издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не самоцель, а историческая необходимость

Глава администрации Усть- Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев провел на днях пресс-конференцию, посвященную предстоящему объединению -- округа и Иркутской области. В частности, он рассказал журналистам о встрече руководителей двух регионов с заместителем главы администрации Президента РФ Владиславом Сурковым, на которой подробно обсуждался сценарий формирования будущего субъекта Российской Федерации. На пресс-конференции, продолжавшейся около часа, преобладали вопросы, которые интересуют каждого, независимо от того, где он проживает -- в округе или области. Что приобретет и что может утратить каждый из регионов в результате объединения? Как будут строиться бюджетные отношения в "переходный период" и на какие приоритеты ориентироваться? Несомненно, что итоги предстоящего в апреле референдума во многом будут зависеть от того, насколько полный и предметный ответ получат на эти вопросы его участники. А это значит, что тема, вынесенная на пресс-конференцию, требует продолжения.

На следующий день после беседы с журналистами Валерий
Малеев дал согласие ответить на несколько моих вопросов,
оставшихся «за кадром» вчерашней пресс-конференции.
Наша рабочая встреча состоялась после завершения заседания
окружной сессии, на которую в числе главных
вопросов был вынесен законопроект о предстоящем
референдуме.

— Валерий Геннадьевич, как говорится, точки над «и»
расставлены — срок проведения референдума определен.
Насколько готовы устьордынцы стать жителями
нового субъекта Федерации?

— Важно понять, что сама идея укрупнения территорий
возникла не спонтанно. Это не самоцель. Сегодня это
историческая необходимость. Прорисовывается новая
политическая и административная карта страны.
Совершенствуется, складывается с учетом жизненных реалий
законодательство. В том числе и бюджетное. И мы вышли
наконец на финишную прямую. Теперь важно проявить
максимум усилий, чтобы успешно завершить начатый
процесс, во главе угла которого — забота об интересах
населения. Хотя не исключаю, что еще будут подводные
камни на пути к решению этой задачи. Сколько людей —
столько мнений. И не всегда они совпадают, даже при
оценке бесспорных понятий. Двенадцать лет суверенитета,
к нему привыкли. Привыкли к собственному бюджету. А
поначалу… Суверенитет тоже зарождался непросто.
Двенадцать лет назад (я тогда был депутатом окружной
Думы первого созыва) принимали законы, обсуждали и
утверждали устав и тоже преодолевали сопротивление
новому. В том числе порой и свое собственное, внутреннее,
сопротивление. Видимо, в каждом из нас живет консерватор,
в большей или меньшей степени. Важно вовремя подавить
его в себе.

— И не менее важно убедить идущего рядом. А это не
всегда просто…

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Чтобы
убедить, аргументом должны быть не слова, а конкретное
дело, конкретный пример. Вчера, сразу же после пресс-
конференции, я встречался с почетными гражданами округа,
по случаю его 68-летия. Праздничный разговор органично
перешел в дискуссию по поводу предстоящего
референдума. Большинство считает, что до приобретения
суверенитета (до 93 года) мы жили лучше. Это относится
и к социальной инфраструктуре, и к сельхозпроизводству,
наибольший расцвет которого приходился именно на тот
период, когда мы были вместе с Иркутской областью. И не
только я убежден, что мы ничего не потеряем, став одним
субъектом Федерации. Объединив усилия, станем больше
строить, будем быстрее развиваться. И это убеждение
разделяют большинство депутатов Думы, а что касается
ветеранов, им есть что и с чем сравнить.

Сегодня важно, чтобы каждый житель округа понял, что
такой субъект Федерации, как наш, ориентированный на
сельхозпроизводство, перспективы ускоренного развития не
имеет. Да и возможно ли это при сегодняшнем
прогрессирующем диспаритете цен? Тонна хлеба оценивается
в три тысячи рублей. В пять-шесть раз дороже тонна
горючего. А чтобы полностью обновить парк сельхозтехники
хотя бы в одном районе, требуются колоссальные деньги,
которых у нас, к сожалению, нет. В единой стране при
единой конституции и равных правах условия для
развития в разных регионах далеко не одинаковы.
Более чем скромный
экономический потенциал нашего аграрного региона в
перспективе не позволяет рассчитывать на
самодостаточный бюджет. Потенциал же суверенитета
исчерпан полностью, и это начинают понимать даже те,
в ком, как сказали вы, живет самый хронический
консерватор. Мы завершаем автономное плавание. И это
закономерно. Наша задача — сохранить в составе нового
субъекта Федерации округ с отдельной территорией,
отдельным бюджетом. Сохранить в рамках
консолидированного бюджета уже нового субъекта
Федерации.

— И тем не менее округ вливается в состав нового
субъекта не ведомый буксиром. Может быть, с
напряжением, но он решает все свои социальные программы.
За счет каких внутренних резервов?

— Я бы не сказал, что мы развиваемся стремительно, но
максимально используем тот потенциал, который дала нам
история. Мы по полной использовали возможности
суверенитета, продуктивно и конструктивно работали с
центром, и это позволило нам увеличить уровень бюджетной
обеспеченности в округе, реализовывать
отдельные социальные программы. В частности,
строительство социальной инфраструктуры,
помощь сельскому хозяйству… И теперь, чтобы это не
потерять, мы должны как можно скорее сформировать
единое экономическое пространство с Иркутской областью.
Вы спрашиваете, за счёт каких внутренних резервов мы устояли в трудный период. В этом и заслуга
администрации округа, и плод труда всех людей,
проживающих в нем.

— Валерий Геннадьевич, после совещания с В. Сурковым в
Москве вы встречались с губернатором Иркутской области, как
говорится, на предмет объединения двух регионов. Что, на
ваш взгляд, главное в этих встречах?

— Обоюдное понимание общей задачи — как можно скорее
завершить процесс объединения двух субъектов
Российской Федерации. И стремление сохранить то лучшее,
что приобретено за прошедшие годы. Все положительные
наработки нужно привнести в новый субъект. И они у нас
есть. В том числе и законы. И я буду лоббировать их
распространение на всю область. Это закон о поддержке
личных подсобных хозяйств Это прибавка к пенсии. Наша
задача, чтобы наши люди не пострадали, а выиграли от
объединения. И, конечно же, будем развивать свой аграрный
комплекс, который, придет время, внесет значительный вклад
в бюджет нового региона. Единственно, в чем я не
согласился с Александром Георгиевичем Тишаниным, — это с
именем будущего субъекта Федерации. На мой взгляд,
следует назвать его Прибайкальским краем. И точно, и
адресно. Ведь что такое Байкал, знают сегодня во всем мире.

— За референдумом — переходной период. Период адаптации.
Каким видится он вам?

— Прежде всего необходимо сохранить свой бюджет, равный
2,5 млрд. руб. Население не должно потерять
уровень своей бюджетной обеспеченности. В округе она на
одного человека в полтора раза выше, чем в области.
То же самое касается инвестиционных программ. Это
полтора миллиарда на 2006 -2007 гг. То есть это те
средства, которые необходимы нам, чтобы завершить
строительство и больниц, и школ, и дома спорта, и ряда
культурных сооружений. Люди должны жить лучше, чем
жили до сих пор. Должны работать в нормальных условиях,
должны быть обеспечены самым современным
оборудованием.

И должен сказать, что проведение референдума — самое
важное политическое событие в истории нашего региона на
протяжении всего постсоветского периода. Когда мы
обсуждали с депутатами календарный план развития
событий, то договорились, что в конституционном законе,
который будет принят по факту образования нового субъекта
Федерации, будет статья, определяющая 31 декабря 2007 года
как дату прекращения полномочий органов государственной
власти УОБАО.

Референдум же, выполнив свою избирательную миссию,
станет добрым началом, консолидирующим жителей округа
на решение задачи возрождения Прибайкалья. Чтобы край
наш, обладающий мощнейшим потенциалом, стал
процветающим.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры