издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спрос на будущее

В правительстве России растёт спрос на идеи из регионов. Федеральные политики утверждают, что эти идеи даже хорошо оплачиваются, приводя в пример проект развития Верхнего Приангарья и планы по проведению Олимпиады в Сочи. Иркутская область предлагает реализовать три крупных инвестпроекта, которые определят развитие региона на ближайшие годы. На нынешней неделе губернатор Иркутской области представил их на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Однако экспертное сообщество убеждено, что регион пока не может конкурировать ни с Красноярским, ни с Краснодарским краями. В Приангарье отсутствует стратегия развития. Иркутское бизнес-сообщество недавно предприняло попытку создать процедуру выявления идей, которые позволят региону получить конкурентные преимущества в борьбе за инвестиции. На минувшей неделе был обнародован итоговый доклад семинара «Байкальский регион в глобальном мире: возможности, риски, программа действий». И пока очевидно одно, что видение будущего Приангарья чиновниками и экспертами не во всём совпадает.

Дорогие идеи

На нынешней неделе губернатор Иркутской области Александр Тишанин раскрыл стратегию развития региона. Власти предлагают к реализации на территории три мегапроекта. Первый направлен на формирование крупного постиндустриального центра на базе агломерации городов Иркутск — Ангарск — Шелехов. Второй — на инфраструктурную и промышленную интеграцию северо-востока области и регионов Дальневосточного федерального округа. Третий — на инфраструктурную и промышленную интеграцию запада и северо-запада области с Красноярским краем.

Для администрации Иркутской области на данном этапе основной креативной идеей является создание инфраструктуры в рамках агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов. Именно здесь планируется сосредоточить основной объём инвестиционных проектов, средства на реализацию которых власти предполагают получить из федерального бюджета. На строительство объездной дороги администрация планирует получить 2,1 млрд. рублей, на строительство Иркутск-сити — 2,5 млрд. рублей. А на строительство аэропорта президент уже обещал 10 млрд. рублей. В целом же, как цитируют Александра Тишанина в пресс-службе, реализация этих проектов даст инвестиции порядка 40 млрд. рублей.

Ещё два мегапроекта — «Инфраструктурная и промышленная интеграция северо-востока области и регионов Дальневосточного федерального округа» и «Инфраструктурная и промышленная интеграция запада и северо-запада области с Красноярским краем» — связаны с развитием инфраструктуры Приангарья на севере и западе региона соответственно. По словам Александра Тишанина, в первом случае это развитие и сохранение речного транспорта и местной авиации, строительство дорог, соединяющих Приангарье, Саха (Якутию) и Читинскую область, а также технологическое объединение энергосистем Якутии и ЕЭС России через Иркутскую область. Второй касается развития транспортного узла в Тайшете, от которого расходятся важнейшие магистрали — Транссиб, БАМ, Московский тракт. По мнению губернатора, потенциал транспортного комплекса используется не в полном объёме. Глава региона отметил, что основой специализации территории останется развитие отраслей лесного комплекса и развитие металлургии в рамках реализуемого проекта — строительства нового алюминиевого завода в Тайшете.

Эксперты полагают, что появление большой заявки от Иркутской области на финансирование из бюджета вполне закономерно. Нынешняя ситуация характерна высокой конкуренцией регионов за средства федеральной казны. Губернатор Красноярского края при этом активно использует партийный инструмент, он действует через «Единую Россию», Краснодарский край получает инвестиции под Сочинскую Олимпиаду, констатирует депутат Государственной Думы РФ Андрей Буренин. Между тем государство в последнее время всё охотнее финансирует инфраструктурные проекты, предлагаемые регионами. Как считает парламентарий, у федерального центра сегодня нет видения того, как развиваться регионам. «Вертикаль власти не всегда себя оправдывает, о чём говорит неэффективность принятия ряда решений, — сказал он. — Ещё в 2003-2004 годах идеи регионов никому не были нужны. Но когда поняли, что качество решений властей страдает, пошёл процесс целевых вливаний. Проблема существует на государственном уровне — некому генерировать идеи. Сейчас в правительстве восприимчивость к новым идеям достаточно высока». По его мнению, создание свободных экономических зон, в том числе рекреационного типа, стало попыткой найти ответ на вопрос, как развиваться регионам.

Будущее — как на картинке

Потребность идей уже созрела, но можно ждать их от министров и их советников, а можно их генерировать, поддерживает парламентария профессор Высшей школы экономики Олег Константинов. «При этом важно понять, какие вызовы ставит нам внешний мир и как нам их решать, построить видение будущего», — сказал он. По словам Константинова, многие регионы в последнее время начали уделять внимание вопросу визуализации будущего, в их числе Тверь и Екатеринбург.

В Иркутской области недавно попытались построить видение будущего. В конце января в Листвянке прошёл семинар, куда была приглашена группа иркутских политиков, предпринимателей и бизнесменов, в числе которых оказались глава ОАО «Иркутскгазпром» Андрей Татаринов, председатель Байкальского банка Сбербанка РФ Максим Полетаев, генеральный директор ОАО «Труд-Байкал» Сергей Тен, вице-президент Urals Energy Максим Безрядин. Собравшиеся имели благородную цель — помочь региональным властям в формировании стратегии региона, которая будет представлена на заседании правительства в мае.

На прошлой неделе сводный доклад, составленный по итогам семинара, попал в распоряжение «Конкурента». И оказалось, что он во многом не совпадает с видением чиновников. «Нынешняя стратегия развития Иркутской области представляет собой скорее свод ощущений и пожеланий, нежели целей, поскольку не даёт понятную картину, что должно быть в конкретный момент будущего», — заметил один из участников семинара в разговоре с нашим корреспондентом.

Серьёзным источником вызовов Байкальскому региону является, по мнению участников семинара, фактор соседства со странами АТР. К негативным моментам эксперты отнесли провинциализм (угрозу социального протеста, короткий горизонт планирования, пассивность), инертность и закрытость общества, а также рентную психологию. Всё это ведёт к отставанию в производительности труда по сравнению с мировыми показателями. Положительной характеристикой общества является высокая национальная терпимость, формирование наднационального сообщества сибиряков. К тому же регион обладает уникальным ресурсом, обеспечивающим общемировую узнаваемость региона, — озеро Байкал. Но на сегодняшний день имеет место неэффективное управление брендом «Байкал» и слабое использование потенциала озера как источника питьевой воды и туристического центра.

Байкальск — столица Байкальского региона

Соседние с Иркутской областью регионы проявляют высокую активность и во многом сегодня более успешны. Это относится как к Красноярскому краю, так и к Якутии. Однако экспертное сообщество считает, что будущее Иркутской области — за альянсом с Бурятией и Читинской областью. Тогда региону удастся реализовать идею «ворот в Азию». По мнению участников семинара, прибайкальским субъектам РФ следует интегрироваться. При объединении в Байкальский регион достигается серьёзный синергетический эффект. Объединённый регион получит доступ к границам Монголии и Китая, что позволит ему развивать в полной мере идею создания масштабного логистического центра. У него появятся уникальные туристические возможности, усилятся лоббистские. «В случае создания единого субъекта федерации Бурятия, Чита и Иркутск перестанут конкурировать и делить между собой Байкал», — отмечает депутат Законодательного собрания Татьяна Воронова.

Одна из групп даже определила опорные точки Байкальского региона. Иркутск должен стать инновационным образовательным научным и финансовым центром. Более того, эксперты предлагают использовать уникальный часовой пояс, в котором находится Приангарье, для предоставления посреднических услуг между финансовым центрами запада и востока. Улан-Удэ отведена роль межкультурного, межрелигиозного и туристического центра. Чита, собственно, и есть «окно в АТР» — межрегиональный центр управления транспортными потоками и логистики. Север региона — территория добычи и глубокой переработки природных ресурсов. Участники семинара предложили своеобразное решение проблемы свёртывания производства на Байкальском ЦБК, предложив разместить правительство Байкальского региона в Байкальске с последующей занятостью сотрудников предприятия в сервисных организациях. Участники семинара убеждены, что в регионе, ориентированном на привлечение туризма, существование БЦБК на берегу Байкала недопустимо.

Александр Берлин, профессор экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, считает ахиллесовой пятой «видения будущего» отсутствие институтов выявления новых идей. Комментируя итоги семинара, он отметил необходимость определиться с тем, кто будет его формировать. «Мне кажется, нужны приводные ремни, и здесь дело не в федеральном бюджете, — сказал Александр Берлин. — Необходимо сплочение гражданского общества. В регионе должен быть носитель этих идей, заинтересованный в том, чтобы тащить их на себе, пробивать дорогу в будущее. Нужны процедуры по выявлению этих идей».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры