издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миллиардный долг в нагрузку

  • Автор: Максим СТРЕЛЬЦОВ

Иркутская область в ближайшее время намерена принять в собственность два гидролизных завода - Бирюсинский и Тулунский. Сейчас контроль над этими предприятиями осуществляется из Москвы. Передача гидролизных активов предусмотрена договорённостями с федеральным центром, достигнутыми накануне подписания президентом Указа о мерах социальной поддержки создающегося на базе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа субъекта федерации. Вероятно, в список передающихся на баланс области войдут госпакеты акций речных предприятий - Киренской, Осетровской и Алексеевской РЭБ флота. По крайней мере, и об этих компаниях упомянул Владимир Путин во время встречи с руководством двух регионов, состоявшейся накануне референдума.

В понедельник губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил журналистам, что в ближайшее время контрольные пакеты акций гидролизных активов вместе с долгами перейдут в собственность региона. Причём в дальнейшем Тулунский и Бирюсинский заводы будут приватизированы, сказал он. Спикер Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов уже неоднократно заявлял, что региональная власть не справится с управлением этими, находящимися в кризисе, активами. «Мы должны нанять какую-то компанию, которая будет заниматься антикризисным управлением. Я сам выводил химическое предприятие из банкротства, и знаю, что это такое», — сказал он. Кстати, майскую сессию парламентарии Приангарья намерены провести в Тулуне.

Последствия принятия в собственность региона переживающих кризис предприятий никто ещё не считал. «Круглый стол» «Банкротство градообразующих предприятий», организованный Заксобранием 11 апреля, ещё только рекомендовал администрации области разработать программу оздоровления ситуации на этих заводах. Причём если с гидролизными активами ситуация является понятной, дефолт гидролизных компаний связан с отсутствием рынка сбыта спирта, то с речными предприятиями не всё так ясно. Речные активы и вызывают наиболее серьёзную обеспокоенность.

Так, генеральный директор ООО «Осетровская судоходная компания» Николай Труфанов рассказал, что в настоящий момент текущее состояние предприятий Осетровского узла, таких как ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота», ОАО «Осетровский речной порт», критическое. Задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляет около 1 млрд. рублей. Причём нет никакой уверенности в том, что эти долги будут возвращены. Активы, к примеру, Киренской РЭБ флота составляют 482 млн. рублей, а задолженность достигла 580 млн. рублей. «Даже если мы всё продадим, нам всё равно не хватит, чтобы расплатиться с кредиторами» — цитирует пресс-служба Заксобрания генерального директора Киренской РЭБ флота Сергея Паульзена.

В свою очередь председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Геннадий Нестерович предлагает объединить раздробленные, бедствующие предприятия в единый транспортный холдинг. А принять в него предполагается, по одной из версий, очищенные от многомиллионных долгов в ходе банкротства компании. Причём этот ход развития событий уже давно подхватили в Киренской РЭБ. 7 февраля по инициативе генерального директора предприятия Сергея Паульзена, обратившегося с заявлением о банкротстве предприятия в Иркутский областной арбитражный суд, было принято решение о начале процедуры банкротства. На предприятии была введена процедура наблюдения до 7 июля.

Во многом глава КРЭБ, активно выступавший на заседании «круглого стола», в создавшейся ситуации обвиняет государство, неэффективно управлявшее своей собственностью. Но при этом забывает сказать, что без малого два года назад он и его заместитель Владимир Перетолчин взяли на себя обязательства по выводу компании из кризиса. Государство, по сути, предоставило карт-бланш для стратегического решения проблем компании. Кроме того, и Перетолчин, и Паульзен все последние годы были во главе компании, один директором, другой бессменным главным инженером предприятия. Но в результате Киренская РЭБ вышла в региональные лидеры по уровню долга перед персоналом. И на её долю теперь приходится треть всех накопленных в регионе зарплатных долгов. В компании говорят об излишнем персонале, который необходимо сократить, и о падающем спросе на услуги ленских речников.

В свою очередь депутат от северных территорий области Павел Зорин отметил, что можно списывать часть долгов через банкротные процедуры и организовывать новые предприятия. «Однако для того, чтобы образовывать новые предприятия, необходимо иметь стратегию на ближайшие годы», — уверен депутат. Он указал на неиспользуемый сегодня резерв. В частности, Павел Зорин заметил, что в прошлом году по Ленскому бассейну было перевезено 2 млн. 800 тыс. тонн грузов, из них 2 млн. 200 тыс. тонн — якутскими компаниями и только 600 тыс. тонн — иркутскими. При этом, по словам Павла Зорина, иркутские компании владеют почти половиной всего флота, находящегося в Ленском бассейне.

Очевидно, что кризис той же Киренской базы флота в большей степени стал результатом управленческих издержек. Например, если сравнить результаты деятельности КРЭБ с Алексеевской РЭБ, работающей в аналогичных условиях, оказывается, что радикальные меры финансового оздоровления в виде банкротства не являются первой необходимостью. К концу прошлогодней навигации КРЭБ понесла убытки в сумме 26,2 млн. рублей, а АРЭБ получила прибыль 11 млн. рублей.

На Алексеевской РЭБ, которую в 2004 году возглавил Николай Лотарев, бывший капитан одного из судов, валовой доход в 2005 году составил 228,2 млн. рублей, что на 55 млн. выше, чем в 2004 году. Компания нарастила объёмы перевозок на 70 тыс. тонн. Если в 2004 году было перевезено 173,6 тыс. тонн, то уже в прошлом году — 244 тыс. тонн. Сейчас на АРЭБ полным ходом идёт подготовка к навигации 2006 года. К настоящему моменту заключено контрактов на перевозку более 280 тыс. тонн нефтеналива. В целом Алексеевская РЭБ рассчитывает получить контракты на перевозку порядка 350 тыс. тонн грузов. В свою очередь руководство Киренской РЭБ говорит, что в 2005 году киренские суда заработали 140 млн. рублей. Но многие эксперты сомневаются в том, что все эти деньги достались Киренской РЭБ. Дело в том, что в навигацию флот КРЭБ арендовали несколько судоходных компаний, в числе которых Осетровская ТЭК, а также Киренская ТЭК, учреждённая руководителями КРЭБ.

В то время как Алексеевская РЭБ работает только по прямым договорам, Киренская РЭБ сдаёт суда в аренду другим фирмам, среди которых особенно заметно ООО «Киренская ТЭК». Этой частной фирмой, перехватившей потенциальные заказы КРЭБ, владеют менеджеры компании, в том числе Владимир Перетолчин, первый заместитель генерального директора Киренской РЭБ. Когда Алексеевская РЭБ ставит цель сохранить суда, руководство КРЭБ судится с судебными приставами за снятие ареста с имущества компании с целью затем его продать.

Подходы к управлению бизнесом у руководства двух компаний, базирующихся в нескольких километрах друг от друга, совершенно разные. Когда в Киренской РЭБ говорят о необходимости уменьшать штат, в Алексеевске структурируют бизнес, обеспечивают людей работой. На базе входившего в структуру компании лесозаготовительного комплекса создано общество с ограниченной ответственностью, учредителем которого является АРЭБ. Имущество ЛПК передано новому ООО в аренду. Отметим, что лесозаготовительный комплекс, сгоревший во время пожара в прошлом году, был полностью восстановлен на деньги предприятия. Таким образом, удалось сохранить 280 рабочих мест.

Окончательную точку в соревновании РЭБов поставит навигация-2006. Пока можно констатировать, что к её подготовке по-разному подошли в Киренске и Алексеевске. Алексеевская РЭБ завезла топливо для навигации, совместно с муниципальными властями решает вопросы по передаче социальных объектов, добилась погашения задолженности областного бюджета перед предприятием, сохранила все рабочие места.

Пока рецепт оздоровления речных предприятий не найден. Пока найден лишь один ингредиент — перевод пакетов акций рассматриваемых предприятий из федеральной в областную собственность. По разумению депутатов, это повысит степень управляемости компаний. Но безусловным фактом остаётся то, что результат любых начинаний собственника, кто бы им ни являлся — область или федерация, — обеспечивает менеджер, управленец. И это доказано на примере речных предприятий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры