издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Два у лодочки весла…

В Иркутском театре юного зрителя имени Александра Вампилова случилась премьера, которая пока не значится на афише, но, судя по приёму публики, украсит и обогатит репертуар сезона.

В театре — как в жизни: «преждевременные роды» нового спектакля произошли вдруг. Внезапно заболела исполнительница главной роли в постановке, собравшей на этот вечер аншлаг, и директор театра Виктор Токарев, чтобы не разочаровывать полный зал зрителей отменой объявленного спектакля, принял решение показать взамен новый. О чём и сообщил публике, добавив, что фактически это генеральная репетиция комедии «Прелести измены», премьеру которой первым предстояло назавтра увидеть жителям отнюдь не Иркутска, а Слюдянки:

— Этот спектакль мы готовили специально для выездов по области, потому и оформление, как видите, малогабаритное. Такие работы принято называть капитально возобновлёнными постановками. Это значит — новые исполнители, новая декорация, новое музыкальное оформление, иные костюмы, реквизит. Но сохранена основа — прежний замысел.

А замысел, между прочим, принадлежит заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Льву Титову. В 70-х годах он возглавлял Иркутский ТЮЗ в качестве главного режиссёра, а на исходе восьмидесятых был приглашён из столицы на эту постановку. Тогда она состояла из четырёх историй, сейчас подзаголовок гласит: «Три этюда о любви». И название одного из них послужило названием всего спектакля, режиссёром которого стал Виктор Токарев, а его ассистентом — заслуженный артист РФ Николай Кабаков. Девятнадцать лет назад нынешний административный и художественный руководитель театра Виктор Токарев, будучи тогда актёром, играл в этой постановке две центральные роли — в новеллах Виктора Мережко и Людмилы Петрушевской. А Николай Кабаков и заслуженная артистка РФ Галина Проценко вернулись к своим персонажам в новелле Алексея Красногорова и той же Петрушевской.

Вместе с ними в спектакле заняты артисты Александр Гаврилов, Дарья Садовская, Марина Егорова, Алёна Партысь, Елена Константинова и Тимур Мухаметшин.

Хрестоматийная пропись «Любовная лодка разбилась о быт» явно не к этому случаю, считает режиссёр.

— Быт тут ни при чём, он всего лишь неизбежный фон, что выражено и самим оформлением. Кстати, для основной сцены художник Леонид Бутаков готовит другие декорации. В природе — весна, всё буйно зацвело, и у наших героев голова пошла кругом. По сути, происходит проверка чувства, его истинности, но, как говорят математики, методом от противного. Помните у Пушкина строку эпиграммы о прелестях кнута? Та же откровенная ирония и в «прелестях измены». Я вспоминаю по этому поводу замечательную сказку, где мудрец учит сына, что любовь не бывает ни золотой, ни серебряной, ни медной, а только настоящей или поддельной. Вечная тема человеческих отношений, которая волнует каждого. И не только в юности. Не зря в прологе у нас звучит сонет Шекспира. Композитор Сергей Маркидонов закольцевал спектакль музыкой песни, где рефреном подчёркиваются слова: «Ты крупица, я крупица — нас с тобою двое». И, конечно, неспроста контрастом к лирической мелодии введены разухабистые песенки Верки Сердючки с её «Хо-ро-шо, всё будет хорошо!». Зрители много и весело смеются на протяжении действия, а в финале у них наворачиваются слёзы. Лев Дмитриевич Титов крепко заквасил спектакль, потому он и остался в нашей памяти. И уже в обновлённом варианте, как и прежде, трогает сердца своим чистым, светлым потенциалом.

Добавим вместо постскриптума, что и в Слюдянке публика, заполнившая зал ДК «Перевал», очень тепло приняла премьеру и настоятельно просила вампиловцев бывать с хорошими постановками почаще. А юные жители посёлка, бурно реагировавшие на проделки Козы-Дерезы из одноимённой сказки, и вовсе не хотели отпускать иркутских артистов.

На снимке: А. Гаврилов и Д. Садовская в спектакле «Прелести измены»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры