издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Старый сценарий на новой сцене

Конфликт вокруг «Игирмы-Тайрику» разыгрывается по классическому сценарию рейдерских захватов

  • Автор: Сергей БЕЛОГЛАЗОВ

Напомним, что очередное обострение войны за «Игирму» - стабильно работающее на экспорт деревообрабатывающее предприятие, оснащённое современным оборудованием - началось в декабре прошлого года.

Решение об организации предприятия «Игирма-Тайрику» принято в июне 1987 года, когда соглашение об организации совместного предприятия скрепили подписями руководители Министерства лесной промышленности СССР и японского предприятия «Тайрику-Трейдинг». В марте 1988 года «Игирма-Тайрику» начало отгрузку пиломатериалов на экспорт, став одним из первых совместных предприятий в Восточной Сибири. Сегодня пред-приятие производит 14-14,5 тыс. кубометров лесоматериалов экспортного качества ежемесячно, в том числе — дефицитное толстомерное сырьё, а концу 2007 года готово довести ежемесячный выпуск до 18 тыс. кубометров.

С 2004 года на предприятие зачастили проверяющие, в погонах и без. Проверки, проводимые независимыми аудиторами, ОБЭП ГУВД Иркутской области и прокуратурой, дали противоречивые результаты. В итоге обе стороны конфликта были вынуждены обратиться в Генеральную прокуратуру: «Росимущество» — вроде бы отстаивая интересы государства, а руководство «Игирмы-Тайрику» — чтобы защитить предприятие от попыток захвата, ведущих к дискредитации руководства и дестабилизации работы.

Тем временем прокуратуры разных уровней то возбуждают уголовное дело, то прекращают его по решению суда. В марте 2005 года прокуратура Иркутской области в возбуждении уголовного дела отказывает, в январе 2006 года — возбуждает, через месяц Кировский районный суд города Иркутска признаёт это решение незаконным и необоснованным, а прокуратура области подаёт на кассацию.

В апреле 2006 года судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда выносит кассационное определение, оставившее постановление Кировского районного суда без изменения, а кассационное представление прокуратуры — без удовлетворения. Но через четыре дня Братский МРО управления по налоговым преступлениям ГУВД Иркутской области возбуждает уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество)…

В качестве плацдарма для на-ступления на предприятие, что называется, с тыла был использован давний, ещё 1991 года, спор о взаиморасчётах между Игирменским ОЛПХ, российско-японским предприятием «Игирма-Тайрику» и датской фирмой «Континентал Информэйшн» за поставку лесопильного оборудования.

Тогда леспромхоз хотел купить у датчан оборудование, но как организация, не имеющая права ведения внешнеэкономической деятельности, не мог за-ключить сделку, и был заключён договор, согласно которому «Игирма» покупала датскую линию, передавала её леспромхозу, а леспромхоз рассчитывался бартером — отгрузкой пиловочника.

Дальше получилась маленькая неувязочка в духе 90-х годов. «Игирма-Тайрику» датчанам деньги перегнала, получила с леспромхоза лес, продала его на экспорт, а валютную выручку перевела в рубли и перечислила на счёт леспромхоза. Вот только оборудование из Дании не поступило — по вине датского поставщика. Игирменский леспромхоз в 1999 году разорился и в 2004 году был ликвидирован, причём большую часть его имущества купила «Игирма-Тайрику» — поскольку предприятия жили, что называется, через забор. А в 2005 году датская компания вернула наконец 21 миллион рублей за непоставленное оборудование.

К тому времени компания «Игирма-Тайрику» не только являлась одним из лидеров лесной промышленности региона, но и — что важно! — уже прошла через череду судебных разбирательств. Сначала юристы «Игирмы» отбили обвинение в том, что фирма, рассчитываясь с леспромхозом, сыграла на курсовой разнице, незаконно получив шесть миллионов рублей. Арбитражный суд Иркутской области в июле 2006 постановил, что поскольку и Игирменский леспромхоз, и «Игирма-Тайрику» являлись российскими предприятиями, то взаимоотношения между ними не являются внешнеэкономической деятельностью и речь о курсовой разнице не идёт.

То, что «Игирма-Тайрику» не осталась должна леспромхозу, также подтверждено судом и отражено в реестре конкурсных кредиторов леспромхоза. Напротив, на момент банкротства Игирменский ОЛПХ был должен фирме 3 миллиона рублей, что дало основания «Игирме», как кредитору, выгодно приобрести его оборудование. Наконец, 31 марта 2004 года областной арбитражный суд принял решение о завершении конкурсного производства ОАО «Игирменский опытный леспромхоз», в котором среди погашенных задолженностей числилась задолженность второй очереди по заработной плате работникам.

Казалось бы, спор окончен, но в декабре 2006 года вдруг появляется группа бывших работников леспромхоза, настроенных чрезвычайно решительно. Они обратились в арбитражный суд с требованием отменить завершение конкурсного производства. В качестве основания для своего требования бывшие работники ЛПХ ссылались на факт поступления на счёт «Игирмы-Тайрику» тех самых датских денег. Их обращение сопровождалось соответствующим давлением на суд: в преддверии судебного разбирательства в Иркутске прошли пикеты в поддержку «бывших работников леспромхоза», а в средствах массовой информации развернулась медийная кампания, умело руководимая рукой профессионала. В результате срок конкурсного производства на ОАО «Игирменский опытный леспромхоз» был продлён до 27 июня 2007 года.

Но этого мало. Рейдеры наносят удар с третьего направления. Начинается давление на предприятие со стороны депутатов Государственной Думы, Федерального собрания. Вдруг небывалый интерес к деятельности «Игирмы-Тайрику» начинают проявлять депутаты Госдумы Николай Павлов (Тюмень), Олег Шеин (Астрахань), Юрий Савельев (Тульская область), Николай Леонов (Москва)… Кто эти люди? Что связывает их с крупным по областным меркам, но мизерным в масштабах Российской Федерации совместным предприятием? Вопрос риторический, ибо в окрестностях Железногорска-Илимского господ депутатов, увы, никто и никогда не видел.

Но усилия «доброжелателей» не пропали даром. Правда, вряд ли их неизвестный покровитель рассчитывал получить именно такой результат. Проверка, которую провела прокуратура Иркутской области по обращениям депутатов Госдумы Павлова Н.А. и Леонова Н.С., показала, что «содержащиеся в обращениях депутатов Государственной Думы доводы являлись предметом проверок, проведённых в 2005 году, по итогам которых 21.03.2005 прокуратурой области было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях руководства ООО «СП «Игирма-Тайрику» признаков преступлений». Такая формулировка содержится в ответе, направленном Иосифу Подашёву первым заместителем прокурора Иркутской области А. Ворониным. «В обращении депутата Государственной Думы Павлова Н.А. содержался довод об ухудшении экономического положения общества в связи с внесением изменений в Устав OОO «СП Игирма-Тайрику», касающихся ликвидации Совета директоров. Оснований для принятия мер прокуратурой не выявлено. Поскольку ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено право общества на образование Совета директоров, а не обязанность, решение об упразднении Совета директоров ООО «СП Игирма-Тайрику» не противоречит требованиям закона».

Из того же документа: «По данным Илимского отдела государственной статистики, ООО «СП Игирма-Тайрику» не имело и не имеет задолженности по заработной плате работникам со дня его создания. Заявителями сообщалось о дискриминационной экспортной политике и занижении цен на продукцию ООО «СП Игирма-Тайрику», реализуемую через японского участника. Установлено, что условие о реализации готовой продукции на японский рынок через японского участника ООО «СП Игирма-Тайрику» было заложено изначально в учредительный договор от 14.11.1992 между Иркутским территориальным агентством Госкомимущества РФ и японской фирмой «Тайрику-Трейдинг Ко., Лтд» при создании совместного предприятия «Игирма-Тайрику». Также прокуратура считает, что «российский участник в лице Территориального управления Росимущества по Иркутской области на основании п. 5 ст. 45 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае, если он полагает, что на совершение сделок по реализации продукции общества требовалось согласие общего собрания участников, вправе оспорить любые контракты в судебном порядке, однако каких-либо споров в суде по этому доводу не имеется». «Не подтверждены в ходе проверки доводы заявителей о занижении цен на продукцию ООО «СП Игирма-Тайрику», поставляемую через японского участника, в связи с чем выводы об ущербе, причинённом ООО «СП Игирма-Тайрику» поставкой продукции японскому участнику, не основаны на фактах».

Что касается проверки заявлений депутатов о нарушении налогового законодательства, то прокуратура установила следующее: «Решение о привлечении ООО «СП Игирма-Тайрику» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки за 2002 год обжалуется ООО «СП Игирма-Тайрику» в Арбитражном суде Иркутской области. Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа приняты обеспечительные меры, действие вышеуказанного решения налогового органа приостановлено до окончания производства в кассационной инстанции».

«По результатам проверки 21 мая 2007 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Об этих фактах было сообщено заявителям. Однако 18.06.2007 Нижнеилимским районным судом постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным».

Похоже, что по всем направлениям неизвестные недоброжелатели «Игирмы» получили полный отлуп. Но кто командует этим на-ступлением сразу по трём направлениям? Может быть, кому-то мешает лично Подашёв, на протяжении пятнадцати лет возглавлявший «Игирму-Тайрику»? Но Подашёв уже два года, как находится на пенсии, а предприятие возглавляет Станислав Каракуца, рекомендованный на эту должность губернатором Иркутской области Александром Тишаниным.

На самом деле ситуация развивается по классической схеме рейдерского захвата. Сначала предприятие «кошмарят» – наводят неразбериху, вселяют неуверенность и панику среди менеджеров чередой внезапных проверок, дезорганизуют хозяйственную деятельность, изымая финансовые документы, поддерживают видимость активности возмущённой общественности. Тем временем готовится главное — лишение участников предприятия их долей в бизнесе через правоохранительные и судебные органы (благо у крупных рейдеров ресурса хватает). В настоящее время 51 процент акций «Игирма-Тайрику» принадлежит российскому государству, 49 — японцам. Таким образом, можно предположить, что на данном этапе предприятие «кошмарят» из-за японского пакета. Но можно с высокой долей уверенности предположить, что следующей «жертвой» станет само государство. А иначе зачем рейдерам (а это в основном крупные частные корпорации) задействовать такие существенные силы и средства – не помогать же государству на свои деньги избавиться от японского партнёра и аккумулировать весь пакет предприятия. Такого альтруизма от бизнеса история не знает.

Кстати, на узком российском лесопромышленном рынке не много компаний, которые в состоянии организовать накат на таком высоком организационном и финансовом уровне, с организацией депутатских запросов и внезапных налоговых проверок. Более того, невооружённым взглядом видно, что почерк рейдеров удивительно схож с тактикой, которая ранее использовалась в отношении компании «Илим Палп», а также продолжает использоваться в «лесных войнах» вокруг ОАО «Котласский ЦБК» и ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (АЦБК). Вплоть до задействования депутатских запросов всё тех же господ депутатов Шеина, Савельева и Павлова.

Что же ожидает «Игирму» дальше? Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять, что готовятся новые удары по предприятию. Ведь сложно менеджерам рейдерских компаний оправдаться за потраченные ресурсы, которые привели к нулевым результатам. Тем более, не задействованы ещё технологии, которые имели место в отношении «Роснефти» и «Юкоса». Словом, разыграется экономический детектив по традиционному российскому сценарию, в котором интересы столичных рейдеров и коррумпированного чиновничества сталкиваются с интересами региона, местных предпринимателей и их иностранных партнёров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры