издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Изнанка прямого эфира

  • Автор: Андрей СМОЛЕНСКИЙ

Выступая на прошлой неделе в прямом эфире, мэр Усолья-Сибирского Евгений Кустос сделал ряд "программных" заявлений относительно перспектив объединения ТЭЦ-11 и теплосетей "Тепловодоканала". Вопреки разумному предложению энергетиков об аренде сетей, мэр заявил, что должен рассматриваться встречный вариант - аренда муниципальным предприятием непосредственно ТЭЦ. Но это еще не все. Мэр Кустос пообещал жителям города, что они так же будут протестовать против повышения тарифов, как протестуют против монетизации.

На этом моменте нужно остановиться поподробнее. Дело в том, что Евгений
Станиславович публично заявил о том, что региональные энергетические комиссии
перестанут существовать уже летом этого года и, дескать, тарифы будут зависеть от
желания монополистов. Довольно странно, что человек с юридическим образованием не
знает о того, что действующим законодательством ликвидация РЭКов не предусмотрена. И
уполномоченные органы исполнительной власти в сфере регулирования тарифов
продолжат свою работу и после окончания реформы электроэнергетической отрасли.
Хотя, судя по цитатам господина Кустоса, он об этой реформе знает явно недостаточно. И
еще вопрос, знает ли он об антимонопольном законодательстве — ведь единственный
теплоисточник в городе, ТЭЦ-11, будучи монополистом, не может произвольно
устанавливать тарифы даже при всем желании. Что касается непосредственно жителей
города, то тариф на коммунальные услуги для них и вовсе устанавливает городская Дума!

Здесь есть еще один любопытный момент. Евгений Кустос, честно глядя в глаза своим
избирателям, заявил, что он не имеет права сохранить уровень оплаты за ЖКХ для
населения в 90%. Дескать, это решение вышестоящих органов власти, и нарушить его
невозможно и противозаконно. Это не совсем так. Любое муниципальное образование
может принять решение об оптимальном для населения уровне оплаты услуг ЖКХ в
случае наличия средств в бюджете. Понятное дело, что в бюджете Усолья средств нет и
взять их можно только с населения. Отсюда и стопроцентная оплата за коммунальные
услуги. Разумеется, непосредственно к скудной доходной части бюджета мэр Кустос
никоим образом не причастен.

Самое удивительное, что предлагаемый «Иркутскэнерго» вариант с арендой сетей мог бы
послужить наполнению бюджета. Как минимум, произошло бы увеличение по двум видам
налогов. Первый — подоходный. За счет приведения зарплаты работников ТВК к уровню
«Иркутскэнерго». Это наиболее очевидный и правильный путь. Обвинение Кустоса в
слишком высоких зарплатах энергетиков больше похоже на зависть руководителя, который
не в состоянии обеспечить аналогичный уровень доходов населения в своем хозяйстве.
Второй налог — налог на имущество. Согласно предложениям «Иркутскэнерго»,
инвестиции в развитие сетей составят в течение нескольких лет около 80 миллионов
рублей. Речь идет не только об увеличении стоимости имущества, и о повышении за счет
этого налоговых поступлений в городской бюджет. Здесь речь идет о повышении
стоимости именно городского имущества — вот что важно, ведь сети будут находиться в
аренде, оставаясь собственностью города Усолья-Сибирского.

Но вернемся еще раз к тарифной теме. Мэр Кустос, понимая, что разумными доводами
свою позицию защитить невозможно, апеллирует к чувствам. К бунтующей натуре
обиженных отменой льгот. «Дай Бог, чтобы те, кто сейчас смотрит, разобрались в том, что
я сейчас вам скажу», — говорит Евгений Станиславович и тут же пугает, что тарифы
могут пустится «вскачь». По мнению усольского мэра, тарифы на тепло складываются из
затрат на производство, транспортировку и сбыт. На самом деле этот принцип хорош
только для предприятий, подобных МУП «Тепловодоканал» в его нынешнем виде. Когда
все затраты, эффективность и разумность которых зачастую находится под вопросом,
закладываются в тарифы. В «Иркутскэнерго», которое намного дальше продвинулось не
только в плане реформирования, но и в плане понимания сути происходящих процессов,
последние несколько лет проповедуются несколько иные приоритеты. Это, прежде всего,
сокращение издержек, эффективность и долгосрочные инфляционные тарифы. Еще в
2003 г. энергетики предлагали ввести узловые тарифы, в результате чего в Усолье было
бы более дешевое тепло. В этом году все энерготарифы были сохранены на уровне
прошлого года.

И происходит это вовсе не за счет продажи электроэнергии — мэр Кустос опять намеренно
или ненамеренно ошибается. В соответствии с учетной политикой «Иркутскэнерго»
затраты на производство тепловой энергии учитываются по прямому признаку по каждой
станции и не переносятся на затраты ГЭС по производству
электроэнергии. Таким образом, продолжая эффективно работать в рамках действующих
тарифов, в случае создания единой технологической цепочки «Иркутскэнерго» сможет
добиться в Усолье не только сохранения, но, в случае введения РЭК (которую Евгений
Кустос практически похоронил) узловых тарифов, и снижения стоимости теплоснабжения
горожан. И это в интересах «Иркутскэнерго» — продавать больше энергии по более низкой
цене. Это подтверждают и последние интервью, в которых энергетики заявляют о
необходимости пройти реформу без повышения тарифов.

Поэтому заявления Кустоса о желании взять ТЭЦ-11 в аренду, «раз она такая затратная»,
воспринимаются как передергивание фактов. Кстати, «Тепловодоканал», который в
прошлом году увеличил свои затраты с 40 до 75 миллионов рублей, планировал потратить
еще больше — более ста миллионов. И теперь, ввиду неэффективности использования этих
средств, вынужден просить о снижении ставки налога на прибыль с 24% до 5%. Так что
вряд ли это МУП останется на третьем месте среди налогоплательщиков Усолья, чем
гордится мэр города. Все же есть определенные экономические законы, которые обойти
в условиях рынка очень сложно.

Замечу последний момент. Евгений Кустос заявляет, что жителям города спрашивать за то
же теплоснабжение выгоднее с него, с мэра, чем с «частного предпринимателя».
Утверждение не бесспорное. Напомним, что 40% «Иркутскэнерго» принадлежит
государству, которое делегирует своих представителей в совет директоров,
председателем которого является также представитель государства. Государство наше
называется Россия и существует более тысячи лет. Что касается мэра, то его
полномочия истекают этой осенью. Будет ли он переизбран — решать
населению.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры