издательская группа
Восточно-Сибирская правда
прослушать

Об утверждении Порядка определения и взимания платы

Об
утверждении Порядка определения и
взимания платы за сброс сточных вод
и загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов

На основании
постановлений Правительства
Российской Федерации от 12 февраля
1999 г. N 167 "Об утверждении правил
пользования системами
коммунального водоснабжения и
канализации в Российской
Федерации" и от 31 декабря 1995 г. N
1310 "О взимании платы за сброс
сточных вод в системы канализации
населенных пунктов", в
соответствии с распоряжением
губернатора от 25.01.2001 N 43-р "О
внесении изменений в распоряжение
губернатора от 03.11.99 N 815-р",
руководствуясь пунктом 3 статьи 33
Устава области, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить
Порядок определения и взимания
платы за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов
(прилагается).

2. Комитету по
информационной политике аппарата
губернатора области (Мазуров В.И.)
опубликовать настоящее
постановление в газете
"Восточно-Сибирская правда".

3. Настоящее
постановление вступает в силу с
момента его опубликования.

Б.А.
ГОВОРИН.

1. Настоящий
Порядок определения и взимания
платы за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов
(далее — Порядок) разработан на
основании пункта 71 Постановления
Правительства Российской
Федерации от 12.02.1999 года N 167 "Об
утверждении правил пользования
системами коммунального
водоснабжения и канализации в
Российской Федерации" и
предназначен для использования
организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства при проведении расчетов
и корректировки размеров платы за
сверхнормативный сброс сточных вод
и загрязняющих веществ в системы
канализации населенных пунктов.

2. В настоящем
Порядке применяются следующие
понятия:

абонент —
юридическое лицо, а также
предприниматели без образования
юридического лица, имеющие в
собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении
объекты, системы водоснабжения и
(или) канализации, которые
непосредственно присоединены к
системам коммунального
водоснабжения и (или) канализации,
заключившие с организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства в установленном порядке
договор на отпуск (получение) воды и
(или) прием (сброс) сточных вод.

К числу
абонентов могут относиться также
организации, в собственности,
хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых
находятся жилищный фонд и объекты
инженерной инфраструктуры;
организации, уполномоченные
оказывать коммунальные услуги
населению, проживающему в
государственном (ведомственном),
муниципальном или общественном
жилищном фонде; товарищества и
другие объединения собственников,
которым передано право управления
жилищным фондом;

авария —
повреждение или выход из строя
систем коммунального
водоснабжения, канализации или
отдельных сооружений,
оборудования, устройств, повлекшие
прекращение либо существенное
снижение объемов водопотребления и
водоотведения, качества питьевой
воды или причинение ущерба
окружающей среде, имуществу
юридических или физических лиц и
здоровью населения;

баланс
водопотребления и водоотведения —
соотношение между фактически
используемыми объемами воды из
всех источников водоснабжения и
отводимыми объемами сточных вод за
год;

водопотребление
— использование воды абонентом
(субабонентом) на удовлетворение
своих нужд;

водоотведение
— технологический процесс,
обеспечивающий прием сточных вод
абонентов с последующей передачей
их на очистные сооружения
канализации;

канализационная
сеть — система трубопроводов,
коллекторов, каналов и сооружений
на них для сбора и отведения
сточных вод;

контрольный
канализационный колодец — колодец,
предназначенный для учета и отбора
проб сточных вод абонента, или
последний колодец на
канализационной сети абонента
перед врезкой ее в систему
коммунальной канализации;

контрольная
проба — проба сточных вод абонента
(включая сточные воды субабонента),
отобранная из контрольного
канализационного колодца с целью
определения состава сточных вод,
отводимых в систему коммунальной
канализации;

лабораторный
контроль — проведение анализов
питьевой воды и сточных вод в
соответствии с действующими
санитарными правилами и другими
нормативными документами;

локальные
очистные сооружения — сооружения и
устройства, предназначенные для
очистки сточных вод абонента
(субабонента) перед их сбросом
(приемом) в систему коммунальной
канализации;

лимит
водопотребления (водоотведения) —
установленный абоненту органами
местного самоуправления
предельный объем отпущенной
(полученной) питьевой воды и
принимаемых (сбрасываемых) сточных
вод на определенный период времени;

неразрешенный
сброс — запрещенные к сбросу
сточные воды и загрязняющие
вещества, вызывающие или могущие
вызвать аварии в системе
канализации, причиняющие ущерб,
нарушающие нормальное
функционирование этой системы и
ведущие к загрязнению окружающей
среды;

нормативы
водоотведения или нормативы сброса
— установленные органами местного
самоуправления показатели объема и
состава сточных вод, разрешенные к
приему (сбросу) в системы
канализации и обеспечивающие ее
нормальное функционирование;

общесплавная
система канализации — система
коммунальной канализации,
предназначенная для совместного
сбора и отведения всех видов
сточных вод, включая дренажные,
поверхностные и поливомоечные
сточные воды;

организация
водопроводно-канализационного
хозяйства — предприятие
(организация), осуществляющее
отпуск воды из системы
водоснабжения и (или) прием сточных
вод в систему канализации и
эксплуатирующее эти системы;

сточные воды
— воды, образующиеся в результате
хозяйственной деятельности
человека (бытовые сточные воды) и
абонентов после использования воды
из всех источников водоснабжения
(питьевого, технического, горячего
водоснабжения, пара от
теплоснабжающих организаций);

самовольное
присоединение к системам
водоснабжения или канализации —
присоединение, произведенное без
разрешительной документации либо с
нарушением технических условий;

самовольное
пользование — пользование
системами водоснабжения и
канализации при отсутствии
договора на отпуск (получение) воды
и прием (сброс) сточных вод, а также
в случае нарушения условий
договора абонентом;

состав
сточных вод — характеристика
сточных вод, включающая перечень
загрязняющих веществ и их
концентрацию;

сверхнормативный
сброс сточных вод — сброс сточных
вод и загрязняющих веществ,
превышающий установленные
нормативы водоотведения по объему
и составу;

средство
измерений (прибор) — техническое
средство, предназначенное для
измерений, имеющее нормированные
метрологические характеристики,
воспроизводящее и (или) хранящее
единицу физической величины,
размер которой принимается
неизменным (в пределах
установленной погрешности) в
течение определенного интервала
времени, и разрешенное к
использованию для коммерческого
учета;

субабонент —
лицо, названное в понятии
"абонент" настоящих Правил,
получающее по договору с абонентом
питьевую воду из водопроводных
сетей и (или) сбрасывающее сточные
воды в канализационные сети
абонента организации
водопроводно-канализационного
хозяйства;

узел учета
потребляемой питьевой воды и
сбрасываемых сточных вод (узел
учета) — совокупность приборов и
устройств, обеспечивающих учет
количества потребляемой
(получаемой) питьевой воды и
сбрасываемых (принимаемых) сточных
вод;

централизованная
система коммунальной канализации —
комплекс инженерных сооружений
населенных пунктов для сбора,
очистки и отведения сточных вод в
водные объекты и обработки осадков
сточных вод.

3. Настоящий
Порядок действует на всей
территории Иркутской области и
обязателен для организаций
водопроводно-канализационного
хозяйства, осуществляющих прием
сточных вод и загрязняющих веществ
в системы канализации населенных
пунктов, а также для всех абонентов
независимо от ведомственной
принадлежности и
организационно-правовой формы,
отводящих сточные воды и
загрязняющие вещества через
системы канализации населенных
пунктов в окружающую среду.

Отношения, не
урегулированные настоящим
Порядком, с учетом дополнительных
требований, предусматривающих
местную специфику и особенности
пользования системами
водоснабжения и канализации,
определяются договором между
сторонами в соответствии с общими
положениями главы 30 Гражданского
кодекса Российской Федерации.

4. Оплата
абонентом объема сброшенных
сточных вод производится в
соответствии с данными учета (узел
учета) или договором, а
фактического количества
загрязняющих веществ, сброшенных
со сточными водами, — в
соответствии с данными учета,
полученными на основании
лабораторного контроля. Платежи
абонентов организациям
водопроводно-канализационного
хозяйства производятся:

— за прием
сточных вод и загрязняющих веществ,
соответствующих установленным
нормативам водооотведения;

— за прием
загрязняющих веществ по временным
условиям приема;

— за
сверхнормативный сброс сточных вод
и загрязняющих веществ.

5. Взимание
платы организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства с абонентов за услуги по
приему сточных вод и загрязняющих
веществ производится по
установленным тарифам за услуги по
приему сточных вод и загрязняющих
веществ. В состав тарифов за услуги
по приему сточных вод и
загрязняющих веществ включается
плата организаций
водопроводно-канализационного
хозяйства за загрязнение
окружающей среды и размещение
отходов (осадков) в пределах
допустимых нормативов сбросов.

6. Плата за
нормативных сброс и размещение
отходов (осадков) определяется
базовым нормативом платы на сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты в пределах допустимых
нормативов сбросов, который
устанавливается в соответствии с
законодательством Российской
Федерации и включается в состав
тарифа за услуги по приему сточных
вод и загрязняющих веществ.

По веществам,
имеющим значение предельно
допустимой концентрации, но для
которых базовые нормативы платы за
сброс загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты не установлены, при расчете
платы используется денежное
значение, рассчитанное по формуле
для предельно допустимого сброса.

Для веществ,
не имеющих значения предельно
допустимой концентрации, при
расчете платы используется
денежное значение, установленное
постановлением губернатора (главы
администрации) Иркутской области.

Плата за
сброс сточных вод и загрязняющих
веществ сверх установленных
нормативов водоотведения (по
объему и качеству сточных вод)
взимается организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства дополнительно к оплате
за услуги по приему сточных вод и
загрязняющих веществ.

7. Плата за
временные условия приема
загрязняющих веществ
рассчитывается исходя из базовых
нормативов платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты в пределах установленных
лимитов и базового норматива платы
в пределах установленных лимитов
за размещение отходов (осадков),
установленных в соответствии с
законодательством Российской
Федерации, примененных к разности
между удельными величинами лимитов
и нормативов размещения осадков на
1 куб. м сточных вод. Фактическое
количество сброшенного
загрязняющего вещества
определяется как разница между
утвержденными временно
допустимыми и допустимыми
концентрациями загрязняющих
веществ. Кроме того, расчеты
проводят с учетом фактической
эффективности
очистки(задержки)загрязняющих
веществ на сооружениях
биологической очистки,
коэффициента экологической
ситуации и значимости состояния
водного объекта и почвы региона,
коэффициента индексации платы за
загрязнение окружающей среды,
компенсационного коэффициента,
учитывающего дополнительные
расходы организации
водопроводно-канализационного
хозяйства по приему сточных вод и
загрязняющих веществ (формула 1
приложения 1).

Фактическая
эффективность очистки (задержки)
загрязняющих веществ на
биологических очистных
сооружениях (БОС) определяется как
процент фактического снижения
содержания конкретного вещества,
до и после БОС, усредненный за год,
по данным аналитических
определений в сточных водах,
проводимых лабораториями контроля
на конкретных БОС.

Компенсационный
коэффициент, учитывающий
дополнительные расходы
организации
водопроводно-канализационного
хозяйства по приему сточных вод и
загрязняющих веществ сверх
установленных нормативов, ежегодно
определяется организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства с учетом планируемых на
год затрат за сверхнормативное
загрязнение окружающей природной
среды, затрат на
нормативно-техническое
обеспечение источников
загрязнения окружающей среды и
других работ экологического
профиля.

Для
населенных пунктов с системами
канализации, не обеспеченными
очистными сооружениями, расчет
платы за временные условия приема
производится без учета
эффективности очистки (задержания)
загрязняющих веществ на
сооружениях биологической очистки,
а также соответствующей платы по
размещению осадков.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, имеющих
значение предельно допустимой
концентрации, но для которых
базовые нормативы платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты не установлены, при расчете
платы используется денежное
значение, рассчитанное по формуле
для временно согласованного сброса
(ВСС). Плата рассчитывается по
формуле 1 приложения 1.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, не имеющих
значения предельно допустимой
концентрации, при расчете платы
используется денежное значение,
установленное постановлением
губернатора (главы администрации)
Иркутской области. Плата
рассчитывается по формуле 1
приложения 1.

Общая плата
за временные условия приема
загрязняющих веществ определяется
как сумма по отдельным
загрязнителям.

Расчет платы
за временные условия приема
загрязняющих веществ производится
путем перемножения общей платы за
ВУП на общий объем фактически
сброшенных сточных вод за
расчетный период.

8. Плата за
сброс загрязняющих веществ в
концентрациях, превышающих
временные условия приема,
взимается по ценам, рассчитанным
исходя из стократного значения
базового норматива платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты в пределах установленных
лимитов и стократного значения
базового норматива платы в
пределах установленных лимитов за
размещение отходов (осадков),
примененных к разности между
удельными величинами лимитов и
нормативов размещения осадков на 1
куб. м сточных вод. Фактическое
количество сброшенного
загрязняющего вещества
определяется как разница между
фактическими и утвержденными
временно допустимыми
концентрациями загрязняющих
веществ. Кроме того, расчеты
проводят с учетом фактической
эффективности очистки (задержки)
загрязняющих веществ на
сооружениях биологической очистки,
коэффициента экологической
ситуации и значимости состояния
водного объекта и почвы региона,
коэффициента индексации платы за
загрязнение окружающей среды,
компенсационного коэффициента,
учитывающего дополнительные
расходы организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства по приему сточных вод и
загрязняющих веществ (формула 2
приложения 1).

Для
населенных пунктов с системами
канализации, не обеспеченными
очистными сооружениями, расчет
платы за сброс загрязняющих
веществ в концентрациях,
превышающих временные условия
приема, производится без учета
эффективности очистки (задержания)
загрязняющих веществ на
сооружениях биологической очистки,
а также соответствующей платы по
размещению осадков.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, имеющих
значение предельно допустимой
концентрации, но для которых
базовые нормативы платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты не установлены, при расчете
платы используется стократное
денежное значение, рассчитанное по
формуле для временно
согласованного сброса (ВСС). Плата
рассчитывается по формуле 2
приложения 1.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, не имеющих
значения предельно допустимой
концентрации, при расчете платы
используется денежное значение,
установленное постановлением
губернатора (главы администрации)
Иркутской области. Плата
рассчитывается по формуле 2
приложения 1.

Общая плата
за временные условия приема
загрязняющих веществ определяется
как сумма по отдельным
загрязнителям.

Общая плата
за сброс загрязняющих веществ,
превышающих временные условия
приема, определяется как сумма по
отдельным загрязнителям.

Расчет платы
за сброс загрязняющих веществ,
превышающих временные условия
приема, производится путем
перемножения общей платы по
отдельным загрязнителям на общий
объем фактически сброшенных
сточных вод за расчетный период.

9. Плата за
сброс загрязняющих веществ в
концентрациях, превышающих
нормативы водоотведения для
абонентов, у которых временные
условия приема не согласованы,
взимается по ценам, рассчитанным
исходя из стократного базового
норматива платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты в пределах установленных
лимитов и стократного значения
базового норматива платы в
пределах установленных лимитов за
размещение отходов (осадков),
примененных к разности между
удельными величинами лимитов и
нормативов размещения осадков на 1
куб. м сточных вод. Фактическое
количество сброшенного
загрязняющего вещества
определяется как разница между
фактическими и допустимыми
концентрациями загрязняющих
веществ. Кроме того, расчеты
производятся с учетом фактической
эффективности очистки (задержки)
загрязняющих веществ на
сооружениях биологической очистки,
коэффициента экологической
ситуации и значимости состояния
водного объекта и почвы региона,
коэффициента индексации платы за
загрязнение окружающей среды,
компенсационного коэффициента,
учитывающего дополнительные
расходы организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства по приему сточных вод и
загрязняющих веществ (формула 3
приложения 1).

Для
населенных пунктов с системами
канализации, не обеспеченными
очистными сооружениями, расчет
платы за сброс загрязняющих
веществ в концентрациях,
превышающих нормативы
водоотведения для абонентов, у
которых временные условия приема
не согласованы, производится без
учета эффективности очистки
(задержания) загрязняющих веществ
на сооружениях биологической
очистки, а также соответствующей
платы по размещению осадков.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, имеющих
значение предельно допустимой
концентрации, но для которых
базовые нормативы платы за сброс
загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные
объекты не установлены, при расчете
платы используется стократное
денежное значение, рассчитанное по
формуле для временно
согласованного сброса (ВСС). Плата
рассчитывается по формуле 3
приложения 1.

При
установлении абонентам платы за
временные условия приема
загрязняющих веществ, не имеющих
значения предельно допустимой
концентрации, при расчете платы
используется денежное значение,
установленное постановлением
губернатора (главы администрации)
Иркутской области. Плата
рассчитывается по формуле 3
приложения 1.

Общая плата
за сброс загрязняющих веществ,
превышающих нормы водоотведения,
определяется как сумма по
отдельным загрязнителям.

Расчет платы
за сброс загрязняющих веществ,
превышающих нормы водоотведения,
производится путем перемножения
общей платы по отдельным
загрязнителям на общий объем
фактически сброшенных сточных вод
за расчетный период.

10. Плата за
сброс загрязняющих веществ, не
разрешенных к сбросу в системы
канализации, а также за
установленный факт сброса сточных
вод с превышением более чем в 100 раз
допустимой концентрации по любому
виду загрязнений, а также сброс
агрессивных стоков с pH менее 2 и
более 12, устанавливается исходя из
принятой кратности к тарифу за
услуги по приему сточных вод и
загрязняющих веществ и объема
фактически сброшенных абонентом
сточных вод за один расчетный
период (в соответствии с договором
на прием сточных вод и загрязняющих
веществ) (формула 4).

Размер
кратности тарифа за сброс
загрязняющих веществ, не
разрешенных к сбросу в системы
канализации, а также за факт сброса
сточных вод с превышением более чем
в 100 раз допустимой концентрации по
любому виду загрязнений, а также
сброс агрессивных стоков с pH менее 2
и более 12, определяется
десятикратным тарифом за услуги по
приему сточных вод и загрязняющих
веществ.

11. Плата за
сброс сточных вод абонентов в
системы канализации с превышением
нормативов по объему стоков
(лимитов водоотведения)
устанавливается исходя из принятой
кратности (двукратный) к тарифу за
услуги по приему сточных вод и
загрязняющих веществ и объема
фактически сброшенных стоков сверх
установленного лимита
водоотведения за расчетный период
(в соответствии с договором на
прием сточных вод и загрязняющих
веществ) (формула 5).

12. При
одновременном нарушении
абонентами установленных
нормативов водоотведения (по
объему и качеству сточных вод), в
том числе за временные условия
приема загрязняющих веществ и их
превышение, плата организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства начисляется раздельно по
каждому виду нарушений.

13. Объем
фактически сброшенных абонентами
сточных вод определяется
организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства по данным приборов учета.
При отсутствии у абонентов
приборов учета объем фактически
сброшенных абонентами сточных вод
определяется на основании
согласованных балансов абонентов
(или паспортов водного хозяйства)
по доле от фактически учтенных (в
установленном порядке) объемов вод
из всех источников водоснабжения
(питьевого, технического, горячего
водоснабжения, пара от
теплоснабжающих организаций и др.),
с разбивкой по отдельным выпускам.

Фактические
объемы сбрасываемых абонентом
поверхностных и дренажных вод
учитываются также на основании
водохозяйственных балансов (или
паспортов водного хозяйства).

При
отсутствии у абонентов приборов
учета и согласованных с
организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства водохозяйственных
балансов (или паспортов водного
хозяйства) объем фактически
сброшенных абонентом сточных вод
принимается равным фактически
учтенному объему воды из всех
источников водоснабжения
(питьевого, технического, горячего
водоснабжения, пара от
теплоснабжающих организаций и др.),
с разбивкой по отдельным выпускам.

При этом учет
объемов использования воды из
других источников водоснабжения
(помимо питьевого), а также
поверхностных и дренажных вод
производится в порядке,
определенном соглашением сторон.

Фактические
концентрации загрязняющих веществ
в сточных водах абонентов
определяются путем выполнения
аналитических измерений состава
сточных вод по аттестованным
методикам. Выполнение измерений
производится силами собственных
лабораторий организаций
водопроводно-канализационного
хозяйства в пробах сточных вод,
отбираемых организациями ВКХ в
контрольных колодцах абонентов на
выпусках в системах канализации.

При
отсутствии у абонента в
контрольных колодцах
автоматических пробоотборников
(для обеспечения отбора
усредненной пробы сточных вод)
организациями
водопроводно-канализационного
хозяйства отбираются разовые пробы
сточных вод. Абоненты обеспечивают
доступ представителей организаций
ВКХ к контрольным колодцам для
отбора проб сточных вод в любое
время суток.

Первый
заместитель главы администрации
Н.В. МЕЛЬНИК.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер