издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три нации - три цвета

  • Автор: Олег Васильев

Открытие уникальной экспозиции состоялось в минувшую пятницу в выставочном центре им. Рогаля. Впервые под одной крышей разместились работы японских, корейских и наших, иркутских, художников. Слова, вынесенные в заголовок, - это название экспозиции, содержащее в себе глубинный смысл. Три цвета - это три культуры, вместивших в себя многообразие и самобытность национальных художественных школ, стилей, направлений.

Инициатива в организации столь необычного и удивительного конгломерата принадлежит художникам Южной Кореи, с которыми иркутян связывают давние творческие контакты. Вот и нынче, несмотря на нешуточные морозы, так напугавшие японскую сторону, группа корейских художников в количестве 12 человек всё же рискнула: из тёплых-то своих краёв да в наши холода — это смелый поступок, как заметил на открытии руководитель иркутского отделения творческого союза, народный художник России Александр Муравьёв. Все, кто собрался в этот вечер в выставочном центре, аплодисментами приветствовали отважных представителей корейского искусства.

Определяя цели и задачи необычного выставочного проекта, положившего начало долгосрочным связям мастеров живописи стран Востока и Иркутска, Александр Муравьёв подчеркнул, что речь идёт о стимулировании развития изобразительного искусства в Восточно-Азиатском регионе. Ибо это основа, которая объединяет художников всех стран. Выставка «Три нации — три цвета» призвана стать площадкой для художников-единомышленников, говоря образно, шахматной доской для искусствоведов и просто местом встречи добрых друзей. Для всех творческих людей — мыслящих, творящих в контексте нового, нарождающегося в художественной среде мира. И то, что именно на Байкале состоялась первая встреча художников Азиатского региона, — добрый и многообещающий знак. В дальнейшем каждая из представленных стран станет выставочной площадкой для участников смелого проекта. Правда, с улыбкой заметил А. Муравьёв, при определении сроков проведения выставок надо сделать так, чтобы наши друзья приезжали к нам летом, а нас, иркутян, и тамошняя зима порадует теплом и радушием.

Пройдёмся по залам выставки. С творчеством наших иркутских художников мы более-менее знакомы (это Сергей Жилин, Александр Муравьёв, Александр и Никита Шелтуновы, ряд других), а вот искусство Японии и Кореи для большинства посетителей явление совершенно новое. В современной живописи наших восточных друзей можно выделить два основных направления: традиционное и западно-европейское. Художники первого пишут в основном водяными красками и тушью на шёлке и бумаге, вторые — масляными красками на холсте. В представленных на выставке работах прослеживается также и смешанное направление, объединяющее национальное и заимствованное в живописи Запада. Любой японский да и корейский художник, как отметил руководитель корейской делегации профессор Ким Чи Джун, даже тот, кто придерживается западно-европейских стандартов живописи, по-своему отражает колорит жизни и особенности национального характера. Причём, отметил господин Чжун, художник должен не копировать вещи, а выражать свой внутренний мир, своё видение действительности и каждого отдельного элемента — животного, дерева, цветка, тростинки, травинки и т.д.

Наиболее характерным для японского, скажем, пейзажа является стиль «одного угла». Так, чтобы вызвать у человека чувство необъятности моря, достаточно в углу поместить качающуюся на волнах одинокую лодку, достаточно показать одинокую птицу, сидящую на голом сучке дерева. Одинокая лодка, птица и безжизненный сучок заставляют нас, зрителей, обратиться к своему внутреннему Я, ощутить вечность мира и своё малое место в его величии.

Чем глубже проникаешься содержанием выставленных работ, тем более отчётливо представляешь себе особенности восточной школы живописи. Художники тяготеют к простоте композиции, удерживаются от витиеватых построений. Школа нацеливает их на воплощение истины одним ударом кисти, одной, часто незавершённой, линией. Это, естественно, не означает, что такая манера живописи примитивна. Напротив, она предполагает тонкий вкус и высокую художественную эрудицию.

Обращает на себя внимание работа корейского художника Чунг Миунг Хи. Его живописные композиции обнаруживают глубоко индивидуальное видение мира и окружающей природы. Одна из особенностей зрения Чунг Миунг Хи, на взгляд ценителей, в способности видеть наиболее специфическое в настоящем и прошлом, когда он совершает путешествие в окружающую нас реальность и в мир прошлого, в минувшее, но всегда близкое, очень знакомое. Именно это придаёт картинам Хи силу и оригинальность, неповторимость видения. Не случайно на встрече прозвучало изречение из «Дао»: «Великое совершенство кажется ущербным, но в использовании неистощимо. Великая наполненность кажется пустой, но в использовании бесконечна». Корейские или японские художники — и в этом нас убеждает экспозиция — никогда не изображают мир наподобие законченного космоса, и в этом их видение отличается, насколько это возможно, от видения представителей нашей, иркутской, школы живописи, чья концепция мира более или менее «архитектурна». Дальневосточный художник созерцателен, и для него мир, словно созданный из снежинок, быстро кристаллизируется и быстро растворяется. Не отсюда ли тонкая передача атмосферы, которая восхищает нас в работах, выполненных акварелью и тушью?

Гляжу я на горы,

И горы глядят на меня,

И долго глядим мы,

Друг другу не надоедая…

Эти строки китайского поэта Ли Бо как нельзя лучше рисуют то ощущение слияния с окружающим миром, которое вообще свойственно жителям стран Восточной Азии.

Программа пребывания наших гостей из Южной Кореи весьма и весьма насыщенна. Сразу же после открытия выставки корейцы ознакомились с городом, а затем отправились в трёхдневную поездку на Байкал, где посетили лимнологический музей, в Ангарских хуторах их приютил на своей базе Байкальский поисковый отряд МЧС, неизгладимое впечатление оставило катание на снегоходах.

Любопытная деталь: все двенадцать художников из Южной Кореи не просто посетят мастерские своих иркутских коллег, но и воспользуются их гостеприимством. До самого отъезда они будут жить в художественных чертогах наших живописцев. К услугам гостей холсты, бумага, краски… Есть желание поработать — пожалуйста! Предстоят встречи в Иркутском областном художественном музее, со студентами художественных факультетов иркутских вузов, художественного училища. Словом, созданы все предпосылки, чтобы стала реальностью основная идея проекта — сблизить культуры наших стран, придать новый импульс в развитии изобразительного искусства в Восточно-Азиатском регионе и просто по-человечески понять друг друга.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры