издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экспортный потенциал

Производители биотоплива не видят симпатий местных потребителей

  • Автор: Анна КЛЕМЕНТЬЕВА

Лесопереработчики Приангарья открывают для себя новую нишу — производство биотоплива из отходов лесопереработки, в том числе из собственного производства. В ближайшее время в области должны начать работу три завода, ещё два находятся на стадии проектирования. Хотя рентабельность производства около 76%, в регионе рынка сбыта для биотоплива нет — проще и дешевле вырабатывать тепло на угле и электричестве. Поэтому инвесторы намерены искать покупателя в Европе.

В Иркутском, Качугском и Усть-Удинском районах Иркутской области заводы по производству пеллет (биотопливо в гранулах на основе опилок) строят ООО «Космо Энтерпрайз», ООО «Качугский лесозавод», индивидуальный предприниматель Алексей Токарев. В четвёртом квартале этого года на них будет начато производство. К концу октября НИИ лесной промышленности завершит разработку проектов по размещению мощностей на площадках Жигаловского и Усть-Илимского районов. Инвесторы считают, что для Иркутской области, которая является лидером среди субъектов РФ по объёмам заготовки древесины (в 2005 году в аренду было передано около 20 млн. куб. м древесины), развитие подобного вида переработки отходов ЛПК является актуальным. Как считают эксперты, наиболее целесообразным и эффективным топливом из биомассы являются древесные отходы, которые образуются при лесозаготовках, лесопилении и деревообработке, например опилки. В Европе, особенно в странах, чей энергетический потенциал ограничен, внимание уделяется высокоэффективному биотопливу, производимому в виде пеллет и гранул.

Как рассказал «Конкуренту» директор департамента научных исследований НИИ лесной промышленности Леонид Занегин, пока в России пеллеты производятся исключительно для промышленного назначения, хотя могут применяться и для отопления жилья. Российские заводы не производят котлы, предназначенные для работы на пеллетах и гранулах.

Большая часть предприятий по производству биотоплива расположена в северо-западной части страны (главным образом в Ленинградской области, всего в стране 16 заводов) — ближе к европейским рынкам сбыта и морским терминалам. В среднем в год 11 предприятий на северо-западе страны вырабатывают 100 тысяч тонн пеллет.

Леонид Занегин считает, что в ближайшее время спрос на биотопливо в России резко вырастет благодаря Киотскому протоколу, который был ратифицирован в нашей стране в ноябре 2004 года и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Страны, подписавшие протокол, обязались сократить выбросы «парниковых» газов (диоксида углерода, метана, закиси азота и т.д.) на 5% по сравнению с 1990 годом. Таким образом, необходимость сокращения вредных выбросов, говорит Занегин, заставит российский лесопромышленный комплекс обратить внимание на производство биотоплива. Учёный пояснил, что, как правило, степень использования древесных отходов высока в странах с хорошо развитым уровнем технологии переработки древесины: в Австрии, Германии, Швеции, Дании, Италии и Японии. В этих странах биотопливо используется для отопления домов, в ряде случаев на нём работают котельные жилого сектора и предприятий, а также электростанции. Средняя закупочная цена в Европе составляет от 150 евро за тонну.

В Иркутской области три пеллетных завода пока находятся на стадии строительства, ещё два проектируются специалистами НИИ лесной промышленности. Согласно уже реализуемым проектам, средняя мощность предприятия составит около 4,1 тыс. тонн пеллет в год, численность работающих — около 26 человек, среднегодовой уровень рентабельности производства — 76%, себестоимость продукции — около 192 тыс. евро, а чистая прибыль — 131 тыс. евро. При этом сумма капитальных вложений в производство должна быть не менее 395 тыс. евро. Срок строительства — полгода, окупаемости — от полутора до двух лет.

Генеральный директор ООО «Качугская лесная компания» (заказчик строительства завода на площадке в Жигаловском районе) Сергей Ребриков рассказал «Конкуренту», что производство в Жигаловском районе будет ориентировано как на экспорт — в Германию, так и на внутрирегиональный рынок. Однако говорить о потенциальных покупателях продукции в области он отказался, пока завод не будет построен. По его словам, руководство компании обсуждало вопрос о возможном переводе муниципальных котельных на биотопливо с администрацией Качугского района, но у местных властей на модернизацию котельных нет средств.

Ребриков говорит, что годовой объём выпуска пеллет на его предприятии должен составить порядка 10 тысяч тонн. При этом сырьё для производства он планирует брать как с собственных лесопильных предприятий (ООО «Качугская лесная компания» совместно с ООО «Качугский лесозавод» входит в холдинг ООО «Гренадёры» (Москва), лесозавод имеет в аренде расчётную лесосеку с общим запасом древесины 250 тыс. куб. м), так и закупать у других лесопереработчиков.

В обладминистрации скептически относятся к идее развивать биоэнергетику в области. Председатель комитета по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности администрации губернатора Иркутской области Василий Садлий рассказал, что вопрос о переводе котельных на биотопливо рассматривался и на уровне обладминистрации, но упёрся в отсутствие необходимых бюджетных средств. Чиновник считает, что производство альтернативного вида топлива пока может ориентироваться только на экспорт. В качестве факторов, сдерживающих развитие производства пеллет, он назвал отсутствие близких рынков сбыта. Кроме того, Василий Садлий утверждает, что расчёты рентабельности производства не проводились, а срок окупаемости завода составит не менее пяти-шести лет.

Президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Иркутской области Юрий Логачёв также считает, что сейчас «Иркутская область может не думать об альтернативных источниках энергии из-за наличия на её территории нефтяных и газовых месторождений, Ангарского каскада ГЭС и близости угольных разрезов».

Директор по развитию лесопромышленного комплекса корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко заявил «Конкуренту», что развитие биоэнергетики в России не является государственной задачей, «пока это значимо только для отдельных субъектов РФ». По его словам, корпорация «Илим Палп» в ближайшее время не намерена развивать производство биотоплива у себя, так как «для «Илим Палпа» не существует вопроса утилизации отходов — они используются в качестве сырья для производства электроэнергии на наших предприятиях».

Эксперты склоняются к тому, что хотя норма рентабельности при производстве биотоплива достаточно высока, пока заводы будут ориентированы исключительно на внешние рынки, так как в России, а особенно в Сибири, достаточно более дешёвых, хотя и невозобновляемых, источников энергии. При этом они не исключают, что в связи с ростом уровня жизни среднего класса россиян биотопливо в стране станет более востребованным. В частности, оно может использоваться для отопления их загородных домов и коттеджей.

[ title=»СПРАВКА» pos=»abs» width=»100%»]
Пеллет — прессованная здоровая древесина, полученная из отходов лесопиления и деревообработки, с примесью коры не более 5%. Древесные гранулы — цилиндрические прессованные изделия из высушенной древесины. В процессе их изготовления клеточная структура биомассы почти полностью разрушается под действием температуры и давления, что способствует выделению свободного углерода и быстрому сгоранию летучих веществ. Гранулы также могут производиться из соломы, сена и торфа. Существует два вида гранул, которые определяются их качественным составом: тёмные — с большим содержанием коры, и светлые — содержание последней не превышает 5%. При использовании тёмных гранул снижается теплоотдача на 3 — 5%, образование золы составляет до 3% от общего объёма использованного топлива.

Название «улучшенное топливо» гранулы получили благодаря тому, что при их сгорании остаток в виде золы не превышает 0,5 — 1% от общего объёма используемых гранул. При этом сама зола может использоваться в качестве удобрения. Гранулы безопасны для окружающей среды, а также благодаря своей гладкой поверхности не могут самовоспламеняться при повышенных температурах. Их теплоотдача сравнима с углем и в 1,5 раза выше, чем у древесины. Стоимость биотоплива не зависит от колебаний цен на древесину и «экологических» налогов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры