издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стране нужен новый трудовой кодекс

Стране
нужен новый трудовой кодекс

Реформа
трудового законодательства — одна
из приоритетных задач для
Государственной Думы. И в самом
деле, действующий еще с 70-х годов
нынешний КЗоТ безнадежно устарел. И
с этим на практике сталкиваются как
наемные работники, так и
работодатели. Нынешние рыночные
условия требуют смены
законодательной регламентирующей
базы.

В обществе, а
следовательно, и в Государственной
Думе, существуют различные, порой
диаметрально противоположные
взгляды на реформу Трудового
кодекса. Поэтому не случайно сейчас
внесены на рассмотрение пять
вариантов законопроекта. Спор идет
по ключевым вопросам: защищенность
работников от произвола
работодателей, роль профсоюзов на
производстве, механизм принятия
управленческих решений,
затрагивающих интересы трудового
коллектива.

Различных
подходов к проблеме множество, и
Государственная Дума образовала
специальную рабочую группу по
подготовке согласованного
варианта проекта Трудового кодекса
РФ. В нее вошли депутаты из всех
фракций и групп Государственной
Думы, авторы внесенных пяти
вариантов законопроекта,
представители общероссийских
профсоюзов и объединений
работодателей. Руководит
деятельностью рабочей группы
первый заместитель председателя
Государственной Думы Л. Слиска.

Как один из
соавторов пятого (по времени
внесения в палату) варианта проекта
Трудового кодекса, я тоже принимаю
участие в создании согласованного
решения. У нас своя законодательная
инициатива, над которой работали 8
соавторов, представляющих 5 фракций
и депутатских групп. Часто
возникает вопрос: а зачем мы с
коллегами внесли еще один вариант
законопроекта?

Отличительная
черта нашего варианта — придать
трудовым отношениям максимально
возможную гибкость. Надо учитывать,
что работники на рынке труда
сегодня заметно отличаются друг от
друга уровнем квалификации,
принадлежностью к разным
технологическим эпохам. Необходимо
помнить и о том, что в интересах
развития экономики самые ценные и
опытные работники, переходя с
предприятия на предприятие,
переезжая в другие регионы, будут (и
это необходимо!) нести свой опыт
другим коллективам.

Естественно,
это не позволяет установить для
разных групп работников одинаковые
условия найма. В сложившейся
ситуации центр тяжести может и
должен быть перемещен на
договорное (индивидуальное и
коллективное) регулирование
трудовых отношений. Задача же
собственно законодательства будет
сводиться к установлению процедур
и определению предельных
(минимальных или максимальных)
норм, определяющих условия труда,
права и обязанности работника и
работодателя. Другим
принципиальным положением
внесенного нами законопроекта
является право на
представительство и защиту
интересов работника. Помимо
существующих ныне в системе, есть
множество других различных органов
и организаций, готовых по
собственной инициативе выступать в
защиту нарушенных прав, законных
интересов трудящихся. Это создает
новые, по сравнению с
зафиксированными в действующем
КзоТе, возможности защиты прав и
законных интересов работника в
условиях сокращения формальных
гарантий.

В
законопроекте описываются
процедуры проведения консультаций
работодателя с представительными
органами работников, что устраняет
существенный пробел действующего
законодательства. А у работодателя
появляется возможность
оперативного принятия
управленческих решений при
одновременном снижении конфликтов
в собственном коллективе. Как
закрепить эти договоренности? В
законопроекте и это прописано:
соглашениями, коллективными
договорами — любыми правовыми
актами, принимаемыми на уровне
предприятия.

На
представленный законопроект
поступили отзывы от ряда
законодательных органов субъектов
Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной и судебной
власти, профсоюзных объединений. Он
поддержан Архангельским областным
собранием депутатов, Липецким
областным Советом депутатов,
Народным собранием Республики
Дагестан, Комитетом
Законодательного Собрания
Краснодарского края по
здравоохранению и социальной
защите, Министерством энергетики
Российской Федерации. Во многих
отзывах содержатся конкретные
предложения по улучшению текста
законопроекта.

Вместе с тем
нельзя обойти вниманием и
содержащийся в ряде отзывов тезис о
якобы антисоциальной
направленности законопроекта. С
подобным высказыванием никак
нельзя согласиться. Ведь очевидно,
что формально содержащиеся в
действующем КЗоТе многочисленные
положения о социальной защите
наемных работников на практике не
работают, да и работать в
современных условиях просто не
могут. Давайте подумаем вместе — что
лучше: иметь кучу прав на бумаге или
пользоваться разумно определенным
и полностью гарантированным
перечнем мер социальной защиты?
Нельзя прыгнуть выше головы,
записав в законопроекте хотя и
красиво звучащие, но заведомо
нереализуемые при нынешнем
экономическом состоянии права
работников, трудовых коллективов,
профсоюзов. Путь здесь возможен
только один: принимать
реалистичный Трудовой кодекс,
способствующий развитию
производства, и потом по мере
экономического роста увеличивать
объем и качество гарантированных
социальных прав трудящихся.

Именно такой
позиции придерживается
большинство членов рабочей группы
по подготовке согласованного
варианта Трудового кодекса, что уже
позволило преодолеть ряд
разногласий Правительства РФ с
профсоюзами и выработать общую
позицию по первым двум главам
законопроекта. Работа
продолжается.

Константин
ЗАЙЦЕВ
депутат Государственной Думы

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры