издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Угол падения

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Иркутские нефтяники не испугались ценовых колебаний По итогам декабрьских и январских торгов цена на нефть в России упала на 50% по сравнению с ноябрем - до 11,2 доллара за баррель. Как считают эксперты, это обстоятельство не замедлит отразиться на компаниях, разрабатывающих малые месторождения нефти и специализирующихся на поставках сырья внутри страны. Они прогнозируют серьезное снижение их рентабельности. Иркутские нефтяники спокойно переживают падение цен, ссылаясь на свое территориальное преимущество по отношению к рынкам сбыта. Но при дальнейшем ухудшении конъюнктуры не исключают возможность переориентировать товарные потоки на экспорт.

По информации агентства «Кортес», в начале декабря 2004 года цены на нефть на внутреннем
рынке по сравнению с началом ноября упали на 34% — до 15,8 доллара за баррель (за
вычетом НДС). Цены на сырую нефть в среднем по странам СНГ снизились на 14% — до 30,4
доллара за баррель. В начале января падение внутренних цен продолжилось — они снизились
до 11,2 доллара за баррель, в то время как цены в СНГ сократились на 11% — до 27,1
доллара за баррель.

В прошлом году росту внутренних цен на нефть способствовали спекулятивные факторы. В
декабре-январе рынок пришел к справедливым ценам, считают эксперты RBC. Этому
способствовали снижение мировых цен на нефть и тот факт, что ЮКОС стал меньше
продукции поставлять за рубеж. С нового года нефтяные компании поставляют на экспорт на
2% меньше нефти, чем в прошлом году, а добывают даже больше, чем раньше, что не могло
не привести к снижению цен на внутреннем рынке.

В Иркутской области добычу нефти ведут две компании: ООО «Дулисьма», разрабатывающее
Дулисьминское месторождение в Киренском районе, и ООО «Иркутская нефтяная компания»,
которому через дочерние структуры принадлежат лицензии на добычу углеводородного сырья
на Марковском, Ярактинском и Даниловском нефтегазоконденсатных месторождениях на
севере Иркутской области. Обе компании ведут поставки сырья для нужд муниципалитетов и
российских НПЗ, расположенных главным образом на Дальнем Востоке.

Кроме развития промысла, они ведут работу над созданием транспортной инфраструктуры.
Более двух лет эксплуатируется полевой нефтепровод Дулисьма
— Яракта — Марково, который связал три нефтяных месторождения. В дальнейшем в
транспортную систему Дулисьма — Яракта планируется включить еще более северное
Даниловское месторождение. Параллельно ведется строительство ООО «Дулисьма» нитки
нефтепровода Яракта — Усть-Кут и ООО «ИНК» — Марково
— Усть-Кут.

Генеральный директор ООО «ИНК» Марина Седых рассказала, что до конца года компания
приступит к эксплуатации нефтепровода и начнет отгрузку топлива без привлечения
автотранспорта сразу в железнодорожные цистерны. Инвестиции в строительство 114 км
трубопровода с пропускной способностью 900 тыс. тонн нефти в год, а также пункта
перегрузки в районе железнодорожной станции в Усть-Куте составят 150 млн. рублей.
Марина Седых уточнила, что нестабильность цен на внутреннем рынке не должна отразиться
на планах по строительству нефтепровода. «Это отразится только на сроках окупаемости
проекта. Мы уже начали осваивать привлеченные на реализацию проекта кредитные ресурсы,
— отметила она. — А установившиеся в течение последних лет цены, при которых нам
доводилось работать, намного ниже тех, что выросли в 2004 году».

Наша собеседница высказала большую обеспокоенность растущим налогом на добычу
полезных ископаемых. Она отметила, что сегодня налоговая составляющая превысила 1 тыс.
рублей с тонны и фактически достигла трети в продажной цене нефти на внутреннем рынке.
«Одинаковый НДПИ, который рассчитывается исходя из мировой цены на нефть, применяется
как к компаниям, работающим на внутреннем рынке, так и к экспортерам», — подчеркнула
Марина Седых.

ООО «ИНК» в 2004 году добыло 130 тыс. тонн нефти, 10% которой было реализовано для
нужд Усть-Кутского муниципального образования, остальное — для НПЗ
в Комсомольске-на-Амуре и в Ванино. Нефть для переработки отправлялась по Байкало-
Амурской магистрали. Территориальное расположение дает некоторое преимущество
иркутским нефтяникам перед теми компаниями, что поставляли нефть на Дальний Восток из
Ангарска, конечной точки трубопровода АК «Транснефть», за счет сокращения транспортного
плеча. Между тем Марина Седых отметила, что дальнейшее снижение цен может
свести этот эффект к нулю и заставит ООО «ИНК» переориентировать свои товарные потоки
на экспорт. В частности, она рассказала, что предприятие имеет предварительное соглашение на поставку нефти
китайской CNPC.

ООО «Дулисьма», добывшая в прошлом году 34 тыс. тонн нефти, напротив, большую часть
своей продукции в текущем году собирается реализовать внутри региона. Источник в
компании, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что основными потребителями
дулисьменской нефти являются предприятия ЖКХ на севере Иркутской области в
Бодайбинском, Киренском и Усть-Кутском районах. «Мы, конечно, ориентируемся на
установившиеся внутренние цены на нефть, но, как правило, их все-таки диктуют наши
производственные и транспортные затраты, — рассказал он. — Территориям выгоднее работать
с нами, даже если наша нефть будет чуть дороже, чем у других поставщиков. Мы обеспечиваем
работой местное население, а развивая свой проект, развиваем местную налоговую базу».

Наш собеседник считает, что стоимость сырья на внутреннем рынке зависит от действий
крупных нефтяных компаний, поскольку именно они диктуют цены. «Многое зависит от того,
станут ли они предпринимать активные действия для того, чтобы повысить цены, к примеру,
снижать темпы роста добычи нефти», — отметил он. Хотя в Тюменской нефтяной компании,
владеющей 62% акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз», в свою очередь, заявили, что резкое
падение цен на внутреннем рынке ни коим образом не скажется на ходе освоения
Верхнечонского нефтяного месторождения.

В бизнес-плане ОАО «ВЧНГ» на 2005 год намечено строительство первой очереди
трубопровода длиной 320 км до Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения для
круглогодичной прокачки до 1 млн. тонн нефти. Введение в эксплуатацию планируется
на начало 2006 года. В течение 2005 года возможно принятие решения о строительстве второй
очереди трубопровода до Усть-Кута. Как отметил один из сотрудников компании, скорее
всего падение цен носит исключительно сезонный характер.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры