издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уйдут в подполье

Депутаты хотят закрыть хостелы, расположенные в жилых помещениях

Туристический сезон стартовал в Иркутской области. В период отпусков, когда цены в гостиницах стремительно растут, у ценителей бюджетного отдыха большой популярностью пользуются мини-гостиницы и хостелы. Однако в настоящее время часть хостелов оказалась под ударом. Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, запрещающий открывать подобные заведения в жилых домах. «Сибирский энергетик» решил выяснить, как относятся к этому законопроекту иркутские хостельеры.

Спрос рождает предложение 

Сегодня в Иркутской области официально зарегистрировано 35 хостелов, 26 из которых расположены в региональном центре. Однако, по данным справочника 2ГИС, число малых средств размещения в Иркутске намного больше официальных сведений. Особой популярностью общежития европейского типа пользуются у иностранных одиночных путешественников, студентов и спортивных команд, музыкантов. 

Как сообщила президент Ассоциации хостелов (и мини-гостиниц) Марина Рубцова, ежегодно количество хостелов в Приангарье увеличивается. Так, например, в 2010 на рынке осуществляли деятельность всего три-четыре хостела, в 2012 году их насчитывалось 18, в начале 2016 года – 35. В настоящее время все иркутские хостелы могут разместить около 700 человек в сутки, или около 250 тыс. человек в год. Среднегодовая загрузка хостелов не превышает 60%. «Проблем, с которыми мы сталкиваемся, очень много, поэтому в январе прошлого года мы решили объединиться в ассоциацию, ведь совместными усилиями их решать куда проще», – отметила Рубцова. 

Кроме того, цена за койко-место имеет сезонный характер – в зимнее время цена падает с 500 рублей в сутки при многоместном размещении до 350, летом – с 750 до 550 рублей. Значительное влияние на этот процесс оказывают поток туристов и конкуренция, причём не только между хотельерами, но и между хостелами и посуточными квартирами. 

По словам Марины Рубцовой, помимо сезонности загрузка хостелов зависит от многих факторов: от цены билетов на перелёты и проезд по железной дороге, от экономической и политической ситуации в той стране, откуда прибыли туристы, от визового режима и так далее. Причин много. Например, по статистике сайта hostelworld.com, в 2013 году в Иркутск большая часть гостей приезжала из Бразилии и Испании, а вот сейчас Испания, как и многие страны Европы, в кризисе. «Для Китая мы открыты, но их туристы, как правило, любят останавливаться в отелях. С отменой визового режима с Кореей мы стали интересны жителям этой страны. Зато русских гостей с каждым годом становится больше. Общая сезонность сохраняется, но пропорции сегментов целевой аудитории за последние два года меняются значительно», – рассказывает глава ассоциации. 

Кроме хостелов в Иркутске насчитывается 96 апартаментов (квартиры посуточно) в центральной части города. Опять же по данным 2ГИС, таких квартир значительно больше. В Иркутском, Слюдянском и Ольхонском  районах нет хостелов, но функционируют 36 гостевых домов. Под ними подразумеваются места размещения в отдельно стоящих домах, с комнатами не более чем на три человека, с обслуживанием семьёй или персоналом гостевого дома. 

Если сравнивать гостиницу и хостел, надо сказать, что гость отеля получит номера, рассчитанные на проживание нескольких человек, санузел в номере, шумоизоляцию, стандартную комплектацию номера, стандартный набор услуг, завтрак. А постоялец хостела за сумму в два раза дешевле, чем в гостинице, будет устроен в комнате с многоместным размещением, общим санузлом, а завтрак гостю придётся приготовить самому. Однако, несмотря на эти «неудобства», потребность в мини-гостиницах бюджетного сегмента очень высока, так как объём въездного внутреннего туристского потока в Иркутскую область ежегодно растёт. 

Закрыть нельзя помиловать 

Бурно развивающийся в последние несколько лет бизнес, позволяющий туристам серьёзно экономить, привлёк внимание депутатов Госдумы. Глава думского комитета по жилищной политике Галина Хованская впервые предложила запретить хостелы в много­квартирных домах ещё весной 2015 года. Эту инициативу депутаты объясняют тем, что владельцы квартирных гостиниц нарушают права жильцов смежных квартир.  «Многочисленные жалобы говорят о том, что с появлением таких структур в доме возникают проблемы на территории: окурки, шприцы, грязь. Мы не будем против хостелов. Если кому-то нравится туризм на «нарах», ради бога, пусть люди пользуются такими услугами, но это должно быть в нежилых помещениях и лучше всего в отдельно стоящих зданиях», – рассказала «Коммерсантъ FM» Хованская.

Речь идёт о поправках в Жилищный кодекс. Разработчики законопроекта в пояснительной записке отмечают, что действующее законодательство разрешает открывать гостиницы или хостелы в домах только после перевода помещений в категорию нежилых. В Жилищном кодексе же чётко сказано: квартиру в многоэтажке можно превратить в «нежилую» только при условии, что она расположена на первом этаже дома или выше первого этажа, а помещения, находящиеся непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, также не являются жилыми. Одновременно с этим действуют Конституция и Жилищный кодекс, которые тоже противоречат друг другу. ГОСТ Р 56184-2014, утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию, который устанавливает общие требования к хостелам и к предоставляемым в них услугам, позволяет сейчас организовывать хостелы в жилых помещениях. При этом кто именно и каким образом должен отслеживать статус помещения, где расположен мини-отель, в законопроекте не указано. 

В результате 13 мая Госдума запретила использовать жилые помещения под хостелы, приняв соответствующий законопроект в первом чтении. Таким образом, после прохождения ещё двух чтений и подписания у президента закон может заработать уже в этом году.

Руководитель регионального агентства по Иркутской области Екатерина Сливина исключает вероятность конкуренции между гостиницами и хостелами. «Тут разная целевая аудитория, тот, кто селится  в гостиницу, никогда не будет жить в хостеле и наоборот, – уверяет Сливина.  – Поэтому, как и в любых странах, у нас должны быть разные средства размещения. Они не конкуренты друг другу, тут скорей всего речь идёт об упорядочивании рынка, в том числе о выводе нелегального бизнеса из тени. Это вопрос именно повышения качества оказываемых услуг – и туристических, и гостиничных». Руководитель агентства отметила, что в правительстве РФ состоялось заседание госсовета по вопросу развития туризма, среди перечня поручений президента – повышение качества туруслуг. «Я думаю, все эти запретительные законопроекты – следствие поручений главы государства. В любом случае все эти законодательные инициативы направлены в первую очередь на повышение качества оказываемых услуг», – отметила она.

После вступления в силу закона больше половины хостелов закроется,  выражают уверенность некоторые владельцы мини-гостиниц. «Мы всех гостей регистрируем, документы иностранцев носим в УФМС. Может, кто-то и не регистрирует клиентов, но большинство хостелов законопослушные – платят налоги, –  отметила Марина Рубцова. – Иркутские хостелы удовлетворяют всем нынешним требованиям законодателей. Но многие из них расположены в жилых домах, при этом соответствуют требованиям пожарной безопас­ности и СЭС. К сожалению, в Иркутске в нежилом фонде находятся всего четыре хостела». Принятие закона, по её мнению, станет ударом по рынку, но это будет  способствовать его оздоровлению. «Когда наши коллеги доведут свои средства размещения до единого стандарта, нам всем станет проще жить», – отмечает Рубцова.

Однако представители гостиничного бизнеса недоумевают, зачем вводить запреты, которые в период расцвета внутреннего туризма действительно могли бы поддержать экономику многих регионов России. Тем более в Иркутской области в этом году ожидают увеличения потока туристов, которых надо где-то размещать. «Зачем изобретать велосипед, когда по сути дела и в Жилищном кодексе, и в Гражданском написано, что собственник жилого помещения имеет право сдавать квартиру внаём, – недоумевает Марина Рубцова.– Это не запрещено по закону. Когда мы говорим о законопроекте Хованской, мы должны понимать, что он не может оспорить Гражданский кодекс». 

Уйдём в тень 

Некоторые иркутские игроки на рынке очень критично отнеслись к законопроекту о хостелах и считают его сырым. К примеру, хостел «Маверик» (ул. Ипподромная), с одной стороны, находится в жилом помещении, а значит, попадает под этот законопроект. С другой стороны, он расположен в отдельно стоящем здании и никаким соседям не мешает, не нарушая тем самым прав других жителей. В «Маверик» не только отдельный вход, но и своя большая огороженная территория. «Да, я считаю, надо бороться с незаконным размещением, с «резиновыми» квартирами, а не нападать на хостелы, которые платят налоги, договариваются с соседями и даже иногда помогают им, – рассказала генеральный директор хостела «Маверик» Марина Фунт. – Иначе какой разговор может вестись о поддержке малого бизнеса и что делать малобюджетным туристам, не готовым выкладывать огромные деньги за гостиницу? А таких много именно среди иностранцев, привыкших пользоваться хостелами за рубежом». По её мнению, если такой законопроект будет принят, многие мини-гостиницы уйдут в тень, от чего потеряют пусть и небольшой процент налогов бюджеты регионов, которые и так переживают непростые времена. 

С Мариной Фунт согласен и её коллега, владелец хостела «Байкалер» Евгений Шереметов, который расположен в самом сердце Иркутска на улице Ленина. По его мнению, значительная часть иркутских хостелов уйдут в нелегалы и, возможно, это вызовет рост цен. «Придут проверяющие органы –  оштрафуют, но хостелы всё равно будут продолжать свою деятельность, так же как и публичные и игровые дома, потому что на них есть спрос», – отметил Шереметов.  Что касается жалоб со стороны жителей, собеседник издания отметил, что старается всегда наладить взаимоотношения с соседями. Он не скрывает, что на работу его хостела неоднократно жаловалась жительница соседнего подъезда. «Были случаи, когда мои постояльцы затопили соседей снизу, но я сразу же возместил ущерб и устранил причинённые неудобства, – отметил хостельер. – Несогласные всегда найдутся. К примеру, на управляющие компании все жалуются, но их же не закрывают все». Евгений Шереметов считает, что строить хостел в отдельно стоящем здании нерентабельно, потому что цена проживания после существенных затрат значительно возрастёт. «Сложно представить инвестора, который при вложениях в строительство и комплектацию отдельно стоящего здания для предоставления гостиничных услуг не захочет увеличить маржу за счёт поднятия цен, – отмечает хостельер. – Это уже будет не хостел, а гостиница, соответственно, та категория людей, на которые рассчитаны хостелы, остаётся незадействованной». Арендовать помещение в бизнес-центре тоже не вариант, потому что строительные компании «заламывают очень большую сумму, и офис­ные работники не очень-то хотят с нами соседствовать», отметил Шереметов.  

Ежегодно количество хостелов в Приангарье увеличивается. В 2001 году их было всего 4, а в 2016-м – 35

Иркутские хостельеры согласны с тем, что порядок в этой сфере действительно необходимо навести. По мнению управляющей «Байкал хостела» Светланы Носыревой, «если проверяющие органы отметили соответствие основным требованиям: правилам пожарной безопасности, СЭС, правилам предоставления гостиничных и туристических услуг, есть профессиональные системы, ГОСТ, условия сертификации и классификации малых мест размещения, выполнены требования УФМС, налоговых органов, соцфондов, то соблюсти или привести в соответствие существующий бизнес несложно. Однако система проверки пока не разработана». 

Андрей Трифонов, хозяин хостела «Мэджик», расположенного на улице Тимирязева, говорит, что с  одной стороны законопроект позволяет поддержать крупные предприятия гостиничного сектора, не способные выдержать существующей конкуренции, а с другой – вписывается в общую политику государства, направленную на поддержание так называемых «люмпенов», которые, как правило, против активной части населения.

По мнению владельцев хостелов, главная угроза введения этого законопроекта – в уменьшении числа российских туристов и открытии нелегальных точек размещения, что скажется на сводках происшествий, связанных с туристами. С рынка разом все не уйдут, и разом все не станут соблюдать новые правила, поэтому теневой сектор однозначно увеличится, а к чему это приведёт в конечном итоге – посмотрим. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры