах. Их МУП «ТЭСИ» передало в хозяйственное ведение распоряжением КУМИ в 2018 году.

Нарушив закон, МУП «ТЭСИ» заключило два договора аренды на объекты концессии – системы теплоснабжения, находящиеся в собственности Иркутска. Сумма договоров – 9,2 миллиона рублей.

Специалисты отмечают, что МУП допустило значительный рост кредиторской задолженности поставщикам мазута. В августе 2020 года долг достиг 140,5 миллиона рублей. При расчётах с четырьмя поставщиками в 2020 году прослеживался неравный подход со стороны МУП «ТЭСИ». В феврале 2020 года, когда наступил срок оплаты за товар ООО «Концепт-Ойл», МУП в приоритетном порядке рассчитывалось с другими поставщиками.

В АО «УКС города Иркутска» была проведена аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2015–2019 годы. Аудиторы отмечают, что выявленные факты свидетельствуют о возможном существовании на предприятии схемы незаконного вывода денег. Около 92 миллионов рублей за эти годы было выведено якобы на проведение культурно-досуговых и имиджевых мероприятий и оказание комплексных рекламных услуг.

Кроме того, аудиторы установили, что генеральному директору была начислена премия в размере 1,6 миллиона рублей, сотрудникам выдавали стимулирующие выплаты на сумму 23,7 миллиона рублей. Выявлены также случаи, когда поставщики и подрядчики получали от МУПа займы и необоснованные авансы. При этом само предприятие находилось в предбанкротном состоянии. Например, убыток за 2019 год составил 145 миллионов рублей.

После того как специалисты Управления финансового контроля выявили и проанализировали убытки на муниципальных предприятиях, руководство администрации Иркутска выработало новую политику, начало выстраивать новую практику взаимодействия. Руководители нескольких предприятий – МУП «Иркутскавтодор», МУП «Центральный рынок», МУП «ТЭСИ» и других – покинули должности. Мэрия проводит финансовое оздоровление предприятий. На покрытие кассовых разрывов привлечены банковские кредиты под низкую ставку. Утверждена новая структура администрации, по которой единственным учредителем всех МУПов определён комитет по экономике. Это позволит вести единую политику по оздоровлению. Учитывая, что средств Дорожного фонда города недостаточно для того, чтобы поддерживать дороги в нормативном состоянии, администрация разрабатывает систему приоритетов по содержанию дорог.

Какие муниципальные предприятия проверят в следующем году, станет известно до конца года, когда будет утверждён план контрольных мероприятий. План работы Управления, утверждённый мэром Иркутска, уже размещён на официальном сайте городской администрации. Наталья Воробель отметила, что с 2015-го по 2020 год планы работ Управления не были утверждены и опубликованы на сайте. Она пообещала также, что, когда проверки МУПов завершатся, информация будет доступна на сайте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры