издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правила "игры" для "металлистов" введены.

Правила
"игры" для "металлистов"
введены.
Хотелось бы, чтобы они выполнялись

Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"

В популярной оперной арии
Мефистофель громко смеется над
людьми, которые "гибнут за
металл". В послеперестроечной
России металл, за который люди
готовы продать душу (и родину
заодно), — не только золото, которое
имел в виду оперный дьявол. Для
огромной армии собирателей лома,
превративших полезную для
государства пионерскую игру
советских времен в весьма доходный
бизнес, это — медь, латунь, алюминий,
свинец, цинк, а также железо. Совсем
недавно его много валялось на
территории бывшего Советского
Союза.

Уже не
валяется…

О том, как
российские граждане, волокут в
приемные пункты мешки, набитые
мемориальными табличками с
кладбищ, дверные ручки и километры
проводов с ЛЭП, и этот цветной лом
эшелонами вывозят за рубежи страны,
написано, сказано и показано
достаточно. А вот тема черного
металлолома, из которого в развитых
странах, да и в России тоже,
производится более 35% стали,
оставалась в тени. И в этой тени
трудились до недавнего времени
"алхимики", которые без
всякого философского камня
превращали ржавое железо
(стратегическое сырье страны) в
баксы на личных валютных счетах,
поставляя российский лом на
металлургические заводы Европы и
Азии. Потрудились эти ребята славно
— на необъятных просторах
демократической России
качественного черного металлолома
почти не осталось. Его полностью
выгребли из европейской части и с
Дальнего Востока. Кое-что еще есть в
Сибири, чуть больше "кое-чего"
в Иркутской области.

Металлоломной
вакханалии благоприятствовала
легкость, с которой можно было
зарегистрировать фирму по
заготовке вторичного сырья. С
фантастической скоростью
сколачивались миллионные
состояния. Фирмы- однодневки с
криминальным душком возникали на
пустом месте, снимали
"металлические пенки" и, набив
карманы "зелеными", меняли
дислокацию, проявляясь в новом
месте под новым названием. В
некоторых регионах таких
"пионеров" — сборщиков
металлома — числилось до 500.
Мобильность и умение обойтись без
обременительного оборудования,
которое необходимо для
профессиональной переработки лома,
позволяло однодневкам избегать
контроля и утаивать доходы.
Интересовал их в первую очередь
кусковой, не требующий переработки
металл. Стружка и легковес
выбрасывались, осложняя и без того
неприятную для большей части
России экологическую обстановку. А
ведь спецификой отрасли во всем
мире является то, что
заготовительные предприятия несут
еще и санитарные функции —
освобождают землю от ржавеющего
железа.

Но вот 11 мая
нынешнего года вспомнившее вдруг о
государственных интересах
правительство издало новые
постановления о лицензировании
деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома
цветных и черных металлов.
Одновременно были утверждены
правила обращения с вторичным
сырьем.

В прессе
постановления называются
своевременными и революционными. С
первым соглашаться не хочется. Они
были бы своевременными лет 10 назад.
Что же касается революции в
металлоломном бизнесе, то в
принятых постановлениях имеются
моменты, которые действительно
внушают оптимизм.

Здесь два
принципиальных отличия от старого
положения.

Первое: рынок
цветного лома отделен от рынка
черных металлов. Это правильно —
разное оборудование, разные объемы.
Теперь, чтобы работать и с черным, и
с цветным металлом, надо иметь две
лицензии.

Второе:
конкретно и точно определено
профессиональное оборудование.

Отмеченные
особенности должны затруднить
лицензирование, убрать с рынка
металлолома криминал, сделать
бизнес профессиональным и
прозрачным.

Казалось бы,
теперь честные предприниматели, да
и вообще патриоты отечественной
металлургии, могут писать
благодарственные письма в Госдуму
и правительство. Есть у тебя
комплект оборудования,
необходимого для заготовки и
переработки металлолома? Получай
лицензию в комитете по экономике
областной администрации и работай
себе спокойно на благо
отечественной промышленности.
Делай бизнес, плати налоги…

Но вот уж нет!
Россия — страна парадоксов. Это
наглядно видно из той ситуации,
которая сложилась в последние
месяцы в отрасли.

Что любят
китайцы?

Почему
китайцы? Да потому что именно они
являются претендентами на весь
"плохо лежащий" в Сибири
металл. Китайцам очень нравится
металлолом категории 5а. Это
толстые стальные плиты, массивные
монолитные детали и прочие, большие
такие, куски, которые практически
без всякой предварительной
переработки можно бросать в печь.
За такой суперлом бизнесмены из
Поднебесной отваливали российским
партнерам аж до 95 баксов за тонну (в
Китае он идет по 180 долл.). А если
"лом" годен к употреблению без
переплавки, то совсем хорошо.
Помнится, где- то около года назад
спецслужбы придержали на ст.
Батарейная состав, в котором под
металлолом маскировался груз
новеньких запасных частей для
бронетехники. Поставщиком товара
была "одна иркутская
заготовительная фирма".

Металл
класса 12а — легковес — китайским
"братьям" совсем не нравился.
Это стружка, всяческая проволока,
корпуса от автомашин и прочий
мелкий ржавый хлам. Тот самый,
который пока валяется по полям,
лугам, обочинам и свалкам и
доставляет массу хлопот всяким
"зеленым" экологам. Возни
много, навара мало. Его надо
перерабатывать, резать, очищать,
прессовать в пакеты. Без такой
переработки он в печи тут же сгорит.
Вот поэтому, как в детской сказке
про глупого медведя — "вершки"
и "корешки", все
"корешки"-сливки уходили в
китайскую индустрию, а
"вершки"-легковес после
переработки на немногих,
работающих на отечественную
промышленность
заготовительно-перерабатывающих
предприятиях — в родную
металлургию.

Но тут с
полным взаимопониманием между
китайскими и российскими
любителями "корешков"
возникли осложнения. В связи с
упомянутым выше постановлением,
во-первых, и мораторием на поставки
тяжелого металла в Китай, который
Россия ввела в конце июля,
во-вторых.

Мораторий
действует уже месяц. Объявлен он по
причине, имеющей лишь косвенное
отношение к интересам государства.
Сработали в данном случае интересы
ведомственные. В МПС, по ходу
реорганизационных перестроек и
управленческих экспериментов,
вдруг обнаружилось, что не хватает
так называемых полувагонов. Они
используются не только для
перевозки лома, но и леса, угля, руды
и т.д. Чтобы ликвидировать дефицит и
освободить тару под внутренние
перевозки, и был введен
"китайский" мораторий. Ведь
эти самые полувагоны до тысячи штук
скапливались и простаивали на
пограничных переходах в ожидании,
когда их поставят на китайскую,
более узкую, колею. Кстати, и сейчас
стоят…

С
пограничными переходами тоже
получилась неувязочка. Раньше
иркутским "металлистам" до
границы было рукой подать.
Маньчжурия рядом. Но таможня,
которой надоело "давать добро"
где попало и почти даром, тоже
решила реформироваться и
трансформироваться. По приказу
главного российского таможенника
генерал — полковника Ванина
Иркутская таможня реорганизуется и
объединяется с Новосибирской, а для
вывоза в Китай металлов
устанавливается лишь два перехода —
Пограничный и Махалино. Оба они
находятся на Дальнем Востоке. При
таких расстояниях даже
"китайская" маржа (годовая
чистая прибыль) становится не столь
привлекательной, как раньше.

Изменилась
обстановка и в самом Китае. Недавно
там ликвидированы домашние домны —
"живопырки", которые по
гениальной мысли "великого
кормчего" были когда то
установлены чуть не в каждом дворе.
Сегодня китайская металлургия
ориентирована на большие
металлургические заводы. И им
теперь дешевого металлолома надо
больше, чем прежде. Поэтому
китайские бизнесмены продолжают
любить своих российских коллег и
покупают металл впрок, обоснованно
полагая, что дискомфорт, возникший
в связи с новым положением о
лицензировании и мораторием вскоре
"рассосется" и бизнес
"устаканится". Они знают, что
все чиновники любят деньги — и
китайские, и российские.

Металл Родине

О том, что для
родной металлургии остается в
основном дешевый металлолом —
легковес, уже говорилось. Но и с
этим металлоломом достаточно
хлопот. Предприятия,
заготавливающие и
перерабатывающие черный
металлолом в Иркутской области,
поставляют его, в основном, на три
металлургических комбината —
Кузнецкий металлургический
комбинат (КМК), "Запсиб" и
"Амурметалл". Принимают
металлурги переработанный и
подготовленный к переплавке лом по
цене около 1000 рублей за тонну. Это,
если он класса 5а, а легковес стоит
дешевле, хотя обходится
заготовителям, в силу большой с ним
возни, дороже. Ведь его надо
сортировать, чистить, резать,
прессовать.

Но даже такие
цены и такая морока были приемлемы
для предприятий, ориентированных
на отечественную промышленность,
пока железнодорожники не решили,
что их все обижают. После того, как
МПС подняло тарифы на 37%, возить
металлолом на Дальний Восток и на
не менее дальний Запад стало для
заготовителей не выгодно.
Металлурги, полагая себя
монополистами, на уступки идти не
хотят. Но и заготовительные
предприятия знают, что без
регулярных поставок металла из
Иркутской области у металлургов
появятся проблемы. Ведь в других
регионах лома почти не осталось.
Вот и пробуют партнеры, что крепче —
коса или камень? А может быть,
руководство МПС, наконец,
сообразит, что резать кур, даже если
они несут не золотые яйца, а самые
обыкновенные, — себе дороже.

Возникла
занятная ситуация: одни готовы
заниматься заготовкой и
переработкой металлолома, другие
готовы его возить, третьим он
позарез нужен. Но в этом море
желаний и самых благих намерений
все стоит на месте, хотя придуманы
очень правильные правила работы
для участников процесса.

А стоит ли
овчинка выделки?

Итак,
процесс, под который подведена
великолепная законодательная база,
пока не пошел. Завис на некой грани,
за которой видится (или мерещится)
совершенно новое качество бизнеса.
На наш взгляд, хорош не тот бизнес,
от которого хорошо китайцам, а тот,
при котором создаются новые
рабочие места в России и
наполняется областной кошелек.
Чтобы было ясно, о каком наполнении
идет речь, займемся арифметикой.

По оценкам
экспертов из области ежегодно
вывозится (легально, полулегально и
совсем нелегально) не менее 500 тысяч
тонн черного металлолома. Маржа
(годовая чистая прибыль) с этого
"старого железа" составляет,
по мнению экспертов, не менее 5
000.000.000 рублей. Поскольку совокупный
налог с прибыли составляет 50%, в
консолидированный бюджет области
могло бы поступать ежегодно не
менее 2.500.000.000 рублей. ( И это только
за счет черного металлолома, а есть
еще и цветной…) Так что наполнение
областного кошелька могло бы быть
очень даже ощутимым. И может стать
таковым. Благодаря новым
постановлениям правительства о
лицензировании. А вот насколько
эффективно это будет сделано,
зависит исключительно от
исполнителей.

Сколько нам надо
заготовителей
с лицензиями?

Главными
участниками процесса станут
предприятия, имеющие лицензию на
работу с металлоломом. Срок
лицензий, полученных 63
хозяйствующими субъектами области
по работе с цветным и черным ломом
на основании прежнего, утратившего
силу, положения, заканчивается в
августе. А новые правила, по которым
предприятие, намеренное работать с
металлоломом, может получить
лицензию, достаточно жестки.

Обязательным
условием для выдачи лицензии
предприятию является:

Соблюдение
законодательства РФ,
экологических, санитарно-
эпидемиологических, гигиенических,
противопожарных норм и правил…

Обеспечение
контроля радиационной
безопасности и взрывобезопасности
лома черных металлов.

Наличие у
лицензиата на праве собственности
или ином законном основании
земельного участка, помещений и
другого имущества, используемого в
качестве средств производства, в
том числе: наличие оборудования для
огневой резки лома черных металлов,
места для хранения баллонов с
топливом и кислородом, весового
оборудования, внесенного в гос.
реестр, дозиметрического
оборудования, разрешенного к
промышленному использованию и тоже
внесенному в гос. реестр,
грузоподъемного оборудования,
грузоподъемностью не менее 5 тонн,
не менее 50% которого должно быть
оснащено электромагнитной шайбой
либо грейферным захватом. Кроме
наличия у лицензиата в одном из его
подразделений в пределах субъекта
территории РФ пресса для
пакетирования лома черных металлов
(с усилием прессования не менее 2500
кН (250 атмосфер) либо пресс-ножниц (с
усилием реза 3000кН (300 атмосфер),
нужен еще и стружкодробильный
агрегат…

Много чего
еще надо иметь, и практически
каждое требование является
препятствием для получения
лицензии шустрыми ребятами,
имеющими в распоряжении забор,
грузовик и карман и привыкшими
работать по "корешкам".

Я не случайно
выделил положение о прессах и
ножницах. Пикантность ситуации в
том, что в Советском Союзе весь этот
"металлоломный" набор имелся у
единственной организации —
"Вторчермета". В настоящее
время во всей Иркутской области в
наличии всего 5 прессов. Они
принадлежат трем организациям.

Вопрос:
сколько предприятий в Иркутской
области удовлетворяют всем
требованиям положения?

Официально
на этот вопрос может ответить
только одно учреждение. Это
лицензионная комиссия, которая
работает в комитете по экономике
администрации области.

Но можно с
уверенностью сказать, что уже
сегодня предприятий, получивших
лицензии по новому положению,
больше трех. Как они умудрились
обойти закон, остается только
догадываться. Для того чтобы
представить сложность
"обходного маневра", надо
знать, что такое пресс мощностью в
2500 kH, способный превратить в
аккуратный куб корпус автомобиля.

Дело в том,
что настоящий пакетировочный пресс
представляет собой сложное
инженерное сооружение размерами с
многоэтажный дом и с
производительностью не менее 20
тонн в день. Фактически это
маленький завод со штатом
квалифицированных специалистов.

Можно
предположить, что хитрые на выдумку
последователи г-на Корейко,
создавшего "химическое
производство" из двух бочек и
клистирной трубки, сумели выдать за
мощное пакетировочное прессовое
оборудование
"модернизированные" прессы,
предназначенные для выжимания
масла из семечек.

"Голь на
выдумки хитра". Но на всякую
"голь" должна быть управа —
власть и закон.

Не подлежит
никакому сомнению, что областная
администрация должна взять отрасль
заготовки и переработки
металлолома (как цветного, так и
черного) под полный контроль,
покончить с воровством, соблюсти
интересы государства и интересы
области. И мы уверены, что она
сумеет это сделать. Ведь новое
постановление — мощный инструмент
для наведения порядка.

Но даже
работающего закона мало, чтобы
зависший в мертвой точке процесс
пошел. Точное соблюдение
требований, необходимых для
получения лицензии, — обязательное,
но недостаточное условие.

Хотелось бы
увидеть со стороны комитета по
экономике областной администрации,
помимо заявлений о том, что
"возврата к беспределу не
будет" (см. "ВСП" от 11.08.2001г.),
конкретные действия, направленные
на разрешение обозначенных выше
проблем. А такие действия комитет
предпринять обязан. Поскольку по
статусу он защищает интересы
государства.

Еще раз
обозначим задачи, которые из этих
интересов естественным образом
проистекают.

Создать
такую обстановку на рынке
металлолома, чтобы он шел не в
Китай, а на отечественные
металлургические комбинаты. Только
в этом случае российской
промышленности российского
металла хватит еще надолго.

Поставить
дело таким образом, чтобы наши поля,
луга, дороги и, самое главное,
берега Байкала были очищены от
ржавеющего железа.

Создать
условия для оптимальных
взаимоотношений между партнерами
на рынке металлолома. Это —
предприятия по заготовке и
переработке, железная дорога и
металлургические комбинаты.

Очевидно, что
решить все эти проблемы в масштабах
региона можно будет лишь в том
случае, если ими займется не только
администрация Иркутской области,
но и Законодательное собрание, и
аппарат представителя Президента
РФ в Сибирском федеральном округе,
и депутаты Государственной Думы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры