издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Две разницы

В каких пропорциях смешивать туризм и бизнес

Вспомним недавнее прошлое: по данным на конец 1970-х годов, туристическая организация профсоюзов СССР была крупнейшим в мире туроператором: 760 экскурсионных бюро, 615 собственных и 200 арендуемых гостиниц и турбаз, 150 теплоходов. По отчётам 1983 года, там можно было одновременно разместить 373 тысячи туристов, а всего услугами этой турсистемы воспользовались 40 миллионов человек. Сегодня в России насчитывается до 13 тысяч зарегистрированных турфирм и агентств, деятельность которых нацелена прежде всего на обустройство и обслуживание маршрутов для иностранных гостей. И при этом россияне тратят на отдых за рубежом больше 20 миллиардов долларов! Только 20% субъектов Российской Федерации получают ощутимый приток средств от туризма, причём 80% иностранных гостей дают приход поступлений в бюджеты лишь Москвы и Санкт-Петербурга. Эти цифры назвал член-корреспондент РАН В.Суслов, представляющий Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН на конференции «Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации», состоявшейся в июне этого года в Улан-Удэ.

Пути создания и развития индустрии туризма в Прибайкалье на фоне проблем всероссийского уровня уже дважды обсуждались в Улан-Удэ. Через два года решено провести и третью международную конференцию «Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнёрство». Приведу конкретный пример из «бурятской жизни» в части инноваций турбизнеса: ещё в самом начале 1990-х годов турклуб «Даван» в Северобайкальске, курируемый мэрией, пропустил по минимально обустроенному в центральной части Байкальского хребта маршруту в палаточном варианте больше сотни иностранных туристов, взяв в аренду снаряжение и проводников в маститом турклубе Уфы. При минимуме затрат, чётком скользящем графике, использовании незагруженного водного транспорта турклуб и город неплохо заработали и подняли свой рейтинг.

А вот пример из другой тур-оперы. Летом 2006 года Бурятию посетил «десант» одной канадской фирмы с целью выбора мест для строительства всесезонных горных курортов высокого класса. Намечено сооружение четырёх городков на побережье Байкала, способных вместить более 60 тысяч горнолыжников одновременно. Для межсезонья будут созданы поля для гольфа, бассейны, теннисные корты, центр для проведения конференций, причалы для судов. Помимо восхищения размахом, не могу сдержать разочарования, ведь налицо явная аналогия с экспортом наших минеральных ресурсов в сыром виде без извлечения максимальной прибыли на месте их переработки. Прибыль от этих комплексов пойдёт иностранным инвесторам, а для территории останется мизерная рента. Как гроши за лес-кругляк…

На конференции в Улан-Удэ названы три «объективные причины», препятствующие развитию «рынка туризма» на Байкале: суровые климатические условия, удалённость от возможных потребителей туруслуг, отсутствие профессиональных кадров. Как человек, более сорока лет причастный к этой епархии, имею что возразить по каждому пункту.

Начнём с конца. Кадры тур-операторов и менеджеров в иркутских вузах готовятся уже, пожалуй, лет десять, и далеко не все могут найти работу по специальности. Что далеко ходить, наш иняз — один из старейших в стране, а его выпускники в последние годы не находят работу как переводчики. Теперь относительно проводников на маршрутах. Имеются десятки спортсменов высокой классификации во всех видах туризма, имеющих опыт управления большими группами на маршрутах любой сложности.

Что касается «суровых климатических условий», то, во-первых, не такие уж они суровые. А во-вторых, наш мороз – это наш капитал. Надо устраивать чартер для желающих прохладиться – глубоко, как следует! – в Иркутске, на Байкале, кроме всего прочего, единственном великом озере планеты, обязательно и надолго покрывающемся льдом.

Для западных европейцев и американцев Байкал – это действительно «удалённость», но ведь есть Япония, жители которой одни могут потреблять все туристические ресурсы Прибайкалья. Японцев привлекает экстремальность Байкала. Немаленькие группы японцев, как известно, уже дважды проходили сорокакилометровым маршрутом по льду озера между Листвянкой и Танхоем. Японский школьный учитель первым в мире переплыл наш Байкал с берега на берег – скромненько, без помпы, которая окружала неудачную попытку совершить такое американки Линн Кокс. Да, жители стран Юго-Восточной Азии — это наши антиподы и по климату, и по менталитету, но именно поэтому им у нас особо интересно.

Но почему, говоря о туриндустрии, все подразумевают прежде всего привлечение иностранцев? Валюта валютой, но забота о здоровье через активный отдых на природе — это необходимо и для наших соотечественников. На одном из совещаний в областной администрации руководитель агентства по туризму области Ирина Рютина отметила «пере-ориентацию рынка на внутренний туризм».

Недавно заместитель главы администрации Михаил Клоков заявил: сейчас начался третий этап реализации концепции развития туризма в Приангарье. Этот этап проходит вне особой экономической зоны, примыкающей к Байкалу: в Качугском, Казачинско-Ленском и Бодайбинском районах. Вот это – в самую точку. Наши северные районы могут стать особо привлекательными, ведь там много весьма интересного, а подчас – уникального. Это и наскальные рисунки-писаницы на Ленских столбах, и история золотодобычи и царской каторги, и лагеря ГУЛАГа, например, бывший лагерь на Ольхоне в урочище Песчанка, о котором знают даже не все местные жители.

Губернатор Александр Тишанин недавно подчеркнул необходимость разработки и реализации механизма управления турбизнесом. Туризм, включая туристический бизнес, базируясь на местных и частных инициативах в рамках различных программ, должен непременно включать государственное управление и контроль. Денежная прибыль должна идти прежде всего территориям, а прибыль в плане здоровья и информационного развития, повышения престижа России – нашему государству. Полагаю, обсуждение проблем туризма нужно продолжать на самом высоком уровне, например, включить эту тему в повестку V Байкальского экономического форума.

Александр КОШЕЛЕВ, заслуженный путешественник России, участник разработки проекта концепции развития туризма в Иркутской области

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры