издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Индустрия на подъеме

Индустрия
на подъеме

Исполнительный директор
компании СУАЛ Владимир Скорняков
уверен в стабильном будущем
алюминиевых заводов

Рост промышленного
производства, который наблюдается
в российской экономике с 1999 года, не
обошел стороной и алюминиевую
отрасль. На волне экономического
подъема предприятия, входящие в
состав Сибирско-Уральской
алюминиевой компании (СУАЛ), в том
числе Иркутский алюминиевый завод,
наращивают объем выпуска
"крылатого" металла,
совершенствуют технологию его
изготовления, вкладывают средства
в развитие производства. Обо всем
этом более подробно рассказывает в
своем интервью исполнительный
директор компании СУАЛ Владимир
СКОРНЯКОВ.

— Каковы
итоги деятельности предприятий
СУАЛ в завершившемся году?


Сибирско-Уральская алюминиевая
компания, объединяющая Иркутский и
Уральский алюминиевые заводы, в 1999
году произвела 342 тысячи тонн
алюминия-сырца и 572 тысячи тонн
глинозема. Прирост выпуска по
сравнению с 1998 годом составил,
соответственно, 0,9 и 1,2%. В 2000 году мы
намерены увеличить производство
алюминия еще на 1,5 тысячи тонн,
глинозема — на 5,5 тысячи тонн. В
прошедшем году на заводах компании
был освоен выпуск новой продукции.
В частности, на Иркутском
алюминиевом заводе возобновилось
производство алюминиевых порошков,
была установлена система
"Токсофт", применение которой
позволит более эффективно
контролировать процесс
электролиза, продолжилось
строительство нового
литейно-прокатного отделения. В
результате активного освоения
инвестиций план по техническому
перевооружению заводов
перевыполнен на 60%.


Очевидно, столь уверенное развитие
производства невозможно без
прочной материальной опоры?

— Развитие
собственной сырьевой базы является
для нашей компании приоритетом. В
России алюминиевые заводы
обеспечивают себя сырьем только на
40 %. Чтобы быть относительно
независимыми от внешнего рынка, мы
должны идти дальше по пути развития
отечественной сырьевой базы. СУАЛ
является акционером
Северо-Уральского бокситового
рудника, Южно- Уральского
бокситового рудника, кварцитового
рудника "Черемшанский" и
Средне-Тиманского бокситового
рудника, которые являются
перспективными источниками сырья
для алюминиевой промышленности
Сибири и Урала. После того как
потребности заводов в боксите и
глиноземе будут удовлетворены,
встанет новая задача — выйти на
выпуск алюминиевой продукции более
глубокой степени переработки, что
позволит увеличить поступления от
продажи алюминия. Уже к 2001 году на
Уральском заводе должны выпускать
730 тысяч тонн глинозема в год. При
таких масштабах производства оба
завода компании не будут нуждаться
в дополнительном сырье. А для
выполнения этой задачи требуется, в
свою очередь, продолжить освоение
бокситового месторождения на
Среднем Тимане. СУАЛ является
акционером АО "Боксит Тимана"
с 1997 года. За это время компания
вложила в освоение месторождения
более 11 миллионов долларов. В целом
проект оценивается в 100 миллионов
долларов, поэтому мы ощущаем
серьезную потребность в
дополнительных инвестициях.
Компания обратилась в
Правительство РФ с просьбой о
предоставлении государственных
гарантий для привлечения средств,
однако решение по этому вопросу
пока не принято. Российские банки
тоже не торопятся помочь
отечественным производителям. Тем
не менее финансирование проекта не
прекращается, хотя в сложившихся
условиях мы вынуждены пересмотреть
масштабы выделения средств.
Первоначально совет директоров
СУАЛа принял решение вложить в
развитие Тиманского рудника 350 млн.
рублей. Но после отмены внутреннего
толлинга компания столкнулась с
необходимостью накопления
дополнительных оборотных средств и
запланированные темпы
инвестирования пришлось несколько
снизить: до 240 миллионов рублей — в
Уральский алюминиевый завод, до 150
миллионов — в Иркутский алюминиевый
завод и до 100 миллионов — в "Боксит
Тимана".


Вероятно, отмена режима
внутреннего толлинга серьезно
повлияла и на другие финансовые
показатели алюминиевой
промышленности?

— В целом СУАЛ
из-за отмены внутреннего толлинга
был вынужден сократить
финансирование программ развития
входящих в его состав предприятий
на 500 миллионов рублей. Те
предприятия алюминиевой отрасли,
которые работали в рамках внешнего
толлинга, практически не
почувствовали изменения режима,
поскольку депонирование НДС и его
возврат представляют собой
циклический процесс и не отвлекают
значительных оборотных средств.
Отмена же внутреннего толлинга
существенно подорвала возможности
развития отечественной сырьевой
базы. Если прежде фирма-толлингер
брала на себя все затраты по добыче
и переработке бокситов, оставляя
СУАЛу возможность формировать
основные фонды добывающего
предприятия ("Боксит Тимана"),
то теперь для пополнения
оборотного капитала придется
отвлекать серьезные средства от
развития рудника. Это существенно
снизит темпы прироста добычи сырья
и даст дополнительные козыри
иностранным конкурентам —
поставщикам глинозема на
российский рынок. Отмена
внутреннего толлинга нанесла
основной удар даже не по
производителям алюминия (им
неважно, откуда поступают бокситы
или глинозем), а по горнодобывающим
предприятиям России. В конечном
счете это приведет к росту цены на
глинозем и, следовательно,
себестоимости выпуска алюминия.
Напомню, что в советский период
поставки импортного глинозема
осуществлялись через компанию
"Разноимпорт", и цена за тонну
глинозема держалась на уровне 120
долларов. После того как монополия
"Разноимпорта" рухнула, цена
подскочила до 400 долларов. Введение
режима толлинга в 1996 году позволило
вновь снизить цену на глинозем, и в
1997-1998 годах она держалась на уровне
130-135 долларов за тонну. Как только
стало известно об отмене
внутреннего толлинга, цена
увеличилась до 160 долларов и, по
прогнозам, может возрасти до 300-400
долларов за тонну.


Собираетесь ли вы расширять
производство и сбыт алюминия?

— В 2000 году
компания СУАЛ не собирается
приобретать новые мощности по
переработке алюминия. Мы строим
вертикальную интеграцию "от
земли", начиная с первых этапов
металлургического цикла. Сначала
необходимо обеспечить себя
бокситовым сырьем, модернизировать
производство глинозема, а затем, по
мере оживления внутреннего рынка
алюминиевой продукции, вкладывать
средства в расширение выпуска
алюминия и изделий из него на
основе самых передовых технологий.
СУАЛ является акционером целого
ряда предприятий, выпускающих
алюминиевую продукцию. В их число
входят Каменск-Уральский
металлургический завод (КУМЗ),
завод "Михалюм". Компания
будет развивать эти предприятия,
ориентируясь на выпуск той
продукции, которая может быть
востребована внутренним рынком:
алюминиевых строительных
конструкций, пищевой отрасли,
авиационной и автомобильной
индустрии. Мы по-прежнему изучаем
возможность приобретения
глиноземного завода в Сербии, хотя
окончательное решение по этому
вопросу пока не принято. В то же
время Сибирско-Уральская
алюминиевая компания готова
участвовать в строительстве
глиноземного завода мощностью
около 700 тысяч тонн в год в
Республике Коми. В настоящее время
выполнен расчет проекта,
показавший его
технико-экономическую
целесообразность. Основная выгода
заключается в том, что со
Средне-Тиманского месторождения
нужно будет транспортировать не
бокситы, а глинозем, что в 3 раза
сокращает объем грузопотока.

— Влияет
ли позиция региональных властей на
работу предприятий, входящих в
структуру компании?

— Да, влияет.
И, к счастью, в положительную
сторону. У нас сложились прекрасные
отношения с губернатором Иркутской
области Борисом Говориным,
губернатором Свердловской области
Эдуардом Росселем и с главой
Республики Коми Юрием
Спиридоновым. Это грамотные и умные
руководители, которые прекрасно
понимают, что стабильно работающие
промышленные предприятия приносят
прямую выгоду регионам. Например,
они твердо встали на защиту
внутреннего толлинга, так как
понимают, насколько перспективы
развития рудной базы отрасли (а
значит — стабильных налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней)
важнее одноразовой кампании по
выкачиванию оборотных средств
производителей алюминия и
глинозема. Они знают из своей
каждодневной практики, что за
каждой произведенной тонной
металла, глинозема стоят живые
люди, их семьи. И свернуть
производство — значит не только
лишить их работы, но и не заплатить
пенсию, не накормить детей, не дать
тепло в дома. Реальная власть — это
реальная ответственность. Мы это
тоже знаем. Поэтому мы всегда идем
навстречу предложениям,
направленным на содействие местной
власти. Мы знаем, что улучшение
условий жизни людей в конечном
счете положительно скажется на
производстве. Возьмем в качестве
примера город Шелехов, где
расположен Иркутский алюминиевый
завод. Наше предприятие является
градообразующим, то есть
обеспечивает основные поступления
в бюджет города. Формально мы можем
платить 4 раза в год, поквартально.
Но по предложению мэра города
В.В.Поздняка мы совместно
разработали схему более
равномерных, ежемесячных плановых
платежей с последующим
перерасчетом в конце года. Таким
образом, в начале каждого месяца
город имеет заранее известную
сумму и мэрии не приходится в
авральном порядке изыскивать
средства, скажем, на летний ремонт
школ или на подготовку к началу
отопительного сезона. Или другой
пример, уже на региональном уровне.
Как известно, алюминиевые заводы,
входящие в структуру ОАО
"СУАЛ" — Иркутский и Уральский,
— образуют законченный
производственный цикл и тесно
связаны между собой длительными
производственными связями.
Уральский алюминиевый завод
является традиционным и основным
поставщиком глинозема для
Иркутского алюминиевого завода со
дня его основания. Но эти
сложившиеся за годы совместной
работы связи были серьезно
ослаблены в период развала
плановой экономики. Попытка
восстановления технологической
цепочки, объединения производств
УАЗа и ИркАЗа вряд ли увенчалась бы
успехом, если бы власти Иркутской и
Свердловской областей не смогли
договориться о разделении
налоговых поступлений. И вот мы уже
четвертый год платим налоги по
схеме, утвержденной соглашением
между двумя областями. Это
соглашение уникально с точки
зрения межрегиональных связей, оно
позволяет реально интегрировать
производства, находящиеся на
территории разных субъектов
Федерации, наладить
производственную и
снабженческо-сбытовую кооперацию,
оптимизировать
товарно-материальные потоки обоих
производителей. Это один из редких
(к сожалению, редких) случаев
последовательной юридической
проработки и экономической
реализации политического решения.
Думаю, если бы у руководителей
большинства других регионов было
столько же политической воли и
способности доводить до конца
принятые решения, страна бы уже
давно встала на ноги.

Владимир
ПЕШКОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры