издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магия творчества

Магия
творчества

Геннадий МАШКИН

Книга Олега
Васильевича Быкова, вышедшая в
Иркутске, названа интригующе
"Карнавал и молитва" и
обозначена как произведение серии
"Жизнь человека".

А жизнь
человека, естественно, многогранна,
разнослойна и пестра, где порой от
великого до смешного — один шаг.
Верность быстротекущему времени в
художественном отображении на
любом уровне требует острого глаза,
неравнодушия и любви к этому самому
человеку.

Книга Олега
Быкова как итог многолетней
творческой работы в редакции
"Восточно-Сибирской правды",
общения с людьми разного ранга и
калибра, пропуска через себя
богатейшего материала достоверна и
полновесна. Она всеобъемно
доказывает, что автор обладает
добротными качествами журналиста,
писателя, художника. Смысл его
работы выражают слова, высказанные
о героине из Слюдянки Ренате
Яковец: "Мне довелось совершить
увлекательнейшее путешествие. Нет,
не в мир искусства, в жизнь
человеческую заглянуть,
соприкоснуться с судьбой
необычайно интересной".

Донести до
читателя разные судьбы, вычленив их
из судьбосплетений века, нужна
недюжинная работоспособность и
талант. Эти качества автора
подстрочно и в открытую
прочитываются в очерках, стихах,
рисованных экспромтах. Олег Быков
легок на подъем, в поисках
интересного материала может
забраться "к черту на кулички"
и не пройти мимо "алых вещей
века". Особенно влекут его
неординарные люди нашего края,
дружбой со многими из которых он
дорожит и гордится ("Мой друг
Семен Устинов"). Список героев
книги насчитывает более трех
десятков имен — от шамана Петра
Ангыровича Ангахаева из улуса
Шардай до профессора НИИ биологии
Ольги Михайловны Кожовой. Описаны в
жизненном исчислении портреты,
психологические приметы и дела
сибиряков разных возрастов,
интересов и профессиональных
направлений: производственники,
геологи, охотоведы, правозащитники,
врачи, представители чиновной
братии, природоохранники,
художники, краеведы, добытчики
минерального сырья, деятели театра
профессионального и любительского
(раздел "Дороги и встречи"). Как
в самой жизни, неуемному человеку
на его пути встречаются звезды
первой величины (ученые Петр
Михайлович Хренов, Евгений
Викторович Пиннекер, Михаил
Михайлович Одинцов), но не остаются
незамеченными и негромкие имена
(непрозвучавшие в свое время):
фронтовик Василий Васильевич
Салява, краевед Николай Михайлович
Ревякин, врач Георгий
Иннокентьевич Губин, дирижер Петр
Алексеевич Грибанов…

Профессия
журналиста и писателя схожа с делом
целителей — это красноречиво
проступает в сюжетной канве
очерков. От корки до корки
"Карнавал" идет бок о бок с
"Молитвой". На сибирских
просторах, возле Байкала, на Лене, в
Саянах человек оказывается в
карнавальной атмосфере нашей
неповторимой природы: одни
названия притягательны до
головокружения, к примеру, "Берег
бурых медведей Байкало-Ленского
заповедника".

Но "мысль
печальная здесь душу омрачает".
Нередко человек идет в горы и доля с
хапужническим интересом, взять
побольше чего и ничего не стоит
такому добытчику поломать хрупкие
связи природных явлений и
отношений, а дальше трава не расти.
В этом смысле книга Быкова
смыкается с пристрастно
публицистической эпопеей
Валентина Распутина "Сибирь,
Сибирь".

Юмористически-язвительные
стихотворные строки, как и рисунки
автора в присущей только ему
манере, тоже дают возможность
взглянуть на летопись с
неожиданной стороны, подсвечивают
мозаичное повествование веселыми
огоньками, от которых может
случиться и немалый мысленный
костер. Все юморное оконтуривание
напоминает народную манеру
высмеять на ходу
недоброжелательности века по
принципу:

Смеяться,
право, не грешно

Над тем, что
кажется смешно…

Олег Быков
своим "Ироничным карандашом"
опровергает бытующее мнение, что в
Сибири с юмором туговато — он как бы
скован вечной мерзлотой. Да,
сибиряки народ не злопамятный, но
случая посмеяться не упустят, зная
про себя: "Плох тот народ, который
не умеет смеяться над собой".

Правда, в
последнее время мы смеемся каким-то
надрывным, усталым смехом, ощутима
гражданская апатия. И книга
"Карнавал и молитва"
встряхивает читателя, заставляет
оглянуться вокруг себя, отметить
сделанное за век и бодрее
настроиться на будущие свершения.

Эпатируя
читателя, Быков в то же время
предлагает ему плацдарм, заряд и
образ для нового маршрута — этот
рецепт заключен в строчках
великого Гете, что вынесены на
обложку в переводе автора:

Раб, народ и
победитель

Признавали
все давно —

Счастье
высшее земное

В личности
заключено.

И сам Олег
Быков собрал под одну обложку
галерею личностей земли сибирской,
которые согревают холод вечной
мерзлоты человеческим дыханием,
интеллектом и каждодневным трудом.
Написалось большое полотно,
мозаичное, где каждая частица
мозаики обогащает летопись нашей
многотрудной жизни. Как побережье
священного Байкала изобильно
валунно-галечными россыпями, так
книга запоминается именами
сибиряков, от которых не пестрит в
глазах — каждый наособицу. И
понятие "философии общего
дела" сибирякам свойственно, как
никому, о чем читаем в очерке о П.М.
Хренове "Отрада есть на горной
крутизне…": "Хренов не
признает, он просто не понимает
ученых-одиночек, которые, как
курица яйцо, высиживают
какую-нибудь идею, отгородившись,
обособившись от других. Он уже
тогда пришел к убеждению, что время
одиночек в науке прошло, что только
коллективными усилиями можно
решить серьезные проблемы. Он сам
ищет поддержки среди коллег и
неудивительно, что люди так охотно
с ним работают".

Без
артельного духа русского народа
как благоприобретенной ценности не
побороть нам чудищ, что выросли
рядом за счет сна, разума,
верхоглядства и временщичества —
это назидательный вывод для
пристрастного читателя.

Массового
книгочея как раз потянуло нынче к
документально-исповедальному
жанру, где "все без вранья",
доказательно и показательно.
Спектакль "Глоток чистой воды"
по публицистике В. Распутина в
театре "Диалог" в постановке
Валентины Просекиной —
подтверждение тому, о чем
свидетельствует Быков.

Сама книга из
серии "Жизнь человека"
венчается размышлениями о
"Живописи сказки", о
творчестве близких по духу Быкову
художников Льве Гимове, Анатолии
Костовском, Владимире Кузьмине и
Глебе Богданове. Перебирая холсты
живописцев, автор останавливается
на небольшом этюде Костовского и
передает свое впечатление
читателю: "Сколько ответных
чувств, ассоциаций, мыслей вызывает
"Весна в царстве камней".
Средствами живописи художник
показывает противоборство двух сил
природы — живой и неживой. На
каменистой почве протянули к
солнцу свои ветки березки. Чувство
радостного восхищения перед
всепобеждающей силой живого
выражено в самом живописном строе
картины, в ее ликующих, радостных
красках".

Книга
состоялась, она умна и поучительна.
На стол читателя она ляжет не
пустопорожним чтивом. А от читателя
в немалой степени зависит ее
дальнейшая жизнь и продолжение
нашей летописи.

Книгу
можно приобрести в книжном
магазине "Букинист", ул.
Литвинова, 1; книжном салоне
"ПродаЛитъ", ул. Байкальская, 172
(ост. "Цимлянская"); в киоске
Иркутского Дома печати, ул.
Советская, 109.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры