издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Столкновение «Автоколонн»

Единый социальный проездной билет остаётся причиной конфликта с участием перевозчиков в Ангарске

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Публичное выяснение отношений между автотранспортным пассажирским предприятием ОАО «Пригород» (Ангарск) и министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области из-за выплаты компенсаций за перевозку льготников окончилось миром. На прошлой неделе стороны нашли компромисс, устраивающий всех, – переход перевозчиков на единые электронные проездные, которые позволят отслеживать, сколько людей и как ими действительно пользуются. Однако в процессе разрешения конфликта обнаружился ещё один его участник, а общая картина не выглядит столь благостно.

Ангарский городской округ, на который приходится 10% населения Иркутской области, станет пилотной территорий для внедрения электронных проездных билетов в общественном транспорте. С 1 января по 30 июня следующего года в округе будет идти мониторинг количества поездок отдельными категориями граждан в общественном транспорте. Такое решение принято на совещании под руководством заместителя председателя правительства Иркутской области  Руслана Болотова на прошлой неделе, сообщается в пресс-релизе «Серого дома». Внедрение электронной карты должно помочь контролировать количество поездок льготников и сделать прозрачным процесс возмещения затрат перевозчикам. 

Поводом вновь предложить учитывать пассажиров и их поездки по картам для правительства стал конфликт министерства социального развития с ангарским ОАО «Пригород». Недавно компания пригрозила вовсе прекратить работу с 1 января из-за тяжёлого финансового положения, в котором (по версии «Пригорода») она оказалась из-за долгов министерства по компенсациям за льготных пассажиров. 

Ряд категорий граждан имеют право на приобретение единого социального проездного билета (ЕСПБ) на 30 бесплатных поездок по территории Ангарска и на 20 маршрутах пригородного сообщения, напоминает пресс-служба правительства. ЕСПБ стоит 150 рублей и выдаётся после обращения человека в территориальный орган минсоцразвития. Однако в ведомстве льготник получает только решение о выдаче проездного, а сам билет приобретает у перевозчиков. Они получают также компенсацию выпадающих доходов из областного бюджета – на городских линиях 330 рублей с человека, на пригородных суммы отличаются в зависимости от маршрута. 

К совещанию в правительстве, итогом которого стало решение о запуске пилотного проекта, стороны пришли после двух пресс-конференций – исполняющего обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Владимира Родионова и депутата ангарской Думы, руководителя ОАО «Автоколонна 1948», соучредителя ОАО «Пригород» Сергея Шаркова, на которых выступающие заочно обменялись мнениями о положении в пассажирских перевозках Ангарска.  

«Ситуация патовая, – заявил Сергей Шарков. – Обязательства области не выполнены не только в этом году, они не выполняются в течение нескольких лет. Финансирование приходит в конце года. Деньги заканчиваются каждый год в июне». Приводя в пример Красноярск, Кемерово, Москву и Санкт-Петербург, где льготники получают единую карту, по которой и ездят в транспорте, Шарков подчеркнул, что в Иркутской области каждый муниципалитет сегодня решает этот вопрос по-своему: например, ангарчанин по своему ЕСПБ не сможет проехать в Иркутске, а иркутянин в Братске. Учёт поездок по единым электронным картам позволил бы более справедливо распределять областные дотации между перевозчиками, уверен депутат. Причём право выдавать проездные он предлагает вернуть в муниципалитеты или областные структуры. «Это незаконно возложенная обязанность на перевозчиков, противоречащая закону о персональных данных», – утверждает Шарков. 

После взаимных выпадов между Шарковым и Родионовым установилось перемирие. Исполняющий обязанности министра уже представил «проект плана мероприятий «дорожной карты» поэтапного внедрения электронного проездного билета на территории Ангарского городского округа для отдельных категорий граждан, пользующихся правом льготного проезда», говорится в сообщении пресс-службы. В рамках «дорожной карты» нужно разработать механизм предоставления субсидий перевозчикам, отрегулировать процесс расходов областного бюджета, определить пункты реализации электронных билетов на территории Ангарского городского округа.

Нарушает идиллию только позиция ещё одного ангарского перевозчика – «Автоколонны 1951». «Да, мы готовы участвовать в пилотном проекте, но за чей счёт будут устанавливаться терминалы? Каков будет порядок компенсации? На эти вопросы нам никто не отвечает», – говорит генеральный директор компании Любовь Волокитина. По её словам, транспортное предприятие уже дважды вкладывало деньги в оборудование для считывания электронных проездных, которое в итоге «не по­шло». А после того, как в середине октября несколько тысяч ЕСПБ, выданных «Автоколонной 1951», оказались заблокированы на маршрутах других перевозчиков, компания выдаёт бумажные проездные. 

В том, что с 14 октября ЕСПБ «Автоколонны 1951» водители других маршрутов отказывались принимать, Любовь Волокитина винит руководство ООО «Диспетчерская служба», ООО «Социальная система» (занимается программированием ЕСПБ в Ангарске), «Автоколонны 1948» (выдаёт ЕСПБ) и МУП «Ангарский трамвай». Соответствующая информация содержится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по обращению Любови Волокитиной в полицию. По её мнению, ООО «Автоколонна 1948» умышленно заблокировало карты с целью получить компенсацию за провоз льготников и подорвать репутацию «Автоколонны 1951». «Мы просто бесплатно поменяли билеты, а они [«Автоколонна 1951»] получат компенсацию», – парирует Шарков, добавляя, что карты заблокировало министерство. Однако, по словам Любови Волокитиной, количество людей в её ре­естрах сократилось. 

Чтобы система действительно заработала по-новому, нужен единый, не зависимый от перевозчиков оператор, управляющий выдачей электронных проездных и отслеживающий поездки, а также продуманная система защиты программы от махинаций с данными, считает глава «Автоколонны 1951». «Пилотный проект – это хорошо: у меня отпадёт необходимость искать реализаторов билетов, – продолжает Волокитина. – Но где гарантия, что после его окончания что-то изменится? В законодательстве пока всё по-прежнему. Мы подавали документы на договор с муниципалитетом на 2016 год – там тоже нет изменений, как и сейчас, будет учёт по проданным билетам и реестры льготников, которые мы будем подавать в министерство». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры