издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фигаро там, Фигаро здесь...

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Это произошло 190 лет назад. В аристократическом театре Арджентина в Риме с позором провалилось первое представление двухактной оперы-буфф "Альмавива, или Тщетная предосторожность" 24-летнего уже известного композитора Джоаккино Россини. Уточним для читателя дату этого события - 20 февраля 1816 года, и делаем мы это потому, что уже назавтра, 21 февраля того же года, в этом же театре и в этом же зале эта же опера была триумфально принята зрителем, и с того памятного дня опера "Альмавива, или Тщетная предосторожность" под именем "Севильский цирюльник" стала постоянной и желательной в афишах всех оперных театров мировой музыкальной классики.

Любознательный читатель непременно спросит, что послужило тому причиной, и, оказывается, всё тот же, как сказали бы сегодня, пресловутый «человеческий фактор». Оказывается, во времена Россини практически неизвестный нам, но популярный в Италии композитор Паизиелло тоже написал оперу по пьесе Бомарше и тоже назвал её «Севильский цирюльник». Друзья и почитатели Паизиелло, полностью заполнившие театр Арджентина 20 февраля 1816 года, устроили бурный провал оперы Россини, а назавтра, убеждённые в своей победе, они уже в театр не пошли и зрительный зал заполнила не предубеждённая публика. Она-то и обеспечила грандиозный успех новому творению Россини.

В Иркутске эту оперу, естественно, знают и любят. Её неоднократно привозили в период гастролей оперные театры, и в том числе совсем недавно наш ближайший сосед — Бурятский театр оперы и балета. И тем не менее «Севильский цирюльник» всегда желателен и легко воспринимаем, потому что интрига его занимательна, музыка лёгкая и изящная, доступная даже не искушённому в классике зрителю, и в том, я бы сказал, упрощённом варианте в России эта опера посильна для постановки чуть ли не любому музыкальному театру, располагающему соответствующими вокалистами. А если их недостаточно, но желание подарить зрителю оперу велико, театр может ангажировать исполнителей из других музыкальных коллективов. Именно так поступил художественный руководитель Иркутского музыкального театра имени Загурского Владимир Шагин, когда решил поставить на своей сцене «Севильского цирюльника» и, понимая свою ответственность за качество этой постановки, пригласил на ведущие оперные партии солиста Бурятского театра оперы и балета Д. Занданова и солиста Иркутской областной филармонии М. Аюуша.

Дебют Майдара Аюуша в партии Фигаро на сцене музыкального театра стал поистине открытием театрального сезона. Прекрасный вокалист, обладатель сочного красивого баритона, Аюуш давно стал желанным в филармонических концертах. В его исполнении концертные номера приобретают неожиданное своеобразие и свежесть. И вот Аюуш вышел на большую сцену в образе ловкого, умного и изобретательного цирюльника Фигаро, партию которого считают за счастье исполнять выдающиеся баритоны мирового оперного искусства. Аюуш вышел уверенно, органично вписавшись в сценическую партитуру спектакля, легко и убедительно ведя вокальные диалоги с партнёрами, свободно перемещаясь в сценическом пространстве, не забывая о том, что, находясь практически весь спектакль на сцене, должен сохранять интерес к себе и образу на всём протяжении оперы. Словом, мы с удовольствием хотим поздравить театр с обретением талантливого артиста, что в сочетании с прекрасными вокальными данными сулит нам надеяться на дальнейшие роли Майдара на сцене музыкального театра, скажем, для примера, в качестве очередного дебюта — в роли принца Раджами в кальмановской «Баядере».

Д. Занданов — один из лучших солистов Бурятского оперного театра, обладатель красивого тенора, актёр достаточно опытный. Его Альмавива, как и положено в опере-буфф, обаятельный влюблённый, находчивый в авантюрных приключениях, могущий продемонстрировать и своё аристократическое происхождение. Солист свободно владеет голосом, его вокал, украшенный притягательным своеобразием нежности и иронии, грусти и радости, уверенности и сомнения, позволяет слушателю и зрителю с заинтересованностью воспринимать сюжетные коллизии Альмавива, сочувствовать и сопереживать, двигаясь вместе с артистом Д. Зандановым к благополучному завершению интриги.

Собственно наличием достойных исполнителей партии Альмавива и Фигаро определяется успех постановки «Севильского цирюльника» в любом театре, но мы, рассматривая премьеру этой комической оперы в Иркутском музыкальном, были бы не правы, если бы не отметили Светлану Лунюшкину в роли Розины. Можно объективно сказать, что актриса явно прогрессирует в творческом плане, и в сегодняшней Розине она сумела органично сочетать вокальное исполнение партии с накопленным сценическим опытом разножанрового родного театра, и в результате — живой, привлекательный, искренне лирический образ, в котором вокально и актёрски без излишнего акцентирования проявляются простодушие и напористость, лукавство и искренняя увлечённость.

Достаточно ярко представлены образы Бартоло (засл. арт. РФ Н. Мальцев) и дон Базилио (арт. А. Данилов), однако в вокальном отношении, мне думается, они требуют ещё значительной художественной отделки. Честно говоря, сегодня по духу и сути они в большей степени близки театру музыкальной комедии нежели театру оперному.

Спектакль поставлен режиссёром А. Лебедевым практически в традиционном стиле, однако есть и неожиданности. Так, опера открывается известной увертюрой, но на сей раз на музыку её создан сценический танцевальный дивертисмент. Сам по себе этот факт не внушает особого неприятия, но, мне кажется, хореографически этот дивертисмент нуждается в большей яркости, образности и постановочной изобразительности, чтобы выполнить назначение увертюры и быть достойным чарующей музыки Россини. Правда, один образ в танцевальной увертюре заявлен — это образ Арлекина, который будет так плотно заселять действие спектакля.

Особо необходимо отметить оркестр театра, который под руководством главного дирижёра Н. Сильвестрова на премьерных спектаклях удивительно чисто, гармонически стройно и чётко воспроизводил красоту музыки великого итальянца.

Итак, «Севильский цирюльник», впервые поставленный на сцене Иркутского музыкального театра, начал свою жизнь. Сколь будет она долговечной и привлекательной для зрителя, полностью зависит от максимальной отдачи и ответственности творческого состава спектакля, и, если они действительно будут строиться на максимуме, успех опере обеспечен. Ведь иркутский зритель оперу любит!

На снимке: сцена из оперы «Севильский цирюльник». Фигаро — М. Аюуш, Розина — С. Лунюшкина

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры