издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реформа железнодорожного транспорта в Сибирском регионе

  • Автор: Алина БОЯРКИНА

В октября в Новосибирске прошло окружное совещание по Сибирскому федеральному округу по вопросам
совершенствования системы транспортного обслуживания в регионе. В нем приняли участие полномочный
представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский,
первый заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин, заместитель министра путей сообщения
РФ Анна Белова, главы администраций субъектов федерации Сибирского округа, депутаты Госдумы и
Федерального собрания РФ, начальники Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской и
Забайкальской дорог.

К ходу проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте в последнее время
проявляется много внимания, и не случайно о том, какими будут стальные магистрали в период
реформирования, и велся обстоятельный разговор на совещании.

На сегодня штабом реформирования железнодорожного транспорта МПС России в соответствии с
утвержденным планом-графиком проведена работа по завершению первого этапа реформирования, основная
задача которого — разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности, которые до
настоящего времени сосредоточены в МПС России. Разработан план дальнейших мероприятий по реализации
Программы структурной реформы. Поэтому основной задачей встречи являлось определение главных
направлений взаимодействия железнодорожной отрасли с регионами в условиях реализации государственной
политики по реформированию МПС.

Особое место в транспортном комплексе Сибирского региона занимают железные дороги (Западно-
Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и Забайкальская), играющие исключительно важную роль в
обслуживании промышленного потенциала и обеспечении жизнедеятельности региона. Эксплуатационная
длина железнодорожных путей региона составляет 15,3 тыс.км, это около 18% длины всей железнодорожной
сети России. Практически все грузы в районы Сибири и прилегающие территории завозят с участием
железнодорожного транспорта. За период январь — сентябрь 2002 г. железнодорожным транспортом было
погружено 800,2 млн.тонн грузов, что составило 101,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого
года. В целом за 2002 г. ожидаемый объем отправления грузов составит 1077 млн.тонн, что на 1,9% превышает
показатель 2001 г.

Как всякая радикальная перестройка, эта реформа требует принятия решений, гарантирующих получение
приемлемого результата в самых неблагоприятных ситуациях. Естественным гарантом для ОАО «РЖД» в
условиях пространственной рассредоточенности российской экономики является не только опора на
финансовые ресурсы центра, но и всемерная поддержка регионов.

Центральными проблемами во взаимоотношениях железнодорожной транспортной (естественной)
монополии и регионов Сибири являются следующие: установление уровней тарифов на пригородные
перевозки, приемлемые как для населения, так и для предприятий по пригородным перевозкам и разработка
эффективной тарифной политики для перевозки массовых грузов и, в первую очередь, угля.

Пригородные перевозки на железнодорожном транспорте Российской Федерации традиционно убыточны,
что объясняется столь же традиционно низким уровнем доходов подавляющей части населения — пользователей
данной услуги. В этой связи до 60% пассажиров в пригородном сообщении пользуются различными льготами
при оплате проезда, что и предопределяет эту убыточность.

Если оставить тарифную политику центра этой части неизменной, то единственным способом сокращения
масштабов убыточности является снижение всех видов издержек на пригородные перевозки. Это позволит
сэкономить на данной факторе ориентировочно до 25% расходов, однако это приведет к существенному
снижению качества оказываемых услуг, а также к снижению уровня безопасности перевозок.

Конструктивным выходом из этой, по сути дела тупиковой, ситуации является, во-первых, обоснованное
сокращение числа льготников, во-вторых, персонификация предприятий — «доноров» по пригородным
перевозкам, в-третьих, повышение качества эксплуатационной работы в пригородном сообщении.

Проблема совершенствования организации железнодорожных пассажирских перевозок в
регионах, помимо развития правовых основ, требует и серьезных структурных преобразований. В ходе
проведения реформы на железнодорожном транспорте как в составе железных дорог (дирекции по
обслуживанию пассажиров), так и вне их состава (пассажирские компании) образуются обособленные
подразделения, обеспечивающие перевозки и обслуживание пассажиров в поездах и на вокзалах, и в том числе в
пригородном сообщении.

Общесетевая сумма потерь доходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в
пригородном сообщении, по расчетам Департамента пассажирских сообщений МПС России, составила 6 млрд.
руб., или в 1,5 раза больше суммы собранных доходов от продажи билетов в этом виде сообщения. В связи с
этим вопросы документирования учета объемов перевозок льготников и потерь доходов от них приобретают
первостепенное значение для обеспечения региональных перевозок общественным транспортом с участием
субъектов РФ.

Такого рода предприятия с участием региональных органов власти будут способствовать увеличению
доли налоговых поступлений в бюджете субъекта РФ от железной дороги, уменьшению потерь от перевозок
льготных категорий граждан, улучшению обслуживания некоторых социальных категорий: инвалидов,
ветеранов. Целесообразность подобных предприятий очевидна в регионах с крупными предприятиями,
работники которых пользуются железнодорожным транспортом при поездках на работу и с работы, а также на
отдых.

Дальнейшее реформирование пригородных перевозок предусматривает конкурсную продажу субъектами
Российской Федерации транспортным компаниям лицензий на осуществление пригородных пассажирских
перевозок с гарантированной оплатой. Это позволит повысить эффективность и качество транспортного
обслуживания населения в регионе.

В целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта в Сибирском регионе
МПС России уделяет основное внимание созданию благоприятных условий для перевозки массовых грузов.
В целях развития сырьевого комплекса России тарифная политика железных дорог в отношении
перевозок основных низкостоимостных сырьевых грузов, таких как уголь, кокс, руда, направлена на
максимально возможное снижение тарифной нагрузки на грузоотправителей.

В Прейскуранте 10-01 для сырьевых грузов, в том числе угля, кокса, железной и марганцевой руды, руд
цветных металлов, леса круглого и пиломатериалов, как грузов первого тарифного класса, установлена скидка в
размере 10-30% в зависимости от расстояний перевозки.

При перевозках угля на дальность, превышающую 3000 тыс. км, установлен понижающий коэффициент в
размере 0,377. При перевозках кокса на дальность, превышающую 4000 тыс. км, установлен понижающий
коэффициент в размере 0,845. При перевозках лесных грузов на дальность, превышающую 3000 тыс. км,
установлен понижающий коэффициент в размере 0,5. При унификации железнодорожных тарифов с 1 августа
2001 года повышающий коэффициент к ставкам Прейскуранта 10-01 на перевозки каменного угля, нефелиновой
руды и концентрата алюминиевой руды, бокситов составил 1,05, железной руды и кокса — 1,0 при среднем
повышающем коэффициенте 1,18. При индексации железнодорожных тарифов с 7 июля 2002 года в среднем в
1,068 раза, в том числе на грузы первого тарифного класса в 1,039 раза, индексация тарифов на перевозки
каменного угля и железной руды не производилось.

В целях поддержания конкурентоспособности продукции отечественного сырьевого комплекса на
мировом рынке на экспортные перевозки угля и кокса со станций Западно-Сибирской, Красноярской,
Восточно-Сибирской железных дорог установлены спецставки в направлении основных сухопутных
погранпереходов.

Помимо этого, для обеспечения перевозок угля с основных угледобывающих районов страны, и в первую
очередь Кузбасского угольного бассейна, МПС России были выполнены за прошедший период значительные
работы по усилению инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта по основным
направлениям угольных маршрутов. Приоритеты были отданы усилению подходов к морским портам и
пограничным переходам. Проведены и проводятся работы по усилению пропускных и перерабатывающих
способностей предпортовых станций Находка-вост., станций Санкт-Петербургского узла, связанных с созданием
угольного терминала в Усть-Луге, усиление подходов к Мурманскому и Новороссийскому морским портам и
др.

Кроме того, освоение новых месторождений угольной отрасли требует дополнительных инвестиционных
ресурсов для развития железнодорожного транспорта. Только на развитие железнодорожного транспорта
угольных разрезов Кузбасса требуется около 5 млрд.рублей.

Решение этой проблемы без участия регионов не представляется возможным. Так, 26 октября текущего
года губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и начальник Западно-Сибирской железной дороги
Александр Целько подписали «Программу развития и совершенствования технологии работы магистрального и
промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на
период 2002-2005 гг.» Согласно программе, на
развитие железнодорожной инфраструктуры в регионе угольные компании Кузнецкого бассейна направят более
1 млрд. рублей, в дополнение к 4 млрд. рублей средств МПС России.

Речь идет о строительстве и реконструкции железнодорожных путей внутри регионов, что позволит
увеличить пропускную способность путей от месторождений до промышленных предприятий области и
главного пути.

К 2010 г. загрузка отдельных линий и участков Транссиба грузовыми перевозками может выйти на
уровень 60-80% от максимально реализованных ранее объемов перевозок.

Намечаемый рост объемов перевозок по Транссибу обуславливается как ростом перевозок топливно-
энергетических и рудно-металлургических грузов, так и значительным ростом перевозок товаров народного
потребления.

Развитие Транссибирской магистрали с учетом развития добывающих предприятий в Сибирском
федеральном округе потребует адресно-целевых инвестиций на развитие объектов инфраструктуры
федерального железнодорожного транспорта на период 2003-2005 гг. в объеме 13,86 млрд. руб.

Государственные инвестиции в первую очередь должны быть привлечены в строительство
объектов транспортной инфраструктуры, имеющих национальные приоритеты.

Для привлечения инвестиций субъектов Российской Федерации в модернизацию и реконструкцию
объектов транспорта, расположенных на их территории, должна быть разработана совместно с органами
исполнительной власти система финансовой поддержки, включая вопросы предоставления налоговых льгот.

Инвестиции МПС должны быть направлены на поддержание существующей инфраструктуры магистрали
(капитальный ремонт подвижного состава, пути и искусственных сооружений, реконструкцию и модернизацию
объектов электроснабжения, оснащение необходимой техникой объектов локомотивного, вагонного и путевого
хозяйств, для обслуживания подвижного состава и путевых машин нового поколения).

Привлечение средств частных инвесторов возможно в строительство и оснащение контейнерных
терминалов, приобретение специализированного подвижного состава.

Значительные средства вкладывает Министерство в инфраструктуру железнодорожного транспорта,
связанную с оптимизацией работы отрасли и управлением перевозочным процессом.

За последние годы по Транссибирской магистрали, являющейся опорой транспортной системы
Сибирского федерального округа, проложены тысячи километров волоконно-оптической линий связи, на базе
которой совершенствуется система связи в регионе, формируются новые региональные центры управления
перевозками (г. Иркутск), ведутся работы по удлинению станционных путей для организации движения
тяжеловесных и длинносоставных поездов, производится техническое перевооружение предприятий
железнодорожного транспорта, которые в округе часто являются градообразующими (локомотивные, вагонные
депо и др.).

Важнейшим аспектом совместной работы с регионами является создание операторских компаний. К
сожалению, большой активности со стороны регионов в образовании транспортных компаний и приобретении
подвижного состава для пользования железнодорожной инфраструктурой не наблюдается.

Учитывая, что своевременный вывоз грузов — дело государственное, единственным способом решения
проблемы является привлечение под руководством регионов средств государства
для приобретения
необходимого подвижного состава, организацию транспортных компаний и их выход на инфраструктуру
железнодорожного транспорта.

Учитывая концепцию разработки нового Прейскуранта 10-01 с разделением инфраструктурной и
вагонной составляющей с помощью подобных операторских компаний, владеющих собственным подвижным
составом, можно было бы решить задачу удешевления транспортной составляющей в цене, так называемых
«массовых грузов».

Подводя итоги совещания, первый заместитель министра путей сообщений РФ Владимир Якунин
подчеркнул, что только в условиях тесного конструктивного сотрудничества мы сможем решить вопросы
улучшения развития транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально-экономического
развития Сибири, интеграции в мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата
сибирских регионов.

Решением форума была поддержана проводимая МПС РФ государственная политика при
осуществлении структурной реформы на федеральном железнодорожном транспорте.

Участниками также были высказаны пожелания МПС РФ: при подготовке и реализации инвестиционных
программ развития инфраструктуры железнодорожного транспорта учитывать стратегию экономического
развития Сибири и программ социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа.

Не первый год главы субъектов федерации, МПС и руководители дорог подписывают соглашения, в
которых прорабатывается программа совершенствования транспортного обслуживания регионов, условия
обеспечения устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта. Работа по этим соглашениям
была признана результативной. Легче решались вопросы с удовлетворением спроса каждого региона на
грузовые и пассажирские перевозки, обслуживание совместных социальных объектов. Поэтому представители
федеральной власти, руководства МПС РФ, руководители дорог, главы субъектов федерации подписали
Декларацию, в которой отражены основные моменты соглашений на 2003 год.

Органы власти субъектов РФ Сибирского федерального округа будут содействовать Министерству путей
сообщения РФ в проведении государственной политики при осуществлении структурной реформы на
федеральном железнодорожном транспорте. По обслуживанию пассажиров — участие в создании пригородных
компаний, заключение договоров на выполнение социального заказа с пригородными компаниями и
железными дорогами с целью снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок и повышения
уровня обслуживания населения; предусматривание в бюджетах субъектов федераций средств на льготы по
перевозке гражданам в пригородном сообщении в соответствии с федеральным и региональным
законодательством и на участие в инвестиционных программах по обновлению подвижного состава,
строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры;
оказание содействия в
установлении экономически обоснованных тарифов на потребляемую электроэнергию для тяги поездов.

В целях улучшения качества услуг по оказанию медицинской помощи населению и функционирования
социальной сферы включать лечебно-профилактические, образовательные и культурные учреждений
Министерства путей сообщения России в региональные программы здравоохранения, образования и культуры.

Министерство путей сообщения России и железные дороги со своей стороны обеспечивают
удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, выполнение необходимого
объема пассажирских перевозок в пригородном сообщении на территории субъектов РФ Сибирского округа.
Железнодорожное ведомство осуществляет инвестиционную деятельность, направленную на развитие
железнодорожной инфраструктуры, для улучшения качества транспортного обслуживания предприятий и
населения регионов, обеспечивает в рамках действующего законодательства сохранение существующей
налогооблагаемой базы, порядка уплаты и объема поступлений налогов в региональные и местные бюджеты, во
внебюджетные территориальные фонды, а также своевременное внесение текущих платежей в региональный и
местные бюджеты, во внебюджетные территориальные фонды.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное