издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Почётный донор

Потеря 5% подоходного налога будет стоить Иркутску 800 млн. рублей

От 400 до 800 млн. рублей может потерять бюджет Иркутска, если областным властям удастся убедить Заксобрание отнять у муниципалитетов 5% сборов подоходного налога и передать эту сумму в региональную казну. На прошлой неделе администрация внесла в ЗС третью по счёту инициативу об изменениях в закон о межбюджетных трансфертах. Областные власти уверены, что 1,1 млрд. рублей, изъятых у территорий-доноров, позволит сбалансировать бюджеты дотационных районов. Эксперты «ВСП», напротив, считают, что 5% НДФЛ никак не скажутся на бюджетной ситуации в регионе. А вот доноры расплатятся сполна, отдав на «размазывание каши по тарелке» по одной восьмой части бюджетов.

Очередное заседание рабочей группы по закону о межбюджетных трансфертах состоялось 15 мая. Проект закона «О внесении изменений в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» предлагает сократить нормативные отчисления в местные бюджеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на 5% и передать их в региональный бюджет. Сегодня на местный уровень переданы 45% отчислений по этому виду налога.

Распределение НДФЛ между региональным и местными бюджетами идёт по схеме: 60% к 40%. В Иркутской области это соотношение составляет 55 к 45%. Дополнительные 5% были переданы на местный уровень после серии скандалов с региональным законом «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» в 2005 году. После того как депутаты областного парламента два года назад приняли решение о передаче дополнительных отчислений по НДФЛ муниципалитетам, губернатор Борис Говорин наложил вето на закон. Новый глава области Александр Тишанин поддержал это решение. Однако уже осенью 2005 года депутаты преодолели вето. После этого администрация области дважды пыталась перевернуть ситуацию.

В октябре 2006 в Законодательном собрании появился законопроект Усольской районной Думы о возврате всё тех же 5% НДФЛ в ведение области. Вскоре он был снят, а на его месте появился точно такой же, но уже инициированный Александром Тишаниным. Однако парламент отклонил этот проект, так как к этому времени бюджет 2007 года прошёл первое чтение и концептуальные изменения, к которым относятся и налоговые, внести уже было нельзя. Однако губернатор, для которого вето на межбюджетный закон стало «любимой мозолью», вновь поднял тему весной 2007 года. На прошлой неделе стало известно, что департамент финансов внёс в Законодательное собрание законопроект о передаче 5% нормативов НДФЛ на областной уровень.

Иркутские власти — в числе тех, кто активно выступал против законопроекта, так как именно города-доноры в этом случае лишались значительной части доходов. Чего не скажешь об Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. В 2005 году она приняла сторону доноров, однако уже в 2006 сменила приоритеты. На этот раз верх одержали дотационные муниципалитеты, которые рассчитывают на дополнительные средства из областной казны за счёт спорных процентов.

Основной аргумент команды губернатора — за счёт 5% НДФЛ у муниципалитетов появятся дополнительные деньги на выплату заработной платы. Выгода очевидна для районов и городов, где муниципальная казна практически на 60-80% состоит из зарплат бюджетников, как, к примеру, в Чунском или Жигаловском районах. В Иркутске, напротив, только 38% бюджетных денег уходит на зарплаты. 15 мая в списке аргументов областной администрации появилась ещё одна строка. То, что в Иркутске идёт строительство моста через Ангару, областного онкологического центра, является достаточным основанием для изъятия у города «излишков» НДФЛ, заявили специалисты департамента финансов Иркутской области.

По информации, озвученной агентством «Сибирские новости» со ссылкой на председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Геннадия Истомина, цена 5% для местных бюджетов — около 1,1 млрд. рублей (для сравнения: в 2006 году называлась сумма в 837 млн.). Как заявил «ВСП» сам Геннадий Истомин, в результате изъятия процентов в пользу области шесть муниципалитетов проигрывают в доходах, около 30 получают дополнительные средства. Иркутск теряет около 403 млн. рублей.

Однако у муниципальных властей несколько иная точка зрения на суммы потерь.

Спикер городской Думы Андрей Лабыгин сообщил «ВСП», что для областного центра цена вопроса — около 600 млн. Региональный департамент финансов эту сумму оценивает скромнее. Те же 600 млн. он распределяет по трём городам-донорам — Иркутску, Ангарску и Братску. Но, по оценкам иркутских властей, в 2008 году только по одному областному центру цифра увеличится до 700-800 млн. рублей. В 2006 потери Иркутска по 5% НДФЛ оценивались почти в два с половиной раза ниже. Причина — постоянное повышение планки заработной платы. Иркутск в тройке городов-доноров теряет самую большую сумму. Сборы НДФЛ по Ангарску ниже в четыре раза, по Братску — примерно в пять раз.

Иркутские власти убеждены, что прежние нормативы должны быть сохранены, заявил Андрей Лабыгин. «В следующем году бюджетная политика должна измениться с учётом трёхлетнего планирования, и вносить какие-либо изменения в областное бюджетное законодательство накануне этого шага нецелесообразно, — считает Лабыгин. — В городах-донорах проживает 50% населения области, а передачей 5% НДФЛ на областной уровень «брешь» в муниципальных бюджетах дотационных территорий просто не закрыть. Это капля в море». Андрей Лабыгин отметил, что иркутский парламент в прошлом году «уже высказался» по вопросу передачи НДФЛ и, поскольку предложения обладминистрации не изменились, «будет нелогично», если Дума примет иное решение.

Геннадий Истомин заявил «ВСП», что областной парламент не намерен ориентироваться на интересы отдельных городов. «Нас интересует улучшение финансовой ситуации в целом по области. Пока ясно, что передача 5% на областной уровень проблему сбалансированности бюджетов не решит», — подчеркнул он. «Накормить» все муниципалитеты 5% НДФЛ не удастся, — согласен с коллегой источник, близкий к руководству ЗС. — Всё это напоминает размазывание каши по тарелке».

Надо отметить, что и в «крыле губернатора» нет единой позиции по подоходному налогу. Департамент финансов отстаивает право области на 5% НДФЛ. Однако две недели назад руководитель этого подразделения Ирина Бондарева на пресс-конференции заявила журналистам, что «беседовала с губернатором», пытаясь убедить его — спорные проценты должны быть оставлены муниципалитетам. Федеральное законодательство меняется в связи с переходом на трёхлетнее планирование бюджета. Будут изменены расчёты доходного потенциала региона, что скажется и на распределении налоговых сборов внутри области. В этом случае необходимость внесения изменений в закон о межбюджетных трансфертах в этом году отпадает, отмечала и заместитель И. Бондаревой Раиса Распутина. Тем не менее губернатор настоял на прежнем решении, и законопроект будет внесён на июньскую сессию Заксобрания.

Налог на доходы физлиц является на сегодняшний день «базовым» для области. На апрель 2007 года областные сборы по НДФЛ составили 2,1 млрд. рублей. Прогноз к концу 2007 года — 9,2 млрд. рублей. Доля Иркутска в этих прогнозах — не менее 2,1 млрд. рублей. Это 48% всего налогового потенциала города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры