издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Баррель – не только экономика, но и фактор геополитики

«Роснефть» вышла в мировые лидеры по запасам нефти и стала первой в России по её добыче и переработке

  • Автор: Александр САДОВНИКОВ

По результатам ежегодного аудита нефтяных и газовых запасов нефтяной компании «Роснефть», проведённого международным консультантом в области нефтегазового инжиниринга DeGolyer and MacNaughton, в 2006 году компания стала мировым лидером по доказанным запасам жидких углеводородов среди публичных нефтегазовых компаний.

Согласно анализу, подготовленному аудитором, на 31 декабря 2006г. «Роснефть» располагала чистыми оценочными доказанными запасами в размере свыше 20 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, что включает почти 16 млрд. барр. (более 2 млрд. тонн) нефти и около 25 трлн. кубических футов (более 700 млрд. кубометров) газа по классификации Международного общества инженеров-нефтяников (SPE). Таким образом, в 2006 году доказанные запасы углеводородов «Роснефти» увеличились более чем на 6%.

В итоге обеспеченность «Роснефти» запасами углеводородов на конец 2006 года составила 30 лет. При этом при нынешних темпах разработки компании хватит нефти на 27 лет, газа — на 51 год, уверяют аудиторы.

Увеличение доказанных запасов было обеспечено, в основном, за счёт продолжения проведения работ по геологоразведке и разработке месторождений в главном добывающем подразделении госкомпании – «Юганскнефтегазе», освоения Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, а также за счёт приобретения совместно с китайской компанией Sinopec добывающего предприятия «Удмуртнефть».

Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, комментируя итоги ежегодного аудита запасов, заявил, что они являются очередным значительным шагом в развитии его компании и подтверждают лидирующие позиции «Роснефти» в мировой нефтяной и газовой отрасли. В настоящий момент ключевой задачей компании является оптимальная разработка ресурсной базы. Мы намерены, отметил он, добиться самых высоких темпов роста в отрасли с целью приведения нашей позиции по нефтедобыче в мировой табели о рангах в соответствие с  позицией по запасам. Сергей Богданчиков также выразил уверенность, что «разнообразие и качество портфеля активов, подтверждённое DeGolyer and MacNaughton, станет прочной основой для достижения «Роснефтью» наилучших показателей роста среди нефтегазовых компаний мира».

Тем временем после покупки на аукционе восточносибирских и самарских активов обанкротившегося «ЮКОСа» «Роснефть» не только упрочила своё лидирующее положение по запасам, но и стала лидером по добыче нефти внутри страны.

Собственностью компании стала «Томскнефть», владеющая лицензиями на разработку 20 месторождений в Томской области и ХМАО. Её запасы по классификации SPE составляли 1,76 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, а добыча нефти в 2006 году достигла 11,6 млн. тонн. Также «Роснефть» купила Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию (ВСНК), владеющую лицензией на крупное Юрубченское месторождение в Иркутской области, характеризующееся наличием более 300 тонн извлекаемых запасов нефти и конденсата, и предприятие «Самаранефтегаз», добывшее в 2006 году 9,5 млн. тонн нефти.

В области нефтепереработки «Роснефть» купила на аукционах Ангарскую нефтехимическую компанию (АНХК), чьи перерабатывающие мощности составляют почти 16,5 млн. тонн нефти в год, Ачинский НПЗ мощностью 6,5 млн. тонн в год, а также три самарских нефтеперерабатывающих завода — Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский — с общей мощностью нефтепереработки в 20 млн. тонн в год. Кроме того, в числе восточносибирских активов собственностью «Роснефти» стали восемь компаний, владеющие 236 автозаправочными станциями (АЗС) с реализацией в 2 тысячи тонн нефтепродуктов ежегодно на каждой. Это позволило «Роснефти» не только существенно расширить масштабы своей операционной деятельности, но и достичь значительно более высокого уровня вертикальной интеграции.

При этом, по оценкам специалистов фондового рынка, на текущий момент имеет место существенная недооценка активов «Роснефти». Ведь именно на запасы российских нефтегазовых компаний, которые являются основой их стоимости, и обращают внимание международные стратегические инвесторы. Так, на сегодняшний день один баррель запасов «Роснефти» оценен фондовым рынком в 5,43 долл., а запасы крупнейших мировых компаний «стоят» в среднем почти 17 долларов. Таким образом, для роста капитализации «Роснефти» имеются весьма хорошие перспективы.

Рост активов «Роснефти» вполне закономерен и отражает существующие сегодня в мировом нефтегазовом секторе тенденции. А они таковы, что высокая цена углеводородов и их ограниченность усиливают безусловную значимость в экономиках стран роли национальных, государственных нефтедобывающих корпораций.

Абсолютно доминирующие до недавнего времени западные нефтяные компании сейчас неуклонно теряют свои позиции и вытесняются из нефтедобычи. Не допускают иностранцев на свои месторождения ряд ближневосточных стран, а Венесуэла проводит национализацию. Уже сегодня около 80 процентов запасов нефти находится на балансах национальных нефтяных компаний и для иностранцев закрыты. И когда основная часть запасов шельфа Северного моря и Мексиканского залива будет исчерпана, роль международных компаний в глобальной нефтедобыче сведётся к второстепенной.

В России также происходит укрепление положений госкомпаний и пересматривается участие иностранцев в освоении Сахалина, Восточной Сибири и арктического шельфа.

Понятно, что со стороны западного капитала это встречает резкое противодействие. То, что Россию пытаются прессинговать на нефтегазовом поле, уже давно не секрет. В этом ряду стоят безуспешные попытки заставить ратифицировать абсолютно невыгодную для нас Энергетическую хартию, противодействие строительству Северо-Европейского газопровода, попытки исключить из-под российского влияния партнёрство с нефте- и газодобывающими странами СНГ.

Есть и крайности. Так, в соответствии с политико-экономической идеологией западной элиты, изложенной, к примеру, в книге давнишнего антисоветчика и нынешнего антирусиста Збигнева Бжезинского — «Слабозаселённый природный парк», — России, как государству, фактически предписывается утрата политической и экономической независимости и раздел на сферы влияния между Западом и бурно развивающимся Востоком.

Угрозы эти вполне очевидны. Поэтому усиление ресурсной и экономической мощи «Роснефти» в отечественном и мировом нефтяном секторе также вполне объективно. Отечественный ТЭК перестраивается с учётом новых мировых реалий, в том числе и усиливая госсектор. Уже сейчас потенциал «Роснефти» волнует не только нефтедобывающие компании западных стран, но и их правительства. Впрочем, как России выстраивать конкурентную политику в нефтяной сфере, это наше внутреннее дело.

На правах рекламы

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры