издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железные дороги будут реформировать в три этапа

Железные
дороги будут реформировать в три
этапа

В середине
апреля правительство рассмотрело
программу реформирования
железнодорожной отрасли, и
документу наконец был дан
"зеленый свет". С самого начала
программа вызвала множество
споров, однако самые
принципиальные разногласия были
преодолены еще на начальной стадии,
когда проект обсуждался внутри
железнодорожного ведомства. Потом
состоялось несколько расширенных
коллегий МПС с участием
губернаторов, депутатов Думы и
представителей других ведомств,
различные конференции, дискуссии в
прессе… Наконец, в ноябре прошлого
года была создана межведомственная
рабочая группа, в которую, помимо
МПС, вошли Минэкономразвития, МАП,
представители консорциума
компаний-консультантов (проводящая
аудит МПС фирма "Arthur Andersen",
международный консалтинговый
авторитет "McKinsey", российская
"Современные бизнес-
технологии"). Рассматривавшаяся
в четверг программа предлагаемой
реструктуризации МПС — результат
работы комиссии, который был
согласован во всех возможных
ведомствах.

Окончательный
вариант реформирования
железнодорожной монополии
предполагает поэтапный перевод
части железнодорожного хозяйства в
конкурентный сектор при сохранении
нормального режима
функционирования всего комплекса.
Ближайшие полтора года станут
своеобразным "переходным
периодом", во время которого
произойдут необходимые для
последующих действий изменения в
законодательстве. Затем, на первом
этапе реструктуризации, будут
разделены функции
государственного регулирования и
хозяйственной деятельности МПС.
Единый производственный комплекс
должен быть сохранен.
Хозяйствующим субъектом станет
государственное АО "Российские
железные дороги", регулирование
деятельности "РЖД" будет
прерогативой МПС. Создание
"РЖД" позволит обеспечить
дополнительный приток инвестиций,
поскольку у компании, по сравнению
с МПС, будут более широкие
возможности для финансового
маневрирования, в частности для
привлечения крупных кредитов.

Внутри АО
"РЖД" предлагается
корпоративное управление, то есть
все виды "бизнеса" на
железнодорожном транспорте
(пассажирские перевозки дальнего
следования, пригородные
пассажирские, грузовые перевозки,
заводская инфраструктура и
неосновная деятельность) будут
иметь собственные балансы и
управление. Консультанты уверены,
что именно такая система
управления позволит достичь
финансовой прозрачности
деятельности железных дорог, о
которой мечтают инвесторы. Кстати,
прозрачность финансовой
деятельности "РЖД", равно как и
обеспечение изначально одинаковых
условий конкуренции в сфере
железнодорожного транспорта —
принципиальные моменты проведения
реформы.

На втором
этапе начнется
организационно-правовое отделение
некоторых видов бизнеса, например,
ремонтной базы. Часть
инфраструктуры МПС (пассажирский,
грузовой комплексы) будет открыта
частным инвесторам. Правда,
произойдет это только в том случае,
если удастся договориться с
правительством о половинном
субсидировании убыточных
пассажирских перевозок из бюджета.
Принципиальным для этого этапа
станет условие сохранения единства
инфраструктуры и грузовых
перевозок.

И, наконец, на
третьем этапе конкурентные сферы
будут выделены из общей структуры в
отдельные компании. Произойдут
радикальные изменения в пользу
частного собственника, владеющего
подвижным составом: более 50
процентов будет принадлежать
именно ему.

Специалисты
считают, что благодаря
реструктуризации основные
показатели работы
железнодорожного транспорта
возрастут минимум в полтора раза,
появятся возможности для
обновления сильно изношенной
материально-технической базы
отрасли. Иначе говоря, реформа
будет крайне полезна как железным
дорогам, так и всей экономике
страны в целом, ведь в результате
снизится транспортная
составляющая в стоимости товаров,
за счет конкуренции улучшится
качество перевозок, на новый
уровень развития выйдет
машиностроение, увеличатся
поступления в бюджет.

Сергей
ДЕДОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры